Перейти к содержанию

Зоопарковый мост (Кёльн)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зоопарковый мост
Официальное название нем. Zoobrücke
Область применения Автомобильный,
велосипедный,
пешеходный
Пересекает Рейн
Место расположения Кёльн (Северный Рейн-Вестфалия)
Конструкция
Тип конструкции балочный мост
Материал сталь
Основной пролёт 259 м
Общая длина 598,5 м[1]
Ширина моста 33 м
Эксплуатация
Открытие 22 ноября 1962 года
50°57′16″ с. ш. 6°58′31″ в. д.HGЯO

Зоопарковый мост (нем. Zoobrücke) — автодорожный металлический балочный мост через Рейн, расположенный в городе Кёльне (Германия, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия). Соединяет городские районы Ниппес[нем.] и Кёльн-Мюльхайм. По мосту проходит федеральная автодорога B55а[нем.] и малая кольцевая дорога Кёльна (улица Innere Kanalstraße), проложенная по маршруту бывшей кёльнской городской стены (de: Festungsring Köln). Мост проходит под линией кёльнской городской канатной дороги, открытой в рамках подготовки к федеральной парково-садовой выставке 1957 года (de: Bundesgartenschau 1957)

Выше по течению находится мост Гогенцоллернов, ниже — Мюльхаймский мост.

Вид на Зоопарковый и Мюльхаймский мост с колокольни Кёльнского собора

История

Впервые о необходимости строительства моста через Рейн в районе Innere Kanalstraße были выдвинуты ещё в 1953 году, но решение о строительстве моста и выделении необходимого финансирования кёльнский городской совет принял только в 1962 году.

На конкурс было представлено 16 вариантов, 14 из которых предлагали для русловой части моста стальные пролетные строения, 2 — железобетонные. В половине стальных вариантов в русловой части рассматривались балочные сплошные неразрезные, как правило, коробчатые пролётные строения, имеющие основные пролёты от 255 до 263 м; в другой половине стальных вариантов предусматривалось подобные же неразрезные пролётные строения с основными пролётами от 255 до 288 м, но работающие в сочетании со стальными вантами[2].

Для строительства моста был принят проект, предложенный архитектором Гердом Ломером[нем.]. Стальные конструкции моста были изготовлены компанией Rheinstahl Union Brückenbau[нем.]. Строительно-монтажные работы выполняли компании «Gutehoffnungshütte, Actienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb» и «Klöckner-Humboldt-Deutz AG»[3].

Когда мост начинал строиться в 1962 году, предполагалось, что он получит имя Северный мост (нем. Nordbrücke), но в 1963 году в результате опроса, проведенного среди читателей кёльнской ежедневной газеты, было принято решение о присвоении мосту имени Zoobrücke вследствие нахождения рядом с городским зоопарком. Первоначально планировалось, что стальные конструкции моста будут окрашены в красный цвет, но впоследствии было решено окрасить их в зелёный цвет, так как мост соединяет право- и левобережные части кёльнского пояса зелёных насаждений (de: Kölner Grüngürtel).

Мост был официально открыт 22 ноября 1962 года. Затраты на строительство составили 34 млн. марок.

Конструкция

Мостовой переход состоит из подходов-эстакад на обоих берегах и четырёхпролётного моста через Рейн. Общая длина мостового перехода составляет около 1300 м. Центральная часть моста представляет собой четырëхпролётную неразрезную балку сварной конструкции длиной 598 м. Схема разбивки на пролёты — 73,5 + 259,0 + 144,5 + 121,5 м. В поперечном сечении балка состоит из двух «коробок» замкнутого профиля и проезжей части, выполненной в виде ортотропной плиты из стальных листов толщиной от 12 до 26 мм, усиленных приваренными к ним продольными и поперечными ребрами. Высота балки плавно меняется от 10 м над речной опорой до 3,6 м у левобережного устоя и 3,9 у правобережного[1].

Вертикальные стенки балки усилены продольными и поперечными ребрами жёсткости, подавляющее большинство которых расположено внутри «коробок». На фасаде оставлены лишь немногие вертикальные ребра жёсткости. Тротуары моста вынесены на консоли, но к их наружным концам приварены дополнительные продольные листы: они образуют на фасаде четкую горизонтальную полосу, а в солнечные дни отбрасывают на стенку балки такую же четкую линию тени, которая зрительно уменьшает высоту балки, придавая мосту ещё большую стройность и динамичность[4].

Мост несимметричный – в русле реки размещена только одна опора, резко сдвинутая к правому берегу. Такое размещение было выбрано по архитектурно-композиционным соображениям, также это удобно для судоходства[5].

Мост предназначен для движения автотранспорта, велосипедистов и пешеходов. Ширина моста составляет 33 м (из них ширина проезжей части 22 м). Проезжая часть включает в себя 6 полос для движения автотранспорта (по 3 в каждом направлении). Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильное ограждение металлическое простого рисунка.

Панорама моста Zoobrücke
Панорама моста Zoobrücke

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Пунин, 1974, с. 130.
  2. Ильясевич С. А. Металлические коробчатые мосты. — М.: Транспорт, 1970. — С. 20. — 279 с.
  3. Zoobrücke// Structurae Архивная копия от 29 августа 2019 на Wayback Machine (англ.)
  4. Пунин, 1974, с. 131.
  5. Пунин, 1974, с. 129.

Литература

  • Пунин А. Л. Архитектура современных зарубежных мостов. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1974. — 168 с.
  • S. Spitzer, F. Mennekes. Zoobrücke. — Köln: Verlag der Buchhandlung Walther König, 2000. — ISBN 3-88375-434-X. (нем.)

Ссылки