Зеркальное отражение (рассказ)
Зеркальное отражение | |
---|---|
Mirror image | |
Жанр | рассказ |
Автор | Айзек Азимов |
Язык оригинала | английский |
Дата первой публикации | 1972 |
«Зеркальное отражение» (англ. Mirror image) — один из рассказов о роботах и применении трёх законов робототехники Айзека Азимова. Рассказ входит в цикл «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо». В русском переводе известно и другое название произведения: «Зеркальное отображение закона».
В СССР произведение было впервые опубликовано в антологии «Практичное изобретение» в 1974 году в серии «Зарубежная фантастика».
Рассказ был озвучен Владом Коппом и DJ Инкогнито в рамках проекта «Модель для сборки» в 2000 году.
Сюжет
К Элайджу Бейли[англ.] за помощью обратился Дэниел, который летел на корабле к Авроре, где должна была состояться научная конференция с участием известных и не очень математиков. И надо же было такому случиться, что два математика — доктор Себбет и доктор Гумбольдт оспаривают гениальную идею, которая пришла в голову одному из них. Всё осложняется тем, что камердинеры этих математиков — роботы, рассказывают одну и ту же историю, но с зеркальным отражением имён. Для капитана корабля крайне нежелательно, чтобы разразился скандал, ведь это плохо отразится и на его репутации; соответственно, решение конфликта может быть на руку и Земле в целом — капитан достаточно влиятельный человек на своей планете.
Бейли не может допросить самих математиков; они отказываются говорить с землянином. Ему приходится допросить роботов. Во время допроса, он приводит для каждого робота аргумент, который должен заставить его поменять показания на противоположные из-за Первого Закона Роботехники. Но в то время как робот Себбета меняет показания без проблем, робот Гумбольдта выходит из строя. Бейли заявляет, что первый робот просто переключился с правды на ложь, но второй переключился с лжи, подкрепленной приказом, на правду, что значительно труднее. Значит, в попытке плагиата виновен Гумбольдт. Под весом улик, тот признается.
Дэниел спрашивает, как Бейли пришел к такому выводу. Ведь он не роботехник: откуда ему знать, какой переход труднее? Бейли объясняет что, добившись асимметрии в показаниях, он просто использовал её, чтобы обвинить того математика, которого подозревал изначально. Ведь Себбет — молодой (по меркам космонитов) учёный, ему нет и пятидесяти, в то время как Гумбольдту за двести пятьдесят, и он считается одним из величайших математиков человечества. Соответственно, для Себбета Гумбольдт — едва ли не бог, которого он почитает с тех пор как начал заниматься математикой. Для Гумбольдта же Себбет — желторотый выскочка. Было очевидно, кто из них мог решить поделиться с другим блестящей идеей. И было так же очевидно, кто из них мог счесть себя вправе украсть идею другого.
Ссылки
- Информация о рассказе на сайте «Лаборатория Фантастики»
Для улучшения этой статьи желательно: |
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |