Зелёный шатёр

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зелёный шатёр
Жанр роман
Автор Людмила Улицкая
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 2010
Издательство «Эксмо»

«Зелёный шатёр» — роман Людмилы Улицкой в 30 рассказах, посвящённый зарождению инакомыслия в советском обществе и поколению шестидесятников-диссидентов. Опубликован издательством «Эксмо» в конце 2010 года.

Сюжет

В книге прослеживается судьба трёх школьных друзей — Ильи, Сани и Михи — в период от похорон Сталина до смерти Бродского в 1996 году. Все трое родились в Москве за год до войны и выросли без отцов. Их предки принадлежали к разным социальным группам — от пролетариата до аристократии. Отвращение к насилию, неспособность к драке гарантировали им невысокое место в школьной иерархии. К счастью, ребята попали под крыло талантливого педагога — Виктора Юльевича Шенгели, который организовал кружок любителей русской словесности. Люрсы (как они стали себя называть) оставались лучшими друзьями до самого окончания школы, после чего выбрали для себя разные профессии и пути в жизни.

На фестивале молодёжи и студентов Илья встретился и подружился с иностранцем, Пьером Зандом. Он стал отправлять Занду самиздатовские тексты и фотографии для публикации за рубежом, что постепенно превратилось в источник заработка. Желая обеспечить сыну-аутисту лучшее будущее, жена Ильи уехала в Америку. В конце концов Илья тоже выбрал путь эмиграции, так как его деятельность в самиздате становилась всё более опасной. Его вторая жена Ольга, оставшись в одиночестве, погрузилась в депрессию. Умерли супруги почти одновременно, хотя и по разные стороны «железного занавеса».

Рыжий еврейский юноша Миха, увлёкшись филологией и дефектологией, устроился учителем в подмосковный интернат для глухонемых детей. Потеряв работу как антисоветчик, он был вынужден искать подработки у Ильи и заниматься самиздатом. После ареста за антисоветскую деятельность личная жизнь Михи и его положение в обществе разлетелись вдребезги. Миха, будучи честен до нелепости, не смог пережить этой катастрофы и покончил с собой.

Саню от активного диссидентства избавило увлечение музыкой. Когда Миха попал в тюрьму, замкнутый Саня стал заботиться о его жене и ребёнке. После смерти любимой бабушки Саня отдалился от друзей и начал тоже подумывать об эмиграции. Пьер вызвался устроить ему фиктивный брак с американкой. После переезда в США Саня стал преподавать в консерватории. Книга заканчивается его посещением Иосифа Бродского накануне смерти поэта.

Художественные особенности

Жанр «Зелёного шатра» иногда определяется как публицистическая беллетристика: «это не роман, не историческое исследование и не публицистическая статья, а нечто среднее». Наряду с вымышленными персонажами, в книге действуют реальные лица, подчас слегка закамуфлированные: знаменитые писатели вроде Солженицына и Синявского, отправленный в психушку генерал, адвокат диссидентов Дина Аркадьевна. Серьёзный тон повествования расцвечивают юмором диссидентские байки[1].

Отзывы

  • Наталья Иванова: «Улицкая выстраивает (на самом деле это жизнь выстраивала) совершенно невероятные тре- и многоугольники — из диссидентов, гэбэшников, стукачей, жен, мужей, сестер, подруг и т. д. Она подносит близко к глазам читателя свой калейдоскоп — слишком быстро, на мой вкус, меняя картинку. Проходят, промелькивают десятилетия, потом автор возвращает читателя назад; швы не всегда сварены, главы торопливы — скорее пересказы, и в пересказах этих Улицкая тоже торопится и забывает о том, что она пишет всё-таки прозу, а не черновик с набросками и на живую нитку»[2].
  • Татьяна Григорьева: «Роман выглядит беглым пересказом русской истории и литературы второй половины XX века — от Сталина до Бродского, от Пастернака до бардов. <…> Сюжет складывается из отдельных, казалось бы не связанных между собой кусков, но их стягивают в единое повествование герои, часто не подозревающие об этом: они проходят мимо друг друга по улице, выходят замуж за друга брата соседа, наконец, читают одну и ту же книгу с промежутком в несколько лет. В каждой из глав на передний план выходит то один, то другой персонаж, пока другие на периферии уплотняют фон».

Адаптации

В 2012 году Анджей Бубень поставил в петербургском театре «Балтийский дом» спектакль по роману Улицкой[3].

Примечания

Ссылки