Зейдель, Рудольф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рудольф Зейдель
нем. Rudolf Seydel
Место рождения Дрезден
Язык(и) произведений немецкий
Значительные идеи умозрительный теизм
интеллектуальное созерцание
Оказавшие влияние Х. Г. Вейсе
Ф. фон Шеллинг

Георг Карл Рудольф Зейдель (нем. Georg Karl Rudolf Seydel; 27 мая 1835, Дрезден — 8 декабря 1892, Лейпциг) — немецкий философ и теолог.

Биография

Рудольф Зейдель родился в 1835 году в Дрездене. Поступив в 1852 году в Лейпцигский университет, изучал в нём богословие (под руководством Х. Г. Вейсе) и философию. В 1860 году прошёл хабилитацию, защитив диссертацию по теме «Развитие метафизики в рамках ионийской школы гилозоизма». С этого же года занимал место приват-доцента в Лейпцигском университете, преподавая философию, с 1865 года вёл также курс сравнительной истории религий; с 1867 года экстраординарный профессор философии Лейпцигского университета. В том же году участвовал в создании местного отделения Немецкого протестантского союза[нем.]. Состоял в масонской ложе, опубликовал ряд работ по масонству.

Теологическая доктрина

Зейдель — последователь умозрительного теизма Х. Г. Вейсе, посмертные сочинения которого он опубликовал. В своих философских и богословских воззрениях Зейдель был противником материалистических взглядов и сторонником доктрины абсолютного, изложенной Шеллингом, для объяснения которой им была введена идея интеллектуального созерцания[1]. Согласно Зейделю, человек интуитивно воспринимает Бога как абсолютный дух, логический, метафизический и религиозный Абсолют. Религия по Зейделю есть «жизнь в Боге, от Бога и для Бога», и человек инстинктивно с помощью религии ищет и находит единство с Богом, подчиняющее плотское начало божественному[2].

При этом с гносеологической точки зрения Зейдель придерживался критически-реалистических взглядов. Согласно его доктрине, философия религии должна рассматривать религиозное состояние души в свете рациональных воззрений, возводя религию в ранг идеальной науки. Поскольку познание — это проникновение во внутреннюю сущность вещей, Бога тоже надлежит познать как многовариантность мироздания и первичную жизненную силу[2].

Труды Рудольфа Зейделя

  • Философская система Шопенгауэра (Schopenhauers philosophisches System) Лейпциг, 1857
  • Logik oder Wissenschaft vom Wissen, 1866
  • Reden über Freimaurerei (Лиц., 1859);
  • Die Religion der Religionen (Лпц., 1872);
  • Ethik oder Wissenschaft vom Seinsollenden (Лпц., 1874);
  • Das Evangelium Jesu in seinem Verhältniss zur Buddhasage (Лпц., 1882);
  • Die Buddhalegende und das Leben Jesu nach den Evangelien (Лпц., 1884),
  • Будда и Христос (Buddha und Christus), 1884
  • Religion und Wissenschaft. Gesammelte Reden und Abhandlungen (Бресл., 1887);
  • Schlüssel zum objektiven Erkennen (Галле, 1889);
  • Vom Christentum Christi (Б., 1889) и др.
  • Religionsphilosophie im Umriß (под ред. Paul Wilhelm Schmiedel, 1893)

Примечания

  1. Seydel // Meyers Großes Konversations-Lexikon. — 6. Auflage. — 1905. — Bd. 18. — S. 392-393.
  2. 2,0 2,1 Rudolf Eisler. Seydel, Rudolf // Philosophen-Lexikon.. — Berlin, 1912. — S. 671-672.

Ссылки