Звучи, там-там!

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Звучи, там-там!
Постер фильма
Жанр комедия, детский фильм
Режиссёр Шарип Бейсембаев
Автор
сценария
Аким Тарази
Оператор Михаил Аранышев
Композитор Анатолий Бычков
Кинокомпания Казахфильм
Длительность 73 мин.
Страна  СССР
Год 1967
Ссылки
IMDb ID 0348498

«Звучи, там-там!» — советский цветной комедийный детский художественный фильм 1967 года режиссёра Шарипа Бейсембаева.

Сюжет

О приключениях трёх аульных озорников, собравшихся бежать в Африку, чтобы помочь угнетённым народам в их освободительной борьбе.

История советского кино. 1917—1967[1]

В одном из казахских аулов троица неугомонных школьников — заводила, озорник и выдумщик Арман и его друзья Мурун и Темиртон, затевают игру, изображающую борьбу африканцев за свободу в которой Арман берёт на себя роль Патриса Лумумбы, но в процессе игры никто из ребят не хочет изображать его противника Моиза Чомбе.

После долгих споров, ребята решают что они уже не маленькие, чтобы заниматься играми, и решают отправиться в Африку освобождать негров по-настоящему. И со всей серьёзность основательно начинают готовиться — изучают географию Африки и этнографию африканских племен, наспех изучают английский язык. Им часто снятся подвиги, которые защищая порабощенные африканские народы совершит их маленький отряд, конечно и без всяких сомнений героический.

Решив, что уже готовы, они собираются отправиться в дальнее путешествие — сбегают из дома и оправляются на железнодорожную станцию… и вдруг: «Африка сама приехала!» — они видят делегацию одной из африканских стран прибывшую к казахским колхозникам. Ребята возвращаются домой, встречать гостей.

В ролях

Критика

Как писал журнал «Искусство кино» (1982) в обзоре творчества режиссёра, этот фильм был «его настоящий дебют» (до этого снял лишь дипломную короткометражку и был сорежиссёром одного фильма), который «внушал надежды»[2], при этом в четырёхтомнике «История советского кино» отмечелось, что «интересный замысел получил на экране внешнее, плакатное решение»[1].

Журнал «Советский экран» выделил игру маленьких актёров — они не исполняли роли, а действительно, на полном серьёзе, перед камерой играли в «освобождение Конго», и снятый к жанре комедийно-бытовой драмы фильм был таким уже на этапе съемок — «актёры» своей «игрой» вносили поправки и добавляли достоверности происходящему в кадре:

…это такие же мальчишки, как и те, о которых написал свой первый сценарий молодой казахский писатель Аким Тарази: больше всего на свете они любят играть в войну. Нас познакомили на съемочной площадке. Арман — атаман и Муха еще не остыли от бега и не успели разжать кулаков. Круглую рожицу Кортика украшала очень «фотогеничная», но явно не предусмотренная сценарием ссадина. «Где ты так, Кортик?» — «Играл», — уклончиво ответил Кортик и спрятался за главного оператора Михаила Федоровича Аранышева. Одним словом, режиссеру Шарипу Бейсембаеву не пришлось объяснять «актёрам», как лазить по колодцам и прыгать с дувалов. … Режиссёр Шарип Бейсембаев снимает фильм для детей без всяких эстетических приманок для взрослых. Впрочем, нет, есть одна приманка. Речь — о самих мальчишках, неотразимых сорванцах, неисправимых мечтателях.

Советский экран, 1967

Призы и фестивали

  • Диплом за лучший детский кинофильм на VII-ом смотре фильмов республик Средней Азии и Казахстана (Фрунзе, 1968).

Примечания

  1. 1,0 1,1 История советского кино. 1917—1967 / Ред. коллегия: Х. Абул-Касымова и др.; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. — Москва: Искусство, 1969—1978. — 4 т.; — Том 4. — стр. 242
  2. Искусство кино, 1982

Источники