Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт»

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Запорожский авиационный ремонтный завод «МиГремонт»
Расположение  СССР Украина, Запорожье, [1]

Запорожский государственный авиационный ремонтный завод «МиГремонт» (укр. Запорізький державний авіаційний ремонтний завод "МіГремонт") — советский и украинский государственный авиаремонтный завод, расположенный в городе Запорожье.

Входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[2][3].

История

1940—1991

15 декабря 1940 года были созданы 57-е стационарные авиационные ремонтные мастерские, в дальнейшем ставшие базой для создания завода.

С 1978 года завод освоил ремонт самолета МиГ-25РБ.

С 1984 года завод освоил комплексную модернизацию самолетов типа МиГ-25.

После 1991

После провозглашения независимости Украины, авиаремонтный завод был передан в подчинение министерства обороны Украины.

В 1993 году завод начал освоение ремонта самолетов Су-27 и 24 июля 1994 года выполнил первый капитальный ремонт Су-27[4].

27 июля 1998 года завод был внесён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[5].

3 апреля 2002 года завод передал ВВС Украины отремонтированный штурмовик Су-25, однако при выполнении испытательного полёта самолёт разбился[6].

После создания 7 июня 2005 года концерна «Авиавоенремонт», завод вошёл в состав концерна.

По состоянию на начало 2008 года заводом были освоены:

  • модернизация самолётов МиГ-25 всех модификаций[1]
  • ремонт самолётов МиГ-25Р, МиГ-25РТБ, МиГ-25РТ, МиГ-25БМ, Су-17МЧР, Су-17М3, Су-17УМ3, Су-17М4, Су-25, Су-25УБ, Су-27[1]
  • ремонт авиационных управляемых средств поражения класса «воздух — воздух», «воздух — поверхность»[1]
  • установка нашлемных систем целеуказания и ведения огня[1]
  • установка спутниковых систем навигации, интегрированных в прицельно-навигационный комплекс самолёта[1]
  • модернизация прицельных комплексов[1]
  • оказание услуг военно-технического назначения: командирование советников и бригад специалистов[1]

В феврале 2010 года три работника завода были осуждены за шпионаж в пользу КНР[7][8].

В марте 2010 года на вооружение ВВС Украины были приняты модернизированный вариант штурмовика Су-25 и его учебно-боевого варианта Су-25УБ (получившие наименование Су-25М1 и Су-25УБМ1)[9], работы по модернизации Су-25 до уровня Су-25М1 осуществлял завод «МиГремонт»[10].

9 июня 2010 года Кабинет министров Украины принял постановление № 405, в соответствии с которым завод вошёл в перечень предприятий авиапромышленности Украины, получающих государственную поддержку[11].

После создания в декабре 2010 года государственного концерна «Укроборонпром», завод вошёл в состав концерна.

В течение 2012 года завод отремонтировал 11 боевых самолётов (шесть Су-27 и пять Су-25)[12]. Кроме того, в 2012 году на заводе «МиГремонт» был построен лёгкий одномоторный двухместный самолёт «Аист», разработанный днепропетровским НПП «Сокол» (в сентябре 2012 года при выполнении испытательного полёта самолёт разбился, в авиакатастрофе погибли два человека — лётчик-испытатель и бортинженер)[13].

В начале 2013 года на заводе работали 661 человек[14].

В январе 2013 года завод передал вооружённым силам Украины два отремонтированных истребителя Су-27[15]. Также, в 2013 году завод завершил разработку модернизированного варианта Су-25 и модернизированного варианта Су-27[16], однако в связи с отсутствием государственного заказа, предприятие работало неполную рабочую неделю[17].

В первые пять месяцев 2014 года имело место сокращение объёмов производства на 59,4 %[18]

В июне 2014 года министерство обороны Украины выделило заводу 32,55 млн гривен за продление межремонтного срока службы четырёх истребителей Су-27, средний ремонт двух Су-27 и восстановительные работы на одном штурмовике Су-25[19].

Осенью 2014 года министерство обороны Украины выделило заводу «МиГремонт» ещё 17,33 млн гривен на средний ремонт одного истребителя Су-27[20]

8 апреля 2015 министерство обороны Украины выделило заводу «МиГремонт» 21,22 млн гривен на ремонт истребителей Су-27[21] (8 октября 2015 после завершения ремонтно-восстановительных работ завод передал в войска один Су-27 и один Су-27УБ)[22][23].

В 2016 году завод отремонтировал и передал в войска ещё шесть самолётов (три истребителя Су-27, один Су-27УБ и два модернизированных штурмовика Су-25М1)[24] и завершил 2016 год с чистой прибылью 65 млн гривен[25].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 «МиГремонт», Запорожский государственный авиационный ремонтный завод // Предприятия оборонно-промышленного комплекса России и стран СНГ. Справочник. изд. 4-е, пер. М., 2008. стр.197-198
  2. Постанова Кабінету міністрів України № 1734 від 23 грудня 2004 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави». Дата обращения: 17 мая 2015. Архивировано 12 апреля 2017 года.
  3. Постанова Кабінету міністрів України № 83 від 4 березня 2015 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави». Дата обращения: 17 мая 2015. Архивировано 12 апреля 2017 года.
  4. Erich Bruijns. Lotnictwo myśliwskie Sił Powietrznych Ukrainy // "Lotnictwo Aviation International", № 6, 2018. str.76-79  (польск.)
  5. Постанова Кабінету міністрів України № 1151 від 27 липня 1998 р. «Про внесення змін і доповнень до переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави». Дата обращения: 13 апреля 2016. Архивировано 2 апреля 2016 года.
  6. В Запорожье произошла катастрофа самолёта Су-25 ВВС вооружённых сил Украины Архивная копия от 20 августа 2014 на Wayback Machine // «Defense Express» от 3 апреля 2002
  7. За шпионаж в пользу КНР осуждены трое граждан Украины Архивная копия от 3 июля 2015 на Wayback Machine // LB.UA от 2 февраля 2010
  8. Бывшие запорожские военные осуждены за шпионаж в пользу Китая Архивная копия от 2 июля 2015 на Wayback Machine // «Новости Запорожья» от 3 февраля 2010
  9. Украина приняла на вооружение самолеты Су-25УБМ1 и Су-25М1 Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // «РБК» от 15 марта 2010
  10. Бригада тактической авиации в Николаеве получила ещё один модернизированный штурмовик Су-25М1 Архивная копия от 1 ноября 2016 на Wayback Machine // «Новости ЦАМТО» от 1 октября 2012
  11. Кабмин утвердил перечень самолетостроительных предприятий, которым будет предоставлена господдержка Архивная копия от 26 июня 2015 на Wayback Machine // РБК — Украина от 10 июня 2010
  12. Запорожский завод «МиГремонт» отремонтировал в 2012 году 11 боевых самолетов Архивная копия от 12 июня 2015 на Wayback Machine // УНИАН от 18 апреля 2013
  13. Ярослав Маркин. Коллеги пилота самолета, разбившегося под Запорожьем: «Отказ двигателя не мог привести к катастрофе» (фото) Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // «Сегодня. UA» от 19 сентября 2012
  14. «МиГремонт» снова поднял в небо боевые истребители, а Минобороны задолжало заводу «несчастные» 40 миллионов Архивная копия от 4 июля 2015 на Wayback Machine // «Индустриалка» (Запорожье) от 19 апреля 2013
  15. Віктор Гедз. Э 100 відновлених літальних аппаратів! Архивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine // «Крила України» от 22 января 2013
  16. «Серед розробок, завершених у 2013 році… модернізація літаків Су-25 і Су-27 (ЗДАРЗ „МіГремонт“)»
    Укроборонпром в 2013 році вчетверо збільшив кількість розробок, запущених в серійне виробництво (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 26 февраля 2014
  17. «Государственный авиаремонтный завод „МиГремонт“ (Запорожье) в ближайшее время может перейти с четырёхдневной рабочей недели на трехдневку… руководители завода жалуются на отсутствие плана поступления авиатехники в ремонт»
    Минобороны // еженедельник «2000», № 31-32 (663) от 9 — 15 августа 2013
  18. Запорожская экономика продолжает падать, но менее интенсивно Архивная копия от 3 июля 2015 на Wayback Machine // «Комментарии: Запорожье» от 3 июля 2014
  19. На ремонт военных самолетов выделили почти 70 миллионов гривень Архивная копия от 12 июня 2015 на Wayback Machine // УНИАН от 1 июля 2014
  20. Армія відремонтує винищувач, «Бук», пушки та іншу зброю на 32 мільйони // «Нашi грошi» от 11 ноября 2014
  21. Армія відписала 11 мільйонів на авто й двигуни, 21 мільйон — на ремонт винищувачів // «Нашi грошi» от 17 апреля 2015
  22. Володимир Лазарєв. У воїнів-авіаторів – довгоочікуване бойове поповнення. Крила України (8.10.2015).
  23. Президент у Запоріжжі передав пілотам Повітряних Сил ЗС України два модернізовані літаки Су-27 та піднявся у повітря на одному з них Архивная копия от 15 октября 2015 на Wayback Machine // официальный сайт министерства обороны Украины от 14 октября 2015
  24. "Після ремонту на Запорізькому ДАРЗ «МіГРемонт» повернулися в стрій три винищувачі Су-27, а напередодні новорічних свят до них приєдналася й відремонтована «спарка» Су-27УБ. Фахівці цього заводу передали торік військовим авіаторам два модернізовані штурмовики Су-25М1"
    Віктор Гедз. Що гальмує виконання держзамовлення? // газета "Народна армія" від 27 січня 2017
  25. Лідери авіакластеру «Укроборонпрому»: «МіГремонт» отримав 65 млн грн прибутку в 2016 році Архивная копия от 10 мая 2017 на Wayback Machine // официальный сайт ГК "Укроборонпром" от 5 мая 2017