Записки Простодушного

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Записки Простодушного. Я в Европе
Жанр сборник (цикл) рассказов
Автор Аркадий Аверченко
Язык оригинала русский
Дата написания 1921
Дата первой публикации Константинополь, 1921

«Запи́ски Простоду́шного» — первый собственно эмигрантский сборник рассказов русского писателя Аркадия Тимофеевича Аверченко, изданный в сентябре 1921 года в Константинополе. Первое издание, вместо подзаголовка «Я в Европе»[1], сопровождалось подзаголовком: «… о нашей жизни, страданиях, приключениях, о том, как мы падали, поднимались и снова падали, о нашей жестокой борьбе и о тихих радостях». Второе издание, вместе с циклом «Я в Европе» о жизни в Чехословакии, было издано в Праге в 1923 году, в Берлине издано издательством «Север» в 1923 г.[1]

Проблематика цикла

«Записки Простодушного» открывают юмористическое и вместе с тем глубоко сатирическое направления в описании жизни русской эмиграции в Константинополе. Главный герой цикла рассказов — Простодушный, эволюция характера которого положена в основу цикла. В центр своего внимания писатель ставит не сами события, а их восприятие Простодушным, тем самым скрывая всякий драматизм жизни под внешней, комической стороной событий. Такой прием изображения эмигрантской действительности позволил Аверченко остро показать надломы человеческих душ.

… отныне я тоже решил «улыбаться на похоронах»…[2]

этими словами заканчивается «Предисловие Простодушного», первая миниатюра цикла, в которой рассказчик совершает своего рода апологию Дурака, «господина», который плакал на свадьбе, и смеялся на похоронах. Этот эпизод, как и многие другие в сборнике, выглядит весьма юмористично на первый взгляд, но на фоне предшествующих эмиграции автора событий (Первой мировой войны, Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны) мысль о том, что умерший человек, «наконец, устроился как следует», уже не кажется столь парадоксальной и смешной.

В «Записках Простодушного» автором изображается яркая галерея типов людей, на которых он обрушивает свои сатирические стрелы: русский военнопленный, «комиссионер удовольствий», «богомольный племянник», «Импресарио Шаляпина», Филимон Бузыкин, «благородная» девушка и др. Наиболее ярко сатирическое начало проявляется в рассказах «Константинопольский зверинец» и «Второе посещение зверинца», а также «Благородная девушка».

Однако наряду с сатирическими образами в рассказе изображены и персонажи, несущие в себе идею подлинно русского характера, явно импонирующие рассказчику и автору. В этом смысле весьма показательна миниатюра «О гробах, тараканах и о пустых внутри бабах», где рассказчик говорит о встрече с бывшими журналистом и поэтом, а также с сестрой журналиста. Они зарабатывают на жизнь, чем могут: один рекламирует ресторан, нарядившись картонным чучелом женщины, другой лежит в гробу у гадалки, а сестра журналиста на тараканьих бегах, как пишет Аверченко, «…состоит при зелёном таракане…».

Тараканьи бега — достаточно показательная реалия русской константинопольской жизни (см. также пьесу М. А. Булгакова «Бег», освещающую эту страницу истории русского зарубежья). В связи с этим рассказчик искренне восхищается русским характером:

Ой, крепок ещё русский человек, ежели ни гроб его не берет, ни карнавальное чучело не пугает, ежели простой таракан его кормит…[2]

Заканчиваются «Записки Простодушного» признанием героя в эволюции своего простодушного характера:

Гляжу я искоса в зеркало… — и нет больше простодушия в выражении лица моего…[2]

Композиция цикла

Все без исключения рассказы построены по двум твердым композиционным схемам: соблюдая традицию жанра «записок» (см., например, «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя) автор рассказывает либо 1) о событиях, происходивших в действительности с самим героем, либо 2) о событиях, о которых герою рассказывают другие персонажи. Такой подход к композиции «Записок Простодушного», по мнению исследователей[кого?], делает их наиболее целостным произведением Аркадия Аверченко.

Список рассказов

Цикл рассказов «Записки Простодушного» состоит из следующих рассказов (год издания указан для рассказов и разделов, отсутствующих в первом издании).

(Первое издание)

Чехо-Словакия (1923)

Примечания

  1. 1,0 1,1 Аверченко А. Записки Простодушного «Я в Европе». Турция, Чехо-Словакия (1923). Дата обращения: 16 сентября 2013. Архивировано 15 января 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Аверченко, А. Т. Собрание сочинений в шести томах. — Т. 6. — М., 2000. — Стр. 63-133.

Ссылки