Замараев, Гавриил Тихонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гавриил Тихонович Замараев
Дата рождения 1758(1758)
Дата смерти 19 (31) января 1823(1823-01-31)
Место смерти Москва
Жанр скульптор
Награды Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1779)[1]
Премии пенсия ИАХ (1780)[1]

Замара́ев Гавриил Тихонович (1758—1823) — русский скульптор, один из основоположников московской декоративно-монументальной скульптуры конца XVIII — начала XIX веков. Владел собственной скульптурной мастерской, лепным декором которой украшены многие московские здания[2][3].

Биография

Выходец из крепостных крестьян помещика Тульской губернии Л. А. Муромцева[4]. Учился в Императорской Академии художеств у Ф. Г. Гордеева и Н. Ф. Жилле. Во время учёбы в Академии получал награды: малая серебряная медаль (1777), большая серебряная (1778) и большая золотая медаль (1779). Выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени. Был отправлен пенсионером Академии в Париж (1780)[1]. Находился в пенсионерской поездке во Франции (1780—1784), где учился в Парижской академии художеств у скульптора Жана Батиста Пигаля. По возвращении в Россию получил звание «назначенного в академики» (1784) за фигуру «Святой мученик Севастиан»[5] С 1784 года жил и работал в Москве[2][3].

Замараев сотрудничал со многими известными московскими зодчими конца XVIII — начала XIX веков: М. Ф. Казаковым, Д. И. Жилярди, И. В. Еготовым, А. Г. Григорьевым. Автор декора Оружейной палаты (барельефа «Крещение россиян св. Владимиром», бюстов и статуй — богатыря Добрыни, князя В. В. Голицына и других), Странноприимного дома (барельефов «Воскрешение Лазаря» и «Избиение младенцев» — в церкви; «Любовь», «Изобилие», «Правосудие» и «Милосердие» — в Столовом зале), Арсенала (арматура), Сенатского дворца (18 горельефных панно в Екатерининском зале). Принимал участие в работах по устройству триумфальных ворот к коронации императора Павла I. В 1818 году выполнил барельеф и герб на фронтоне восстановленного после пожара здания Московского университета. Выполнял многочисленные частные заказы (фризы на фасаде Останкинского дворца, доме графа Румянцева, скульптурный декор зала Благородного собрания и другие). Автор ряда надгробий на кладбище Донского монастыря. Выполненные в мастерской Г. Т. Замараева три маскарона в виде львиных голов на замко́вых камнях использованы в оформлении многих московских зданий[3][2].

Умер в 1823 году в нищете, оставив семью на попечение Странноприимного дома[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Кондаков, 1915, Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, с. 254.
  2. 2,0 2,1 2,2 Коновалов, 2012, с. 209.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Московская энциклопедия, 2007, с. 601.
  4. Амшинская А. М. Василий Андреевич Тропинин: 1776—1857. — М.: Искусство, 1970. — С. 224. — 244 с.
  5. Кондаков, 1915, с. 254.

Литература

  • Грибко Л. П., Грибко А. В. Музы скульптора Замараева. — М.: Век-2, 2008. — 112 с. — ISBN 978-5-85099-179-1.
  • Коновалов Э. Г. Новый полный биографический словарь русских художников. — М.: Эксмо, 2012. — С. 209—210. — 624 с. — (Шедевры мирового искусства). — ISBN 978-5-699-53614-6.
  • Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Т. I, Лица Москвы. — С. 601. — 639 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-903633-01-2.
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 254. — 459 с.

Ссылки