Закс, Эрнст (изобретатель)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эрнст Закс

Эрнст Закс (нем. Ernst Sachs, 22 ноября 18672 июля 1932) — немецкий механик, промышленник известный как изобретатель велосипедной тормозной втулки «Торпедо».

Биографическая справка

Эрнст Закс родился 22 ноября 1867 года в городе Констанц-Петерхаузен (нем. Konstanz-Petershausen).

Его отец был плотником и имел собственную лесопилку, где работало 70 рабочих. После окончания начальной школы в возрасте 13 лет, он учился в районной школе в Цюрихе. После этого обучался профессии слесаря-инструментальщика в Штутгарте на фабрике по производству механических пил.

Впоследствии Э. Закс работал на механическом заводе точных машин во Франкфурте механиком. Он увлекся модными тогда велосипедами. В возрасте 20 лет, Закс собственноручно построил себе двухколесный велосипед типа «Пенни-фартинг». Впоследствии он приобрёл профессиональный велосипед с резиновыми покрышками, был членом велосипедного клуба, принимал участие в гонках, претендовал на призовые места.[1]

Э. Закс женился на дочери предпринимателя Вильгельма Хопфингера (Wilhelm Höpflinger), Барбаре и переехал в город Швайнфурт (нем. Schweinfurt). Велосипеды стали его основным увлечением, он работал над совершенствованием ступиц колес с использованием шариковых подшипников.[2]

Деятельность

В 1898 году на выставке в Англии Эрнст Закс впервые презентовал ступицу заднего колеса велосипеда с обгонной муфтой (свободным ходом) собственной конструкции. На то время подобные втулки уже существовали, но были более сложной конструкции и без тормозов, несмотря на это модель Эрнста Закса не получила должной оценки.

После усовершенствования в 1903 году Закс запатентовал новую конструкцию втулки заднего колеса со свободным ходом и внутренним тормозным механизмом, оснащённую шариковыми подшипниками. Впоследствии она получила название «Torpedo». Удачная конструкция механизма втулки обеспечивала лёгкий ход велосипеда, хороший накат и надёжное торможение. Это изобретение стало революционным в истории развития велосипеда.[3]

1 августа 1895 года при содействии тестя Вильгельма Хопфингера, Эрнст Закс вместе с коммерческим компаньоном Карлом Фихтелем (нем. Karl Fichtel (1853-1911)), основал в городе Швайнфурт предприятие «Schweinfurter Präzisions-Kugellagerwerke Fichtel & Sachs» которое начало массовое производство подшипников качения и велосипедных односкоростных тормозных втулок «Торпедо». Благодаря сравнительно простой конструкции, надёжности, эффективному торможению и лёгкости настройки, новая втулка быстро завоевала всемирную популярность. В 1905 году Закс разработал также двухскоростную втулку с планетарным редуктором, а впоследствии и трёхскоростную. Был автором около 100 патентованных изобретений.[1]

Производство велосипедных втулок и подшипников качения для промышленности и машин принесло значительный капитал. Под давлением экономических обстоятельств в 1929 году Закс вынужден был продать основной пакет акций подразделения по производству шариковых подшипников шведскому концерну SKF.[источник не указан 2507 дней] Эрнст Закс был председателем наблюдательного совета объединения немецких производителей шариковых подшипников.

Как предусмотрительный предприниматель, Эрнст Закс удачно вложил вырученные средства в развитие нового направления: производство двигателей внутреннего сгорания для велосипедов, мотоциклов и амортизаторов и систем сцепления для автомототехники. Компания «Sachs» в Швайнфурте существует и сегодня.

Эрнст Закс умер 2 июля 1932 года после непродолжительной болезни в возрасте 64 лет от лейкемии. Дело отца продолжил его сын Вилли Закс.

См. также

Источники и ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 Biographie, Deutsche Sachs, Ernst - Deutsche Biographie (нем.). www.deutsche-biographie.de. Дата обращения: 20 апреля 2017. Архивировано 23 декабря 2017 года.
  2. Volker Briese «Fichtel&Sachs: Zur Geschichte eines der erfolgreichsten Unternehmen der deutschen Fahrradindustrie», Fahrradzukunft ISSN 2366-8016, Ausgabe 17/2014
  3. Jutta Franke: Illustrierte Fahrrad-Geschichte. Mit Beiträgen von Maria Borgmann, Klaus Budzinski, Helmut Lindner, Otto Lührs, Christian Wegner. Berlin, 1987 (Museum für Verkehr und Technik). S. 17