Задача-блок
Задача-блок (англ. block) — задача с начальной позицией, в которой у белых готов ответ на любой ход чёрных. Различают несколько форм блоков (главным образом в двухходовке):
а) неполный (англ. incomplete block) — мат готов на любой ход, кроме одного (неполный цугцванг для чёрных); при этом вступительный ход белых подготавливает ответ и на этот ход;
б) с выжидательным 1-м ходом (полный цугцванг) (англ. waiter) — все заготовленные маты остаются без изменения;
в) с добавлением игры — добавляются новые варианты, помимо имеющихся в начальной позиции;
г) с переменой матов на некоторые или на все ходы чёрных (англ. mutate) — наиболее распространённая форма, см.
примеры №1, №2;
д) с переходом от цугцванга к угрозе в решении (англ. block — threat) — случаи г) и д) часто ассоциируются с задачами на тему перемены игры;
е) с продолженной игрой (продолженные задачи) — первоначально задание выполняется в исходной позиции, затем после 1-го хода белых в решении первой задачи возникает новая позиция с аналогичным заданием и так далее; в случае, когда в новой позиции решает возвращение к начальной позиции прежней задачи, говорят о «вечном движении» («перпетуум мобиле») или о задаче-блоке «маятникового типа» («маятнике»), см. пример №2;
ж) псевдодвухходовка, псевдотрёхходовка и т. д. (англ. pseudo-twomover, pseudo-threemover etc.) — в начальной позиции без вступительного хода задание выполняется в 2 хода (3 или более), однако после вступления для решения требуется большее число ходов, см. пример №3.
Примеры
В начальной позиции готовы маты на все ходы чёрных:
1...Крс4 2.Ф:d4#,
1...Кр:с6 2.Фd7#,
1...Кре4 (С ~) 2.Фе5# и 1...Кр:е6 2.Kf4#.
После 1.Фf8! (цугцванг) маты меняются:
1...Крс4 2.Фс5#,
1...Кр:с6 2.Фа8#,
1...Кре4 (С ~) 2.Фf5# и 1...Кр:е6 2.Кс7#
В начальной позиции готовы маты на все ходы чёрных:
1...Кe~ 2.d3#,
1...Кd3 2.f3#,
1...Кf3 2.Фh7#,
1...Kg~ 2.Фe3#.
После 1.Фa3! (цугцванг) маты в главных вариантах меняются:
1...Кe~ 2.f3#,
1...Кd3 2.Фа8#,
1...Кf3 2.d3#,
(1...Kg~ 2.Фe3#).
b) После первого хода решения (1.Фа3) возникает новая задача, в которой решает возврат к начальной позиции первой задачи:
1.Фh3!
Задача-блок маятникового типа (перпетуум-мобиле).
В начальной позиции всё готово (чёрные в цугцванге):
1...Ф~ 2.Kc7(d6)#.
Белые передают очередь хода с помощью типового маневра — королевского «треугольника»:
1.Kpe1! Фa5+ 2.Кpf1 Фа6 3.Кре2!
Возникла начальная позиция задачи, но с ходом чёрных.
3...Ф~ 4.Kc7(d6)#, 3...Ф:b5+ 4.C:b5#.
Классическая псевдодвухходовка.
Литература
- Шахматы: энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 39. — 621 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3.
- Словарь терминов шахматной композиции / М. Б. Басистый. — К.: Книга, 2004. — С. 138, 188. — 624 с. — ISBN 966-96424-0-1.
- Владимиров Я. Г. 1000 шахматных задач. — М.: АСТ, 2001. — С. 218, 439—440. — 490 с. — ISBN 978-5-17-008347-3.