Перейти к содержанию

Заволжские старцы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нило-Сорская пустынь. Гравюра XIX века

Заво́лжские ста́рцы — собирательное название монахов Заволжья, преимущественно Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей. В XVI веке составили особое движение внутри русского православия, во главе которого стал Нил Сорский.

В конце XV и начале XVI века они стали известными как отдельная партия по своим гуманным воззрениям, образованности и критицизму, резко проявившимся в борьбе с противоположной партией Иосифа Волоцкого.

Основываясь на евангельском учении о любви и милостыне, заволжские старцы требовали на Соборе 1490 года, а затем в двух посланиях (1504 и 1505 годы), из которых второе до нас не дошло (первое напечатано в «Древней российской вивлиофике, ч. XVI»), гуманного отношения к еретикам (жидовствующим): они предлагали лишь упорных еретиков отлучать от Церкви, а раскаявшихся полностью прощать.

Старец Герман даже доказывал, что о еретиках нужно только молиться, а не судить их или наказывать. Это заступничество, а также некоторые другие черты сходства между жидовствующими и старцами — критицизм, обличение пороков монашества, сравнительная образованность — навлекли на старцев обвинение в ереси.

Таким же образом истолковано было заявление, сделанное старцами на Соборе 1503 года, что монастырям неприлично владеть землями и крестьянами. По их мнению, обладание землей ставило духовенство в зависимость от мирской власти, лишало его самостоятельности в столкновениях с последней, не позволяло обличать и сдерживать сильных мира, деморализировало монашество. Они считали такой порядок вещей противоречащим Евангелию, не согласующимся с жизнью древних русских подвижников. Лучше раздавать богатство нищим, учили они, чем украшать храмы. Вообще, внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого.

Несмотря на то, что старцы столкнулись с полным отсутствием сочувствия, даже враждебным отношением большинства, они открыто и резко высказывали свои мнения. Так, они протестовали против постановления Собора 1503 года, лишавшего всех вдовых диаконов и священников права совершать богослужение.

Развод Василия III с женой и новый брак его вызвали смелое осуждение со стороны заволжцев.

В 1523 году один из заволжцев, троицкий игумен Порфирий, был посажен в тюрьму за то, что вступился за князя Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключённого в тюрьму, несмотря на клятвы и «опасные» грамоты великого князя и митрополита Даниила.

Во главе заволжских старцев стоял Нил Сорский, вокруг которого объединились его учитель Паисий Ярославов, Вассиан Патрикеев, старец Герман († 1533), Гурий Тушин († 1526), епископ Рязанский Кассиан, троицкий игумен Порфирий и другие старцы заволжских монастырей.

Руководимые Нилом Сорским, старцы стремились к нравственному совершенствованию путём критического, сознательного изучения Священного Писания. Убеждённые, что каждый — духовный или мирянин — должен учительствовать, старцы энергично пропагандировали своё учение.

Страстные, живо изложенные послания Вассиана Патрикеева, вышедшие из школы заволжских старцев, распространяли гуманные начала этого учения, давали религиозной жизни современного русского человека внутреннее содержание и возрождали духовные, идеальные интересы, задавленные формализмом.

Литература