Забелин, Владимир Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Николаевич Забелин
Капитан В. Н. Забелин. 1950 годКапитан В. Н. Забелин. 1950 год
Дата рождения 16 июля 1921(1921-07-16)
Место рождения х. Гостино, Царицынская губерния, РСФСР
Дата смерти 15 июля 2011(2011-07-15) (89 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская Федерация
Принадлежность  СССР
Род войск Военно-воздушные силы
Годы службы 1940—1971
Звание Полковник ВВС СССР полковник
Часть  • 11-й запасной бомбардировочный авиационный полк;
 • 26-й запасной истребительный авиационный полк;
 • 91-й истребительный авиационный полк;
 • 25-й запасной истребительный аиационный полк;
 • Армавирское военное авиационное училище лётчиков;
 • 5-й истребительный авиационный полк;
 • 821-й истребительный авиационный полк;
 • 256-й истребительный авиационный полк;
 • 911-й истребительный авиационный полк;
 • 229-я истребительная авиационная дивизия;
 • 1-я гвардейская истребительно-бомбардировочная авиационная дивизия;
 • 76-я воздушная армия
Сражения/войны Великая Отечественная война
Корейская война
Награды и премии
Орден Ленина Орден Отечественной войны II степени Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За боевые заслуги»

Владимир Николаевич Забелин (1921—2011) — советский лётчик-ас, участник Великой Отечественной и Корейской войн. Полковник.

В Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Советской Армии служил с декабря 1940 года. В годы Великой Отечественной войны готовил лётные кадры для истребительной авиации ВВС РККА. В сентябре 1944 года самовольно сбежал в действующую армию. До декабря 1944 года принимал участие в боях на 1-м Украинском фронте, в том числе в Карпатско-Дуклинской операции. Сбил один самолёт противника. Затем был отозван с фронта и вернулся на инструкторскую работу.

После окончания Великой Отечественной войны освоил новые типы реактивных истребителей. С февраля по август 1952 года участвовал в Корейской войне. Сбил 9 американских самолётов. Представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Ленина.

В дальнейшем продолжал службу в ВВС СССР, командовал истребительным полком и бомбардировочной дивизией. В запас уволился в июне 1971 года с должности начальника службы безопасности полётов 76-й воздушной армии. Жил и работал в Ленинграде (с 1991 года — Санкт-Петербург).

Биография

Довоенная биография

Владимир Николаевич Забелин родился 16 июля 1921 года на хуторе Гостино Царицынского уезда Царицынской губернии РСФСР (ныне Дубовский район Волгоградской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Русский. С 1934 года с родителями проживал в городе Сталинграде. Ещё во время учёбы в школе Владимир Николаевич решил стать военным лётчиком. Пройдя медицинскую комиссию, он в 1940 году поступил в Сталинградский областной аэроклуб. Прошёл обучение на самолёте У-2. Окончив в 1940 году десять классов школы, он осенью того же года завершил курс обучения в аэроклубе и по комсомольской путёвке через военкомат был направлен в Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова. В декабре 1940 года В. Н. Забелин был зачислен курсантом в 7-ю учебную эскадрилью.

Великая Отечественная война

К лету 1941 года Владимир Николаевич прошёл полный курс теоретической подготовки на истребителе И-16 и только приступил к практическим полётам, как началась война. Училище было эвакуировано в город Евлах Азербайджанской ССР. В июне 1942 года обучение на И-16 было завершено, и многие курсанты были направлены на фронт. Но наиболее перспективные выпускники были отобраны для переобучения на новом истребителе ЛаГГ-3. Среди них оказался и В. Н. Забелин. Владимир Николаевич летом 1943 года успешно окончил курс обучения, но вместо фронта в августе 1943 года его направили лётчиком-инструктором в 11-й запасной смешанный авиационный полк 4-й запасной авиационной бригады Северо-Кавказского военного округа. 29 августа 1943 года младший лейтенант В. Н. Забелин был зачислен в 3-ю учебную истребительную авиационную эскадрилью полка, которая базировалась на аэродроме Кировабад-Западный. За период с 15 сентября 1943 года по 7 июля 1944 года только на «хорошо» и «отлично» он подготовил для фронта 24 лётчика-истребителя на самолётах Р-39 «Аэрокобра».

В июле 1944 года младший лейтенант В. Н. Забелин был переведён лётчиком-инструктором в 26-й запасной истребительный авиационный полк той же 4-й запасной авиационной бригады, который дислоцировался на станции Сандары близ Тбилиси. О фронте он уже и не мечтал, когда в сентябре 1944 года его с ещё тремя лётчиками-инструкторами вызвали в штаб полка и поручили перегнать на фронт четыре подарочных Як-3, приобретённых на средства трудящихся Грузии. Самолёты предназначались для 91-го истребительного авиационного полка 256-й истребительной авиационной дивизии, которая вела бои в Польше в составе 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В годы войны многим лётчикам-инструкторам, лидировавшим маршевые эскадрильи на фронт, удавалось остаться в боевых частях. Прибывшие из Закавказья лётчики смогли уговорить командира полка подполковника А. Р. Ковалёва оставить их в части. Младший лейтенант В. Н. Забелин успел поучаствовать в Карпатско-Дуклинской фронтовой операции и последующих боевых операциях полка. За период с сентября по декабрь 1944 года Владимир Николаевич произвёл более 20 успешных боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, на прикрытие наземных войск и разведку. На фронте он участвовал в четырёх воздушных боях. 26 октября 1944 года в районе юго-западнее города Ясло сбил лично немецкий истребитель FW-190. Однако в декабре 1944 года по прямому приказу главкома ВВС лётчиков отправили обратно в запасной полк. По возвращении с фронта В. Н. Забелина перевели лётчиком-инструктором в 25-й запасной истребительный авиационный полк, расквартированный в Кутаиси. Во время службы в полку с Владимиром Николаевичем произошёл неприятный случай. Во время выполнения учебно-тренировочного полёта на самолёте УТ-2 по маршруту вдоль реки Риони произошёл отказ двигателя. Лётчику пришлось сажать самолёт на небольшой огород у какого-то аула недалеко от Самтредиа. УТ-2 удалось остановить в нескольких метрах от края пропасти. За спасение материальной базы и жизни курсанта В. Н. Забелину было присвоено звание лейтенанта.

Межвоенный период

До конца войны Владимир Николаевич продолжал обучать лётные кадры, подготовив для фронта не одну сотню лётчиков-истребителей. Весной 1946 года 25-й запасной истребительный авиационный полк был расформирован, а старшего лейтенанта Забелина перевели на инструкторскую работу в Армавирское военное авиационное училище лётчиков, где он продолжил службу в качестве командира звена.

«Практически я в этом училище ничего не делал, в полетах не участвовал. Мне и ЗАП надоел, а уж училище тем более. Хотелось в строевую часть. Долго этот вопрос решался, и только где-то в конце сентября 1946, меня перевели на Дальний Восток»

 — вспоминал впоследствии Владимир Николаевич. Новым местом службы стал 5-й истребительный авиационный полк 249-й истребительной авиационной дивизии 9-й воздушной армии Дальневосточного военного округа. Весной 1947 года Владимиру Николаевичу было присвоено звание капитана и в апреле его перевели на должность заместителя командира 3-й авиационной эскадрильи по лётной подготовке 821-го истребительного авиационного полка 190-й истребительной авиационной дивизии 54-й воздушной армии. Полк базировался на авиабазе возле села Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края. К началу 1951 года полк был перевооружён новыми истребителями МиГ-15, а в 1951 году в ВВС ДальВО стали поступать и МиГ-15бис.

Война в Корее

К началу 1952 года война на Корейском полуострове бушевала уже полтора года. Военные неудачи режима Ким Ир Сена в сентябре 1950 года и вторжение вооружённых сил ООН на территорию Северной Кореи предопределили вступление в войну на стороне Пхеньяна коммунистического Китая. Одновременно Мао Цзэдун требовал от Сталина обещанной помощи, но советское правительство ограничилось лишь отправкой в Корею авиационных соединений и частей ПВО. 2 февраля 1952 года в КНДР прибыли и лётчики 821-го истребительного авиационного полка, среди которых был и капитан Забелин. Приняв истребители от лётчиков 18-го полка 303-й истребительной авиационной дивизии, они 12 февраля 1952 года включились в боевую работу. За время участия в боевых действиях на Корейском полуострове 821-й истребительный авиационный полк действовал с аэродромов Аньдун, Мяогоу и Дапу.

Первый самолёт противника в Корейской войне капитан В. Н. Забелин сбил 16 марта 1952 года. В этот день полк поднялся в небо для перехвата американской армады штурмовиков, следовавших под прикрытием своих истребителей. Бой произошёл в районе комплекса Супхун-ГЭС в бассейне реки Амноккан. Самолётов противника было более сотни, однако американцы поспешили ретироваться с поля боя, уйдя в сторону моря. Тем не менее советским лётчикам удалось догнать несколько американских истребителей. Один из F-86 «Сейбр» попал в перекрестье прицела капитана В. Н. Забелина и был сбит. 6 апреля 1952 года 24 МиГ-15 при патрулировании воздушного пространства в районе Бихен обнаружили группу из 30 Сейбров. В скоротечном бою советские пилоты сбили 6 вражеских самолётов, один из которых на счету капитана Забелина. В тот же день в районе Сенсен — Кейдзио Владимир Николаевич уничтожил ещё один F-86. Удачным для лётчиков полка оказалось 17 мая 1952 года. Поднявшаяся в этот день на перехват американских штурмовиков четвёрка советских истребителей, в составе которой был и МиГ-15бис с бортовым номером «233» капитана Забелина, атаковала группу американских штурмовиков F-84 «Тандерджет», штурмовавших позиции китайских добровольцев у моста через реку Амноккан в районе Сенсен. В скоротечном бою советские лётчики сбили 5 штурмовиков, один из которых на счету капитана Забелина. Ещё один памятный бой для Владимира Николаевича произошёл в мае 1952 года. Возвращаясь с территории Кореи после боевого задания при посадке на аэродром Мяогоу истребители Забелина и его ведомого Ермолаева были атакованы 16-ю американскими истребителями. Прикрыв своего напарника, у которого кончилось горючее, Владимир Николаевич принял неравный бой, в ходе которого сбил один F-86. Остальные истребители противника, впустую растратив боезапас, ушли, после чего Забелин на сухом баке посадил свой МиГ на аэродром. За этот бой В. Н. Забелин был представлен к званию Героя Советского Союза, но получил только орден Ленина. В июле 1952 года В. Н. Забелину было присвоено звание майора и предоставлено несколько дней отпуска, по возвращении из которого он неожиданно для себя получил назначение на должность исполняющего обязанности командира 256-го истребительного авиационного полка 190-й истребительной авиационной дивизии. Командуя полком, майор В. Н. Забелин воевал в Корее до 10 августа 1952 года. Всего за период боевых действий на Корейском полуострове он совершил 72 успешных боевых вылета, в 39-и воздушных боях официально сбил 9 самолётов противника (8 F-86 и 1 F-84).

Дальнейшая служба

В августе 1952 года Владимир Николаевич со своим полком вернулся в Советский Союз и через неделю был официально утверждён в должности командира полка. Ещё почти четыре года В. Н. Забелин служил в Приморье, превратив 256-й истребительный авиационный полк в один из лучших в Дальневосточном военном округе. В 1956 году Владимир Николаевич был направлен на академические курсы командиров дивизий при Военно-воздушной академии, по окончании которых в 1957 году заступил на должность командира 911-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии Белорусского военного округа. В должности командира полка Владимир Николаевич прослужил ещё три года, после чего его перевели на должность заместителя командующего 229-й истребительной авиационной дивизии. Служил В. Н. Забелин под началом Героя Советского Союза полковника И. Д. Лихобабина. В 1962 году Иван Дмитриевич уволился в запас, и Забелина назначили исполняющим обязанности командира дивизии. Однако вскоре дивизия была расформирована и подполковник В. Н. Забелин был переведён в Лиду на должность заместителя командира 1-й гвардейской авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков. Освоил новый истребитель-бомбардировщик Су-7Б. В 1963 году Владимир Николаевич сменил на должности командира дивизии Дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Л. И. Беду, ушедшего на повышение. Дивизией Забелин командовал до 1965 года, после чего его перевели в Ленинград на должность заместителя командующего 76-й воздушной армии по боевой подготовке. Весной 1965 года Совет ветеранов Ленинградского военного округа повторно представил В. Н. Забелина к званию Героя Советского Союза. Однако обращение осталось без ответа. В 1968 году В. Н. Забелин заочно окончил Военно-воздушную академию, после чего его назначили начальником службы безопасности полётов 76-й воздушной армии. Однако отношения с командующим армией генерал-лейтенантом А. И. Бабаевым у него не сложились, и 5 июня 1971 года полковник В. Н. Забелин уволился в запас. Жил в Санкт-Петербурге. До выхода на пенсию работал начальником штаба гражданской обороны в институте Гипрометалл. В 1995 году Ленинградская организация ветеранов войны и вооружённых сил вновь обращалась в службу наград президента Российской Федерации с ходатайством о присвоении Владимиру Николаевичу звания Героя России, но безрезультатно.

Умер В. Н. Забелин в 15 июля 2011 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Список известных личных побед В. Н. Забелина

Дата Тип самолёта Место боя
1 26.10.1944 Focke-Wulf Fw 190 Wurger Ясло
2 16.03.1952 North American F-86 Sabre Супхун-ГЭС
3 02.04.1952 North American F-86 Sabre
4 06.04.1952 North American F-86 Sabre Бихен
5 06.04.1952 North American F-86 Sabre Сенсен-Кейдзио
6 13.04.1952 North American F-86 Sabre
7 17.05.1952 Republic F-84 Thunderjet Сенсен
8 20.05.1952 North American F-86 Sabre
9 21.05.1952 North American F-86 Sabre аэродром Мягоу
10 20.07.1952 North American F-86 Sabre

Награды

две медали «За боевые заслуги» (23.02.1945; 17.05.1951).

Литература

  • Игорь Сейдов. Советские асы корейской войны. — Москва: Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2010. — 451 с. — ISBN 978-5-903389-35-3.

Документы

Информация о вручении ордена Отечественной войны 2 степени (информация из карточки награждённого к 40-летию Победы. Архивировано 4 февраля 2013 года.
Комплект наградных документов на медаль «За боевые заслуги» (приказ от 23 февраля 1945 года. Архивировано 4 февраля 2013 года.

См. также

Список лётчиков-асов Корейской войны (1950—1953)

Ссылки