Журовский, Фёдор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фёдор Журовский
Дата рождения неизвестно
Дата смерти после 1741
Гражданство  Российская империя
Род деятельности прозаик, драматург
Язык произведений русский
[[1] Произведения на сайте Lib.ru]

Фёдор Журовский (?- после 1741?) — русский писатель и драматург XVIII века.

Биография

Биографических данных о Ф. Журовском сохранилось мало. Учился, по-видимому, сначала в московской Славяно-греко-латинской академии, а примерно в 1721 году перешёл «учеником хирургической науки» в Московскую госпитальную школу (школу при госпитале доктора Н. Л. Бидлоо). Из материалов, собранных М. И. Соколовым, видно, что в госпитальной школе Ф. Журовский выделялся среди прочих учеников, его имя упоминается в ряде документов на первом месте, большая часть бумаг, написанных в госпитале в 1720-е годы и хранящихся в архиве Синода, написана, по наблюдению исследователя, почерком Журовского; это делает правдоподобной мысль о том, что Ф. Журовский был одно время госпитальным писцом.

В одном из печатных документов 1734 года указано, что Фёдор Журовский жил «при доме царевны Марии Алексеевны». Когда и в качестве кого жил он там, не сказано.

В 1724 г. для существовавшего при школе театра Ф. Журовский по поводу коронации супруги Петра I, будущей Екатерины I написал пьесу «Слава российская»[1], которая была представлена публике в школьном театре 18 мая 1724 г. в присутствии Петра I и императрицы Екатерины I.

Действующими лицами в пьесе являются страны: Турция, Персия, Полония (Польша), Швеция и Россия, а также бог войны Марс и богиня мудрости и плодородия Паллада. Названия стран в пьесе даны как на русском языке, так и на латинском.

В первом акте рассказывается о борьбе России с многочисленными врагами, а во втором прославляется Екатерина Первая, продолжившая дела прославленного мужа и нацелившаяся на закрепление мира. Далее автор ратует за мирное объединение всех держав вокруг России.

Драма Ф. Журовского «Слава российская» впервые была напечатана по публикации М. С. Соколова в журнале «Чтение в обществе истории и древностей российских» при Московском университете, кн.2, 1870 год.[2]

В 1725 г. Фёдор Журовский написал пьесу «Слава печальная российскому народу», которая была посвящена смерти императора Петра I, и поставлена на сцене 26 декабря того же года. В пьесе даётся общая оценка деятельности царя-преобразователя, говорится о победах на суше и на море, об основании Петербурга и Кронштадта, прославляются его заботы о просвещении страны.

В 1727 г. Фёдор Журовский после экзамена был произведен в лекари (в списке окончивших его имя на первом месте) и отправлен по распоряжению Синода в Рязанско-Муромскую епархию к епископу Гавриилу (Бужинскому). Впоследствии принял монашество и был пострижен в сан иеромонаха.

На этом сведения о Фёдоре Журовском обрываются, но в 1732 г. должность ректора Славяно-греко-латинской академии исполнял иеромонах Феофилакт Журовский. Так как при пострижении в монахи человек получал другое имя, то весьма правдоподобно предположение, что иеромонах Феофилакт — это же лицо, что и Фёдор Журовский.

В 1737 году Феофилакт Журовский, будучи уже иеромонахом, просил Синод «отпустить его в Киево-Печерский монастырь на прежнем его обещании» . Как известно, выражение «прежнее обещание» означало, что, будучи отправлен из своего монастыря в какой-либо другой, монах покидал свою обитель при условии возвращения в неё через определённое или неопределённое время. Впрочем, слова «на прежнем его обещании» могут означать не то, что он был постриженным монахом Киево-Печерской лавры, а что он был студентом не московской, а Киево-Могилянской академии, находившейся при лавре.

Умер Феофилакт Журовский после 1741 г.

О постановках

Московская хирургическая школа имела свой театр, где ставились пьесы, написанные как преподавателями, так и учениками. Сохранились две так называемые школьные драмы, написанные бывшим воспитанником Славяно-греко-латинской академии Фёдором Журовским.

Пьесы написаны в стиле исторической драмы в соответствии с традициями, шедшими в то время от Феофана (Прокоповича), сподвижника Петра I, сторонника философских систем Декарта и Бекона, основателя русского классицизма.

Мемуарист Я. Штелин так изображает госпитальную сценическую площадку: «лекарские ученики игрывали в госпитальных палатах, перегородя их ширмами». Декорации здесь были просты и не менялись в течение всего спектакля; бутафория ограничивалась самыми необходимыми по ходу действия предметами (в пьесе «Слава печальная» упоминается лишь гроб на сцене и «хартия», на которой чем-то пишет Слава: «Напишу на хартии смерть его пречестну» — «и тако нача писати», подтверждает ремарка; в «Славе Российской»— требовались корона, цветы, ключи, щит). Аллегорические фигуры имели необходимые символы: «Виктория» «на львах грядет, путь цветами красится» (согласно пиитикам — «Слава Российская»), «Смерти» появляются «сигнал свой носяще» — видимо косы («Слава печальная»).

Примечания

  1. Полное название — Слава Российская действа вседержавнейшего императора всероссийския Петра Первого, благодеяния России показавшего и из неславы славу российскую сотворившего, гласящая в торжественный всероссийский триумф коронования всепресветлейшия государыни императрицы Екатерины Алексеевны действием персональным изображена в московской гофшпитале
  2. Отрывки из этой публикации приведены в хрестоматии по русской литературе XVIII века (Издательство «Просвещение», М., 1965).

Ссылки