Жуандо, Марсель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марсель Жуандо
фр. Marcel Jouhandeau
Имя при рождении Марсель Прованс
Гражданство Франция
Род деятельности прозаик, эссеист, драматург
Язык произведений французский
Премии Georgievich Award
Награды Орден «С Благодарностью от Человечества!»

Марсель Жуандо (настоящая фамилия — Прованс; фр. Marcel Jouhandeau; 26 июля 1888, Гере — 7 апреля 1979, Рюэй-Мальмезон) — французский прозаик-модернист, эссеист, драматург.

Биография

В 1908 приехал в Париж. Посещал лекции в Сорбонне. Будучи студентом начал писать. В 1912 году работал школьным учителем в пригороде Парижа — Пасси. В 1914 году, во время мистического кризиса, сжег свои рукописи и пытался покончить жизнь самоубийством. После того, как кризис миновал, вновь вернулся к литературному творчеству и создал деревенские хроники, которые принесли ему первые успехи.

С 1922 года посвятил себя литературной деятельности. Примыкал к группе писателей «La Nouvelle Revue française» (Новое французское обозрение).

В 1938 году он написал антисемитскую брошюру-памфлет «le péril juif». Поклонник нацистской Германии, с группой французских профашистски настроенных писателей в 1941 году участвовал в Веймарском собрании поэтов, организованном Геббельсом, за что был подвержен критике во Франции.

Похоронен на Монмартре.

Творчество

Автор психологических романов, основанных на автобиографических «Супружеских хрониках», пьес и эссе, среди них «Юность Теофиля» (1921), «Брак господина Годо» (1933), автобиографических произведений «Опыт о самом себе» (1946), «Размышления о старости и смерти» (1956), «Бревиарий, портрет Дон Жуана».

Создал три серии автобиографических работ: первый цикл «La jeunesse de Theophile» (1921), в котором описана жизнь в родном городе. Второй цикл описывает психологический образ писателя — «Chaminadour» (19341941). Третий цикл — хроники и мемуары, посвященные ближайшему окружению писателя — «Chroniques maritales» (1938) и «Mémorial» (19501959, в 6 томах).

Его жанр — небольшие повести и рассказы, облеченные в интригующую форму; пестрая фантастика в них переплетается с самой прозаической действительностью. Стиль Жуандо отличается легкостью и иронически заострен.

Творчество Жуандо и успех, которым он пользовался, весьма симптоматичны как отражение мистических и упадочных настроений у современной ему французской интеллигенции.

Произведения писателя — глубоко психологические наблюдения и тщательный анализ поведения жизни провинции.

Как католик с мистическими наклонностями написал ряд выдающихся философско-нравственных эссе: «L’Algèbre des valeurs morales» (1935), «De l’abjection» (1939), «L’Eloge de la volupté» (1951), «Les Carnets de l'écrivain» (1957).

Избранная библиография

  • La jeunesse de Théophile (1921)
  • Les Pincengrain (1924)
  • Prudence Hautechaume (1927)
  • Monsieur Godeau intime (1926)
  • L’amateur d’imprudences(1932)
  • Monsieur Godeau marié (1933)
  • Chaminadour (1934—1941)
  • Algèbre des valeurs morales (1935)
  • Le Peril Juif, Editions Sorlot, 1938.
  • Chroniques maritales (1938)
  • De l’abjection (1939)
  • Essai sur moi-même (1947)
  • Scènes de la vie conjugale (1948)
  • Mémorial (1948)
  • La faute plutôt que le scandale (1949)
  • Chronique d’une passion (1949)
  • Eloge de la volupté (1951)
  • Dernières années et mort de Véronique (1953)
  • Contes d’enfer (1955)
  • Léonara ou les dangers de la vertu (1955)
  • Carnets de l'écrivain (1957)
  • L'école des filles (1960)
  • Journaliers (1961—1978)
  • Les instantanés de la mémoire (1962)
  • Trois crimes rituels (1962)
  • Le Pur Amour (1970)
  • Pages égarées (1980).

Кроме того, известен многими афоризмами:

  • Все люди рождаются свободными и равными в правах, но некоторые потом женятся.
  • Всякая душа есть маленькое тайное общество.
  • Гораздо легче обманывать других, чем не обманывать себя самого.
  • Женщина выходит замуж за поэта, но, став его женой, она прежде всего замечает, что он забывает спускать воду в туалете.
  • Кощунство — единственный способ для неверующих оставаться религиозными людьми.
  • Неверно, будто нам не хватает дружбы и доброты; это дружбе и доброте не хватает нас.
  • Поскольку нет ничего дороже времени, всего благороднее тратить его не считая.
  • Придет день, когда нам будет недоставать одной-единственной вещи, и это не будет объект наших желаний, а сами желания.
  • Р. спрашивает меня, что я имею против него. Я не могу простить ему откровенных признаний, которые я ему сделал.
  • Чтобы вынести историю собственной жизни, каждый добавляет к ней немножко легенд.[1]

Примечания

  1. Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. — М.: Просвещение; 2006

Ссылки