Жмеринка (станция)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Жмеринка
Жмеринка
Юго-Западная железная дорога
Вокзал станции ЖмеринкаВокзал станции Жмеринка
Оператор Украинские железные дороги
Дата открытия 1865[1]
Тип пассажирская станция
Тип платформ прямая
Расположение  Украина, Винницкая область
Код в АСУЖТ 330009
Код в «Экспресс-3» 2200270
Перейти к шаблону «Винница — Жмеринка» 
 Казатин 
0
1076,1
Винница
 Зятковцы 
7
1082,2
Парпуровский
11
1087,4
Тюшки
14
1089,8
Веселка
16
1092,1
Ярышевка
22
1098,3
Селищанський
25
1102,2
Гнивань
30
1105,4
Могилёвка
33
1108,8
Демидовка
37
1113
Козачевка
40
1115,7
Браилов
42
1118,7
Тартак
 Гречаны 
1126,5
Жмеринка-Подольская
 Могилёв-Подольський 
47
1123
Жмеринка
 Вапнярка 
Перейти к шаблону «Участок Казатин — Жмеринка» 
Участок КазатинЖмеринка
 Шепетовка  Фастов 
6.4
Казатин-II
1007,7
Сестриновка
4,2
Железнодорожное
 Погребище 
ТЧ-3 Казатин
1014
Казатин
1018,2
Сигнал
1022,6
Кордышевка
1029,4
Николаевка
1033,3
Голендры
1039,8
Черепашинцы
1045,9
Гулевцы
1049,7
Варшица
 Староконстантинов 
 Христиновка 
1053,3
Калиновка-I
20
Турбов
1058,3
Сальницкий
1062,3
Сосонка
1066,1
Десенка
1070,9
Стадница
1073,2
Винница-Грузовая
1076,1
Винница
 Зятковцы 
1082,2
Порпуровский
1087,4
Тюшки
Веселка
1092,1
Ярышевка
1098,3
Селищанский
1102,2
Гнивань
1105,4
Могилевка
1108,8
Демидовка
1113
Казачевка
1115,7
Браилов
1118,7
Тартак
 Хмельницкий 
1126,5
Жмеринка-Подольская
 Могилёв-Подольский 
1123
Жмеринка
 Вапнярка 

Жмеринка — узловая сортировочная станция Юго-Западной железной дороги.

Расположена в одноименном городе Винницкой области. Здание вокзала центральной станции города Жмеринка — главная достопримечательность города Жмеринка, памятник архитектуры местного значения. Один из красивейших вокзалов Украины, который неоднократно входил в список 15 самых красивых на Украине.[2][3][4]

Описание

Официальный адрес Жмеринского железнодорожного вокзала: ул. Бориса Олейника, 1, м. Жмеринка (Винницкая область) — 23100, Украина.

На станции расположено локомотивное депо.

Первое здание вокзала было построено во время строительства железнодорожной линии «Киев — Балта», которым руководила французская компания Где-Вриер и Ко во главе с капиталистом Фильёлем.[5][6]

Второе здание возведено в период 1899—1904 годов, а проект составлен в 1893 г. и принят в 1898 г. Авторы — архитекторы Из. И. Журавский и В. М. Рыков (автор первоначального проекта).

Жмеринский железнодорожный вокзал является величественным зданием со сложной планировкой, в архитектурном стиле которого ощутимы модерн (снаружи) и ренессанс (интерьеры). Сооружение фактически стало одним из первых возведённых в стиле, который впоследствии получил название «украинский модерн»[7].

Железнодорожное сообщение

Со станции Жмеринка является железнодорожное сообщение в четырёх направлениях:

История

Фото вокзала, 1913

Жмеринская железнодорожная станция, основанная в 1865 году между селами Большая и Малая Жмеринка на месте дубового пралеса в связи со строительством железной дороги Киев — Балта (1865—1870 годы) определила наперед развитие Жмеринки как железнодорожного поселка, способствовала его росту и расширению.

Движение поездов железной дорогой Одесса — Жмеринка — Киев начался 8 июня 1870 года, а по железной дороге Жмеринка — Волочиск — в сентябре следующего, 1871 года, наконец Жмеринка — Могилев-Подольский — 30 сентября 1892 года. Водонапорная башня была построена по проекту гражданского инженера Л. М. Городецкого[8]. Жмеринка стала крупной узловой станцией ещё в начале 1890-х годов, поэтому вопрос постройки просторного вокзального помещения оказалось довольно острым.

На строительство вокзала были приглашены архитекторы Валериан Рыков и Иван Беляев, только что окончивших Петербургскую академию художеств. Ими, была спроектирована постройка, по своему типу напоминавшая железнодорожный вокзал в баварском Мюнхене (так писала газета «Киевлянин»). Надзор за строительством осуществлял архитектор-строитель И. Журавский, он не только взялся воплощать в жизнь проект Рыкова, но и значительно дополнил его. Вокзал, возведенный им в виде корабля, который направляется к морю, стал одним из лучших в Российской империи. Примеру одного из описаний здания современниками строительства:

«Фасад выдержан в греческо-римском стиле… площадью 117 кв. сажен, вдвое больше Казатинского. Стены отделаны в стиле ренессанса с уборкой колоннадами, отдельный небольшой (царский) зал с особым выходом на платформу. Этот зал предназначен для высокопоставленых лиц. Главное здание и тоннели обойдутся приблизительно в 300 тыс. рублей, платформы и перекладка путей в 100 тыс. рублей.»

Сохранились свидетельства, что когда русский царь Николай II приехал посмотреть на новый вокзал, то первыми его словами были слова: «Вот сукин сын». Журавский, вроде, слышал эти слова и воспринял их как недовольство монаршей особы его работой, за что наложил на себя руки — застрелился. А император, якобы, на самом деле был в восторге от творения талантливого архитектора-строителя[9].

На самом деле, эта история о гибели зодчего является легендой — согласно адресному справочнику «Весь Киев» на 1913 год — то есть почти через десятилетие после завершения строительства вокзала, Зиновий Журавский продолжал работать архитектором технического отдела Управления Юго-Западных железных дорог.

Для перевозки пассажиров и грузов вокзал и станция «Жмеринка» открылись 1 сентября 1904 года (по старому стилю). По этому поводу в Санкт-Петербурге в журнале «Зодчий» в сентябре 1904 года было размещено сообщение: «Первого сентября текущего года на станции Жмеринка был открыт и освящен величественный вокзал в виде корабля».

Сооружение Жмеринского железнодорожного вокзала, который вскоре оброс инфраструктурой — церковью, пересыльною тюрьмой и, конечно, многочисленными обслуживающими заведениями, в том числе и кабаками, положительно отразилось на развитии городка.

Во время гражданских беспорядков на Украине в 1920-х годов в здании вокзала некоторое время находился штаб Григория Котовского.

Во время СССР на железнодорожной станции Жмеринка был построен ряд дополнительных помещений, переходов и тому подобное. Однако сохранить целостность здания вокзала в советское время не удалось — на привокзальной площади для нужд и удобства общественного и частного транспорта, был убран построен в комплексе фонтан, а в залах после ремонтов исчезли лепные украшения, картины и позолота на потолках, также с так называемой «царской комнаты» (где, по преданию, останавливался Николай II) — большой круглый стол, обтянутый зелёной тканью. Уже при независимой Украины (с 1991 года) в условиях экономических трудностей поддерживать хотя бы удовлетворительное состояние величественной вокзальной сооружения стало трудно, и только во 2-й половине 2000-х годов осуществлен ряд мер для предотвращения дальнейшего разрушения сооружения[10].

В течение 2011—2013 годов произошла произошла полная реставрация вокзала[11]

С 2001 по 2011 год на вокзале стоял памятник Остапу Бендеру в образе актёра Сергея Юрского, но в процессе реконструкции в 2011 году его демонтировали. На установку памятника не было разрешения, и он стоял на месте водопроводных сетей. Сейчас ставится вопрос о возвращении памятника, который горожане считают одним из символов города, но этот вопрос не решён, к тому же он требует восстановления[12].

Галерея

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
  2. Топ-9 найоригінальніших українських вокзалів - Подорожі - Український тиждень, Тиждень.ua. tyzhden.ua. Дата обращения: 17 ноября 2016. Архивировано 28 ноября 2016 года.
  3. Ворота міста або найкрасивіші вокзали України. Рідна країна. Дата обращения: 17 ноября 2016. Архивировано 28 ноября 2016 года.
  4. IProAction, Overia & 15 найкрасивіших залізничних вокзалів України. Украина. Дата обращения: 17 ноября 2016. Архивировано 28 ноября 2016 года.
  5. Магистраль - Великий початок (недоступная ссылка). magistral-uz.com.ua. Дата обращения: 18 августа 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  6. Історія Жмеринки. zhmerinka.at.ua. Дата обращения: 18 августа 2016. Архивировано 28 августа 2016 года.
  7. Куди подівся царський стіл із Жмеринського вокзалу, і чому очікування у залі транзитних пасажирів тут платне? Архивная копия от 13 октября 2009 на Wayback Machine // стаття за 14 травня 2008 року в газ. »33-й канал" (м. Вінниця). Архивировано 4 декабря 2013 года.
  8. Барановский Г. В. Городецкий, Лев Моисеевич // Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842—1892. — СПб.: Типо-Литография Н. Л. Пентковского, 1893. — С. 87.
  9. Жмеринський залізничний вокзал Архивная копия от 19 июня 2017 на Wayback Machine на віртуальний прес-центр Укрзалізниці Архивная копия от 10 апреля 2012 на Wayback Machine
  10. На ремонт вокзалу у Жмеринці витратять півмільйона гривень // повідомл. за 27 грудня 2007 року на Gazeta.ua «Останні новини» Архивная копия от 2 мая 2009 на Wayback Machine
  11. В Жмеринці урочисто відкрито відреставрований вокзальний комплекс. Дата обращения: 26 октября 2018. Архивировано 31 декабря 2014 года.
  12. http://real-vin.com/i-o-mera-zhmerinki-eduard-krajnik-pos Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine, — Новости Винницы, 25.12.2013 (рус.)(рус.)

Источники и ссылки