Жизнь принадлежит нам

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жизнь принадлежит нам
La vie est à nous
Постер фильма
Жанр пропагандистский документально-художественный
Режиссёр Жан Ренуар (художественный руководитель постановки — сорежиссёры: Жак Беккер,
Жак Б. Брюниус,
Анри Картье-Брессон,
Жан-Поль Ле Шануа,
Пьер Уник,
Андре Звобода)
Продюсер Жан-Поль Ле Шануа (управление производством)
Автор
сценария
Жан Ренуар,
Жак Беккер,
Поль Вайян-Кутюрье,
Жак Б. Брюниус,
Пьер Уник
(среди прочих)
В главных
ролях
Надя Сибирская,
Гастон Модо,
Жан Дасте
Оператор Жан Бургуэн,
Ален Дуарину,
Клод Ренуар,
Жан Иснард,
Луи Паж,
Николя Айер,
Жан-Поль Альфен,
Анри Алекан
Композитор -
Кинокомпания Collective Films, Parti Communiste Français
Длительность 66 мин.
Бюджет ₣60 000
Страна  Франция
Язык французский
Год 1936
Ссылки
IMDb ID 0028464

«Жизнь принадлежит нам» (фр. La vie est à nous) — французский чёрно-белый пропагандистский фильм 1936 года, поставленный кинорежиссёром Жаном Ренуаром по заказу Французской компартии.

Сюжет

В начальных кадрах мы видим на экране учителя начальных классов, который рассказывает своим бедным и истощённым ученикам об успехах и процветании Франции. Горькая реальность такова, что всё богатство нации находится в руках только двухсот семей.

Главный редактор газеты компартии Франции «Юманите» Марсель Кашен зачитывает три письма, пришедших в газету от граждан, которые рассказывают три истории из жизни (все эти три истории иллюстрируются игровыми новеллами):

Первая история развивается в рабочей среде, где нам показан случай с пожилым рабочим завода, которого хотят уволить в предпенсионном возрасте. Заводская ячейка начинает забастовку против адских условий труда и увольнения старого рабочего и добиваются решения своих требований.

Вторая история происходит в крестьянской среде: продажа активов крестьянской семьи, имеющей задолженность, предотвращается вмешательством соседей-фермеров, направляемыми оппозиционерами из ФКП (Французской Коммунистической партии).

Третья история показывает нам интеллигентного юношу, получившего образование, но никак не в состоянии трудоустроиться. Молодой безработный инженер находит работу благодаря помощи, оказанной ему партийной ячейкой ФКП.

Фильм заканчивается политическими речами важных партийных лидеров ФКП и парадом героев трёх историй, которые маршируют, исполняя «Интернационал».

В ролях

Съёмка фильма «Жизнь принадлежит нам» свела меня с людьми, одержимыми искренней любовью к рабочему классу. Я верил и по-прежнему верю в рабочий класс, в его приходе к власти вижу возможное противоядие нашему разрушительному эгоизму. Теперь в полушарии «сверхразвитых» наций, куда меня забросил случай, рабочего класса больше не существует. Пришло материальное благополучие, но рабочий класс лишился определённой духовной чистоты. Клин, как известно, клином вышибают. Рабочий, приобщаясь к буржуазному образу жизни, превращается в буржуа. Подлинный пролетариат находится лишь в развивающихся странах. Бразильский пеон — это пролетарий, а рабочий на заводах «Дженерал моторс» уже перестал им быть.

Жан Ренуар, режиссёр[1]

Премьеры

  •  Франция — фильм впервые был показан во Франции 7 апреля 1936 года в кинотеатре «Пантеон» в Париже. После этого фильм был запрещён цензурой и в открытом французском прокате не демонстрировался (лишь на партийных собраниях французских коммунистов — бесплатные показы)[2].
  • Флаг США — американская премьера состоялась 5 декабря 1937 года[2].
  •  СССР — в советском прокате с 1938 года. Субтитры — «Союзинторгкино», 1938 г., р/у № 110/38[3].
  • Флаг Франции — в открытом (доступном широкому зрителю) прокате во Франции с 12 ноября 1969 года[2].

О фильме

В преддверии политических выборов, запланированных на весну 1936 года, ФКП поручает Жану Ренуару снять пропагандистский фильм. Жан-Поль Дрейфус, известный после войны как Жан-Поль Ле Шануа, действовал как политработник и контролировал политкорректность постановки. Бюджет фильма в 60 000 франков был собран путём сбора средств на партийных собраниях ФКП. Показы фильма должны были быть бесплатными: зрители не платили за билет, но добровольно-принудительно оформляли подписку на новый журнал о кинематографе Ciné-Liberté, первый выпуск которого вышел 20 мая 1936 года и существование его было недолгим. На страницах этого журнала появились статьи, написанные Ренуаром. Фильм был снят за три недели, в феврале и марте 1936 года. Натурные съёмки в Монтрёй и Марлотт, павильонные съёмки в Francoeur. Фильм по сути является коллективным проектом, Жан Ренуар отвечал лишь за контроль монтажа. По некоторым данным, первый эпизод был поставлен Ле Шануа, второй Жаком Беккером, а третий — самим Ренуаром[4]. Перед съёмками Ренуар познакомился с фотографом Анри Картье-Брессоном и взял его в качестве второго ассистента. Они нашли общий язык и выдающийся фотограф XX века с благодарностью вспоминал полученный опыт и влияние Ренуара на своё творчество, поучаствовав в создании ещё таких фильмов режиссёра как «Загородная прогулка» и «Правила игры»[5].

Примечания

  1. Ренуар, 1981, с. 120.
  2. 2,0 2,1 2,2 La vie est à nous (1936)—Release Info на сайте IMDb  (англ.)
  3. Список зарубежных фильмов в прокате СССР с 1933 по 1993 гг. Архивная копия от 22 июля 2019 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)
  4. Giorgio De Vincenti, Jean Renoir, Marsilio, Venezia 1996.  (итал.)
  5. Анри Картье-Брессон. Диалоги. — Litres, 2022-01-29. — 184 с. — ISBN 978-5-04-016613-8. Архивная копия от 5 июня 2022 на Wayback Machine

Ссылки

Литература

  • Ренуар, Жан. Моя жизнь и мои фильмы = Ma Vie et mes films / Предисловие и комментарий В. Божовича. Перевод с французского Л. Токарева. — М.: Искусство, 1981. — 236 с.
  • Жан Ренуар: Статьи, интервью, воспоминания, сценарии / Составитель И. И. Лищинский. — М.: Искусство, 1972. — 256 с.
  • Мерижо, Паскаль. Жан Ренуар / Пер. с фр. С. Козина и И. Мироненко-Маренковой. — М.: Rosebud Interactive, 2021. — 816 с. — ISBN 978-5-905712-49-4.
  • Giorgio De Vincenti, Jean Renoir, Marsilio, Venezia 1996. ISBN 88-317-5912-4