Жертвоприношение (фильм, 1986)
Жертвоприношение | |
---|---|
Offret Sacrifice Sacrifier | |
Жанр |
драма мистика |
Режиссёр | Андрей Тарковский |
Продюсер | Анна Лена Вибум |
Автор сценария |
Андрей Тарковский |
В главных ролях |
Эрланд Юзефсон |
Оператор | Свен Нюквист |
Кинокомпания |
Svenska Filminstitutet, Argos Films, Film Four International |
Длительность | 145 мин. |
Страна |
Швеция Великобритания Франция |
Язык | шведский, английский, французский |
Год | 1986 |
Ссылки | |
IMDb | ID 0091670 |
«Жертвоприношение» (швед. Offret) — философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции. Последний фильм режиссёра, ставший своего рода «завещанием» человечеству и предостережением от угрозы ядерной войны. Был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля (1986), приза ФИПРЕССИ (1986), приза Британской киноакадемии (1988) и других наград.
История создания
Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма» братьев Стругацких[1]. Текст фактически написан Аркадием Стругацким в 1981 году по просьбе Тарковского.
Тарковский в течение нескольких дней искал место для сцены атомной катастрофы и паники. Он нашёл его — это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта сцена. Через некоторое время здесь был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Убийца стоял на том самом месте, где находилась камера во время съёмок фильма.
«Фильм и делается специально таким образом, чтобы быть истолкованным по-разному», — писал о нём сам Тарковский. «Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».
Сюжет
Фильм начинается с показа картины «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи, она является одной из важных деталей фильма. На острове Готланд живёт Александр, журналист, писатель, бывший актёр. Действие фильма происходит в его день рождения. У него жена Аделаида, дочь Марта и сын, маленький немой (после операции на связках) мальчик. Он сажает сухое дерево. Почтальон Отто, бывший учитель истории и философ, доставляет ему открытку «С днём рождения!». Потом приезжает Виктор, врач и друг семьи. Он предлагает подвезти их до дома. Но Александр остаётся и рассказывает Малышу, как они с Аделаидой нашли свой дом и как они его любят.
После они все собираются в доме. Служанка Юлия готовит обед. Подарки, книги, иконы, карты Европы XVII века моментально развлекают героев, погружая их в прошлое, где истоки их веры и происхождения. Все замечают странное поведение горничной Марии («Она пугает меня»). Отто заявляет, что он собирает «странные и необъяснимые события». Время, кажется, остановилось, но на самом деле жизнь полна разговоров, жестов, чувств. Только гости собираются сесть за стол, как по телевидению объявляют, что началась ядерная война. В отчаянии главный герой заявляет, что принесёт в жертву всё, что любит («Я дам тебе всё, что я имею; семью, дом, Малыша»), если только всё это прекратится. Отто советует Александру уйти и переспать с горничной Марией, которую считает ведьмой. Александр так и поступает.
На следующее утро всё выглядит нормально. Герою кажется, что ничего не было. Тем не менее, он не забыл обещание, данное Богу. Он обманом уводит семью на прогулку и поджигает дом. Увидев пожар, семья бежит назад. Появляется Мария, Александр хочет подойти к ней, но семья его останавливает, Александр хотел бы что-либо сказать, но так как он принял обет молчания, замолкает. Внезапно появляется медицинская машина, два медика бегут за Александром и увозят его. Мария едет за ним на велосипеде, но останавливается у дерева, посаженного Малышом. Она видит, как он поливает дерево (аллюзия на монаха Иоанна Колова, который каждый день в течение трёх лет взбирался на гору и поливал сухое дерево, которое затем расцвело, что символизирует надежду на светлое будущее). Как только Мария уезжает, Малыш, лёжа у дерева, произносит единственную за весь фильм фразу: «В начале было слово. Почему, папа?». Как и в начале, играет музыка Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею».
Интересные факты
- Почтальон Отто как персонаж картины является своеобразной данью памяти Тарковского одному из своих постоянных актёрских талисманов — умершему в 1982 году от рака лёгких Анатолию Солоницыну, чьё настоящее имя — Отто.
- Сцена горения дома снималась два раза — в первый раз у камеры (Arriflex) отказала грейферная система, и плёнка встала. Дом сгорел впустую. Декорация дома была вновь выстроена, и съёмку провели снова, на этот раз тремя камерами. Тарковский угрожал убрать своё имя из картины в том случае, если бы сцену пожара не пересняли.
- Пока шли съёмки, оператор Свен Нюквист долгое время не мог понять, почему Андрей Тарковский всё время смотрит в камеру. Он даже обижался, пока Андрей не объяснил ему, что, только глядя в глазок камеры, он представляет себе мизансцену[2].
- Для финальной сцены Тарковский выдвинул следующие требования к погоде: должно быть пасмурно; хорошо, чтобы были белые, пышные облака и чтобы внезапно выглянуло солнце. В кадре виден именно этот эффект: отражающееся в воде солнце и ползущие по небу тяжёлые белые облака.
- Эстетика фильма во многом повлияла на западных интеллектуалов. Так, в клипе американской рок-группы R.E.M. «Losing My Religion» присутствуют прямые цитаты из фильма, а также повторяется его визуальная стилистика.
- Сцена фильма с кроватью и спящим человеком по аналогии также показывалась в заставке конца эфира НТВ в 2002—2003 годах (проект «До встречи»)[3].
В ролях
- Эрланд Юзефсон — Александр
- Аллан Эдвалль — Отто
- Валери Мересс — Юлия
- Сьюзен Флитвуд — Аделаида
- Гудрун Гисладоттир — Мария
- Свен Вольтер — Виктор
- Филиппа Францен — Марта
- Томми Чельквист — Малыш
В СССР фильм впервые был показан в 1988 году с одноголосым закадровым озвучиванием киностудии «Мосфильм».
- Режиссёр озвучивания — Александр Гордон.
- Звукооператор — Евгения Потоцкая.
- Автор литературного перевода — Виктория Чаева.
- Редактор — Лидия Балашова.
- Текст читал Рудольф Панков.
В 2009 году вышла полностью дублированная версия фильма.
Музыка
- «Страсти по Матфею» Erbarme Dich
Иоганн Себастьян Бах
Wolfgang Gönnenwein (дирижёр) / Юлия Хамари (Альт)
EMI-Electrola GmbH LC 0233
- Watazumido-Shuso, Хоттику (海童道祖 法竹)"
«Shingetsu» (心月)
«Nezasa No Shirabe» (根笹調)
«Dai-Bosatsu» (大菩薩)
The Everest Records Group 3289
- «Locklåtar från Dalarna och Härjedalen»
Elin Lisslass, Karin Edvards Johansson, Tjugmyr Maria Larsson, o.a.
SR Records RELP 5017
Награды и номинации
Награды
- 1986 — Каннский кинофестиваль
- Гран-при — Андрей Тарковский
- Приз за художественный вклад — Свен Нюквист
- Приз ФИПРЕССИ — Андрей Тарковский
- Приз экуменического жюри — Андрей Тарковский
- 1988
- Премия BAFTA (1988) — Лучший фильм на иностранном языке (режиссёр — Андрей Тарковский; Швеция, Франция, Великобритания)
Номинации
Книги
- Лейла Александер-Гарретт. Андрей Тарковский: Фотохроника «Жертвоприношения». — Лондон: Cygnnet, 2011. — 206 с. — ISBN 978-0-9570416-0-8.[2].
- Монин М. А. Преемство и полемика смысла: «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана и «Жертвоприношение» Андрея Тарковского (Опыт сравнения) Архивная копия от 31 июля 2017 на Wayback Machine // Человек и культура. — 2017. — № 3. — С. 23—42.
Примечания
- ↑ Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Ведьма. Сценарий . Искусство кино (№2, февраль 2008). Дата обращения: 15 августа 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 2,0 2,1 Фотохроника «Жертвоприношения» // Сеанс. — 9 апреля 2012 года. Архивировано 11 июня 2016 года.
- ↑ Youtube video
Ссылки
- «Жертвоприношение» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Жертвоприношение» Архивная копия от 13 марта 2016 на Wayback Machine на сайте проекта об Андрее Тарковском
- Хакан Лёвгрен: Леонардо да Винчи и «Жертвоприношение» Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine О роли «Поклонения волхвов» в последнем фильме Андрея Тарковского
Для улучшения этой статьи о кино желательно: |