Женщина в холодильнике

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Женщина в холодильнике»[1] (англ. Women in Refrigerators) — сексистский троп, при котором персонаж женского пола приносится в жертву ради развития сюжетной линии персонажа мужского пола[2]. Исторически использовался в комиксах о супергероях, но позднее появился в мейнстримной поп-культуре, особенно в 2010-х годах, в связи с адаптациями комиксов как блокбастеров[2]. Термин был введён американской писательницей Гейл Симон[en] в рамках критики общей тенденции изображения женщин, а не отдельных произведений.

История

Подобные тропы являются частыми в произведениях о супергероях, начиная со 121-го выпуска комикса «The Amazing Spider-Man». В нём Зелёный гоблин сбрасывает подругу Человека-паука Гвен Стейси с моста, Человек-паук ловит её сетью, но Стейси получает хлыстовую травму шеи и умирает. История с Гвен Стейси открыла новую эру тёмных историй в комиксах, с серьёзными последствиями для героев — но более серьёзными для персонажей женского пола, чем для персонажей мужского пола[2].

Александра Девитт в холодильнике и Кайл Райнер на переднем фоне

В 1999 году американская писательница Гейл Симон создала список супергероинь из комиксов, которые были убиты, изнасилованы, изувечены, заражены болезнями или как-то иначе пострадали от мужских рук[1]. Список, а также веб-сайт, на котором он был размещён, были названы «Женщины в холодильниках» (англ. Women in Refrigerators)[3]. При этом она указывала, что созданный ей список не следует понимать как осуждение каждого отдельного произведения, в котором троп был использован, или их создателей, а как критику общей тенденции[4].

Название «Женщины в холодильниках» связано с Александрой Девитт, девушкой супергероя Кайла Райнера из 54-го выпуска комикса «Зелёный Фонарь[en]» (1994 год), которая была расчленена и засунута в холодильник суперзлодеем майором Форсом[en][3]. После этого Кайл Райнер героически мстит суперзлодею, что позволяет раскрыть тему его геройства, развить глубину его характера, а вот характер Александры Девитт уже не раскрывается, потому что она была принесена в жертву[2].

Жестокое насилие по отношению к Александре Девитт было изображено в домашней среде и патерналистским тоном («хотя бы оставила записку»), сочетание которых, по мнению некоторых исследователей, показывало положение женщин в комиксах того времени[3]. Страница комикса фокусирует внимание на реакции Кайла Райнера, обнаружившего тело своей девушки; изображения размещены были так, чтобы подчёркивать переживания главного героя, в то же самое время пряча в тень произошедшее с Александрой Девитт[3].

Анализ

С точки зрения некоторых исследователей, соответствующая страница комикса просто использует доступные выразительные средства комиксов для показа ужаса Райнера[3]. С другой стороны, этот случай — яркий и эстетически запоминающийся пример той проблемы, которую пыталась подчеркнуть Симон[3].

Хотя в эпизодах, где используется этот троп, женский персонаж играет существенную роль в развитии повествования, фокус происходит на страданиях мужчины, а не на том, что перенесла женщина[2].

Читательницы комиксов, которые ассоциируют себя с Александрой Девитт или другими героинями, часто не принимаются во внимание[3].

Джон Бартол, один из создателей сайта, в ответ на комментарии о том, что персонажи-мужчины также погибают жестокими способами, вывел следующую закономерность: супергерои возвращаются обратно в исходном виде, а вот женские персонажи — нет[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Читай по губам: «Жил-был Дэдпул» усиливает метаревизионистский пафос. Искусство кино (3 января 2019). Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 13 мая 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Seale, Jack. From Bond to ITV’s Strangers: why is everyone ‘fridging’?, The Guardian (21 сентября 2018). Архивировано 28 сентября 2021 года. Дата обращения 29 августа 2020.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 View of Fangirls in refrigerators: The politics of (in)visibility in comic book culture. Transformative Works and Cultures. Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 22 сентября 2021 года.
  4. Evelyn Deshane Hannibal’s Refrigerator: Bryan Fuller’s Response to Fans’ (Critical) Rage // Everybody Hurts: Transitions, Endings, and Resurrections in Fan Cultures. — University of Iowa Press 2018. — P. 119. — ISBN 9781609385637.

Литература