Железнодорожный мост через Енисей (Красноярск)
| Красноярский железнодорожный мост | |
|---|---|
| | |
| Область применения | железнодорожный |
| Пересекает | реку Енисей |
| Место расположения | Красноярск, Россия |
| Конструкция | |
| Тип конструкции | однопутевая фермовая конструкция |
| Основной пролёт | 140 м |
| Общая длина | 1 км |
| Эксплуатация | |
| Открытие | 28 марта 1899 года |
| Закрытие | 7 августа 2007 года |
| 55°59′19″ с. ш. 92°48′44″ в. д.HGЯO | |
Первый железнодорожный мост через реку Енисей был построен в Красноярске в 1895—1899 годах и существовал до 2007 года, когда был разобран.
Представлял собой однопутевую фермовую конструкцию. Длина 1 км, ширина пролётов до 140 м, высота металлических ферм в вершине параболы 20 м.
История
Объект культурного наследия РФ

Мост был сооружён по проекту профессора Императорского Московского технического училища Лавра Проскурякова российскими рабочими и техниками под руководством инженера Евгения Кнорре[1]. Строительство начато в 1895 году. 30 августа 1896 года состоялась закладка моста. На молебне при закладке присутствовали енисейский губернатор Павел Прейн, Евгений Кнорре, железнодорожное начальство и массы городских жителей. Молебен совершил епископ Енисейский и Красноярский Акакий (Заклинский). В фундаменте нижней части берегового устоя был уложен камень с крестом, на этот камень был положен манускрипт, на котором обозначены время закладки, фамилии строителей и почётных гостей. На камень во время служения высыпали золотые и серебряные монеты, и уже затем первый камень был закрыт другим на цементном растворе.
Особенностями Енисейского моста стали самая большая длина моста (907 м) и самый большой в России пролёт ферм (144,5 м) среди всех построенных к тому времени в стране подобных сооружений[2], облегчённые конструкции самих ферм, выморозка шахт под кессоны, использование древесины для кессонов, снижение в них давления и самая высокая стоимость строительства — 3 млн рублей[2].
Строительство было завершено 28 марта 1899 года. 27 марта состоялись испытания моста. Вначале на него загнали два поезда, каждый из четырёх паровозов и шести вагонов, нагруженных рельсами. Затем по мосту со скоростью 70 км/ч прошли два паровоза с 23 платформами с рельсами.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже была представлена модель Красноярского моста, которая была удостоена Гран-при и золотой медали — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение»[3]. Специальное жюри возглавлял инженер Гюстав Эйфель. Распространённым заблуждением является представление о том, что Красноярский мост разделил Гран-при с Эйфелевой башней. Эйфелева башня была построена в 1889 году и получила золотую медаль именно в этом году, а красноярский мост — через 11 лет.
Мост упоминается и в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов», изданном в 1991 году в США, — в разделе «Россия», наряду с Кремлём и Петродворцом.
В 1930-х годах, когда для повышения пропускной способности Транссибирской магистрали укладывали второй путь, рядом с этим мостом был сооружён ещё один, конструктивно подобный. В 1990-х годах началось строительство третьего моста, рядом с существующими. Предполагалось, что после ввода его в эксплуатацию первый, дореволюционный, может быть демонтирован.
Несмотря на протесты защитников памятников истории и культуры[4], в 2002 году началась разборка моста.
Сдан на металлолом 7 августа 2007 года.
Принимал участие в конкурсе на сайте «Семь чудес России».
Примечания
- ↑ Часто источники ошибочно указывают автором проекта моста Владимира Шухова.
- ↑ 2,0 2,1 Переправы через Енисей. строительный портал Sibdom.ru. Дата обращения: 4 октября 2019. Архивировано 21 января 2019 года.
- ↑ Строительство железнодорожных мостов на рубеже XIX и XX веков // История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1836—1917 гг.. — СПб.: Иван Фёдоров, 1994. — Т. 1. — С. 232. — ISBN 5-85952-005-0.
- ↑ Киножурнал «Енисейский меридиан». Выпуск 5. «Мост». на YouTube
Источники архивные
- РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 11. Доклад № 111 от 2 апреля 1899 г. «Об открытии сквозного движения по Енисейскому мосту».
Ссылки
- Мосты по алфавиту
- Объекты культурного наследия России
- Железнодорожный район Красноярска
- Мосты Красноярска
- Мосты через Енисей
- Железнодорожные мосты России
- 1899 год на железнодорожном транспорте
- Железнодорожный транспорт Красноярска
- Мосты на Транссибирской магистрали
- Утраченные мосты России
- Утраченные объекты культурного наследия России