Железнодорожные училища
Железнодорожные училища — профессиональные учебные заведения в Российской империи, Советском Союзе и ряде других стран, которые занимались подготовкой квалифицированных специалистов и рабочих для железных дорог[2][3].
История
В Российской империи
С постоянным усложнением железнодорожного дела к многочисленному штату железнодорожных агентов стали предъявляться все большие требования в плане специальной подготовки. Сведения, приобретаемые практическим путем, стали со временем недостаточными для всестороннего исполнения задач железнодорожного дела. Железнодорожный транспорт стал испытывать острую нехватку людей со специальной теоретической подготовкой. Поэтому уже в ранний период развития железных дорог при высших технических школах стали учреждать кафедры железнодорожного дела как по строительной, так и по механической части, и были введены курсы эксплуатации железных дорог. Однако, со временем и эти кафедры перестали удовлетворять дефицит профессионалов на железных дорогах[2].
Проблему с кадрами в разных странах решали по-своему; свой путь избрала и Россия. В 1860-е годы в Ельце, Харькове, Одессе, Белгороде и Москве, под патронажем Министерства путей сообщения Российской империи были созданы первые железнодорожные училища[3]. Самое первое из них, Александровское техническое железнодорожное училище было открыто 17 апреля 1869 г. на станции Елец Орловско-Грязской железной дороги на средства железнодорожного предпринимателя и основателя акционерного общества этой дороги[4] С.С. Полякова[5].
Опыт сочли удачным и со временем количество железнодорожных училищ выросло почти вдвое (с 26 в 1869-м до 47 в 1917 году[3])[2].
В конце 70-х годов XIX века под началом российского механика Виктора Карловича Делла-Воса, который внес в преподавание новый, до тех пор неизвестный метод Д. К. Советкина — метод систематического преподавания ремёсел, впоследствии ставший основой большинства европейских систем профессионального образования и получившее название «русская система»[6][7], состоялась реформа железнодорожных училищ Российской империи[3].
7 апреля 1886 года было Высочайше учреждено «Положение о технических железнодорожных училищах»[8]; вместе с тем в непосредственное ведение Министерства путей сообщения перешли все железнодорожные училища, устроенные и содержащиеся на средства 15-ти рублёвого сбора (на содержание и устройство училищ каждая железная дорога России ежегодно отчисляла по 15 рублей с версты). На основании этого закона в ведение МПС перешли 16 из существовавших в то время технических железнодорожных училищ. В 1888—1889 гг. Министерству путей сообщения были переданы ещё семь училищ, а 1892 году — два. Таким образом, в казенное «заведывание» перешло 25 из существующих 28 железнодорожных училищ[5], а в ведении частников остались Дельвиговское училище в Москве (ныне Московский колледж транспорта, осталось в ведении своего попечительского совета); Московско-Рязанское училище (переименованное позднее в Московско-Казанское) и Варшавско-Венское остались в ведении частных железнодорожных обществ[2]. Согласно вышеназванному «Положению» в железнодорожные училища принимались лица 14-18 лет, «окончившие курс в городских, уездных, двухклассных сельских и церковно-приходских школах» и выдержавшие вступительный экзамен[9].
Курс обучения в железнодорожных училищах Российской империи был, как правило, трёхлетним, при этом ещё два года отводилось обязательной стажировке по специальности непосредственно на железных дорогах. Структурно училища подразделялись на три основные отделения: механическое, электротехническое и строительное[3].
В 1912 году в России появился новый вид железнодорожных училищ – училища службы движения. В этих учебных заведениях готовили весовщиков, конторщиков технического движения, коммерческих конторщиков, таксировщиков, кассиров и начальников станций. В училища службы движения принимали юношей 17–19 лет, окончивших четырёхклассные городские училища. Продолжительность курса составляла два года и один год обязательной практики по основной специальности[10].
К 1917 г. железнодорожные технические училища выпустили более 8000 специалистов[5].
В советскую эпоху
После октябрьского революции 1917 года железнодорожное образование стало массовым и общедоступным. С 1920 г. многие училища и профессиональные школы стали преобразовывать в техникумы, число которых к 1921 году достигло 71[11].
Одновременно с этим для массовой подготовки рабочих кадров стали действовать школы фабрично-заводского ученичества, выпустившие к 1932 г. около 55 тыс. квалифицированных рабочих[11].
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах» железнодорожные училища вошли в эту систему (см. статью Государственные трудовые резервы СССР)[12]. Был установлен обязательный призыв молодёжи в ремесленные и железнодорожные училища, где учащиеся находились на полном государственном обеспечении, получая профессию и образование по интересам, а также занимаясь спортом[13].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1955 года был отменён призыв (мобилизация) молодёжи в ремесленные и железнодорожные училища, а возраст абитуриентов установлен в 14-17 лет для мальчиков и 15-17 лет для девочек[13].
В 1958 году технические железнодорожные училища были преобразованы в профессионально-технические училища[3]; после распада СССР ПТУ стали называться в Российской Федерации просто профессиональными училищами.
См. также
Примечания
- ↑ Перцев В. В. Об открытии первого в России технического железнодорожного училища в городе Ельце Архивная копия от 11 мая 2021 на Wayback Machine.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Таненбаум А. С. Училища железнодорожные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Шаненков Максим. Краткая история железных дорог Орловской области . Орловский транспорт (24 декабря 2015).
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Н.П. ТЕРЁШИНА, Т.А. ФЛЯГИНА. История экономики транспорта. — Учебное пособие. — Москва: Московский государственный университет путей сообщения, 2011. — С. 21-25. — 196 с.
- ↑ Ploghaus, G. Die Lehrgangsmethode in der berufspraktischen Ausbildung: Genese, internationale Verbreitung und Weiterentwicklung. — Bielefeld: Bertelsmann, 2003.
- ↑ Günter Wiemann Lehrgangsausbildung: a European prototype of a universal industry-based training method // Towards a history of vocational education and training (VET) in Europe in a comparative perspective / Proceedings of the first international conference. — October 2002, Florence. — Vol. I. The rise of national VET systems in a comparative perspective. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004.
- ↑ Положение о технических железнодорожных училищах . Президентская библиотека. Министерство путей сообщения России (7 апреля 1886).
- ↑ Иванова А. Ю. «Железнодорожные училища в системе образования России (вторая половина XIX в.)».
- ↑ Епархин О., Чукарев А. Двигатель умов человеческих Архивная копия от 17 ноября 2020 на Wayback Machine.
- ↑ 11,0 11,1 Андрей. История отраслевого образования . Железнодорожник. рф (5 апреля 2020).
- ↑ «Указ Президиума ВС СССР от 2.10.1940 о государственных трудовых резервах СССР»
- ↑ 13,0 13,1 Законы об образовании 1955-1964 гг. . Музей истории российских реформ имени П.А. Столыпина. Фонд изучения наследия П.А. Столыпина (29 марта 2013).
Литература
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Таненбаум А. С. Училища железнодорожные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.