Железнодорожная линия Сараево — Плоче

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Железнодорожная линия Сараево — Плоче
Общая информация
Страна Босния и Герцеговина, Хорватия
Тип одноколейная с европейской колеёй
Состояние действующая
Конечные станции Сараево, Плоче
Количество станций 27
Технические данные
Протяжённость 194,6 км
Ширина колеи 1435 мм
Тип электрификации 25 кВ 50 Гц
Карта линии

Железнодорожная линия Сараево — Плоче — железнодорожная линия в Боснии и Герцеговине и Хорватии. Электрифицированная одноколейная линия является частью Панъевропейского транспортного коридора 5c, идущего от Плоче через Сараево и Осиек в Будапешт.

Трасса имеет длину 194,6 км и 27 железнодорожных станций (по состоянию на 1975 год), 71 мост общей протяженностью 3,7 км и 106 тоннеля общей протяженностью 36,6 км. Из них 46 туннелей и 21 мост расположены на участке между Брадиной и Коницем. Самый длинный тоннель линии имеет длину 3,23 км[1]. Наибольший уклон в 25 промилле[2] находится на участке Брабина-Кониц[3]. На значительном протяжении линия идёт вдоль долины реки Неретва.

Максимально допустимая скорость на участке в Боснии и Герцеговине составляет 70 км/ч для пассажирских и 50 км/ч для грузовых поездов[4]. На хорватском участке максимальная скорость составляет 100 км/ч. Железнодорожная линия относится к классу D4[5].

История

Стоимость строительства отдельных участков трассы Сараево-Плоче.
Развитие грузовых и пассажирских перевозок в 1968—1988 годах на станции Плоче (чёрный) и в порту Плоче (красный).
Профиль железнодорожной линии. Максимальная скорость и уклон.

Предшественницей нынешней линии со стандартной колеёй была построенная в 1891 году узкоколейная железная дорога[6]. Поскольку её пропускная способность была недостаточной для удовлетворения транспортных потребностей социалистической Югославии, в 1963 году[2] началась перестройка линии под стандартную колею, при этом на многих участках трасса была проложена по-новому[3]. Из-за строительства ГЭС на реке Неретва, несколько участков старой трассы оказались затопленными. 26 и 27 ноября 1966 года железнодорожная линия была торжественно открыта. На тот момент строительные работы были ещё не полностью завершены, включая железнодорожные платформы, оборудование для обеспечения безопасности и запланированную товарную станцию в Мостаре[3]. По данным нынешнего оператора железнодорожной линии ŽFBH, она была введена в эксплуатацию 1 октября 1968 года[6]. В 1969 году была введена в эксплуатацию электрификация линии (переменный ток 25 кВ 50 Гц)[6][7].

После завершения строительства железнодорожной линии Сараево-Плоче со стандартной колеёй, годовой объем грузоперевозок с 1968 по 1988 год через порт и вокзал Плоче вырос более чем в четыре раза — с 956 000 т до 4 325 000 т. Пассажиропоток на станции Плоче за тот же период сократился с 436 000 человек в 1968 году до 167 000 человек в 1988 году[8]. В грузоперевозках тогда преобладали сыпучие материалы, преимущественно уголь из СССР, транспортируемый на промышленные объекты, в частности в город Зеница, а также зёрна из США для пищевой промышленности города Меткович. Кроме того, по этой железнодорожной линии из порта Плоче перевозились нефтяные продукты для концерна Energopetrol в Сараево, а также различные товары транзитом в Венгрию, в частности соя. В обратном направлении перевозились преимущественно металлургические изделия и пиломатериалы на экспорт в порт Плоче. Импорт товаров через порт Плоче и их дальнейшая перевозка по железной дороге с момента строительства линии со стандартной колеёй всегда был значительно выше экспорта и транзитных перевозок. В предыдущие годы, когда порты Плоче и Меткович соединялись с железнодорожной сетью только узкоколейными линиями, экспорт напротив значительно превышал импорт, хотя в целом находился на значительно более низком уровне[8].

С обретением независимости Хорватии в 1991 году хорватский участок линии был передан новообразованной железнодорожной компании Hrvatske željeznice (HŽ), а участок линии в Боснии и Герцеговине отошёл позже к Željeznice Federacije Bosne i Hercegovine (ŽFBH). Во время Боснийской войны значительные участки путей были повреждены, но после окончания войны они постепенно восстанавливались[6].

Примечания

  1. Fritz Stöckl: Eisenbahnen in Südosteuropa. (нем.)
  2. 2,0 2,1 Ploče-Bahn (нем.). Elmar Oberegger (2006). Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Fritz Stöckl: Eisenbahnen in Südosteuropa. Bohmann Verlag, Wien 1975, ISBN 3-7002-0431-X, S. 231ff.
  4. Infrastruktur – Erlaubte Geschwindigkeit (нем.). Željeznice Federacije Bosne i Hercegovine. Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано 16 января 2016 года. Архивная копия от 16 января 2016 на Wayback Machine
  5. Infrastruktur – Eisenbahnkategorisierung (нем.). Željeznice Federacije Bosne i Hercegovine. Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано 8 августа 2014 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Željeznice Federacije Bosne i Hercegovine: Aus der Geschichte der Eisenbahn (нем.). Željeznice Federacije Bosne i Hercegovine. Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  7. Fritz Stöckl: Eisenbahnen in Südosteuropa. Bohmann Verlag, Wien 1975, ISBN 3-7002-0431-X, S. 46.
  8. 8,0 8,1 Zoran Curić. Prometnogeografsko značenje luke Ploče. Verkehrsgeografische Bedeutung des Hafens Ploče (хорв.) (PDF). Hrvatski geografski glasnik (s. 191–202) (сентябрь 1993). Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано 11 августа 2014 года.