Жебровский, Владимир Лаврентьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Влади́мир Лавре́нтьевич Жебро́вский (в монашестве Игна́тий; 28 ноября 1888, Одесса — 1974, Сан-Франциско, Калифорния) — русский эмигрант второй волны, в 1945 году в течение короткого времени состоял в клире Русской Зарубежной Церкви, в 1922—1926 годы — деятель обновленчества, в котором имел сан архиепископа. До 1922 года — священник Русской православной церкви.

Биография

Родился 28 ноября 1888 года в Одессе. Отец имел дворянские корни, был православным и работал банковским служащим. Мать была римо-католичкой и итальянской подданной[1].

В 1914 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета и поступил в Петроградскую духовную академию, где в том же году принял монашество и рукоположён в сан иеродиакона[1].

14 августа 1915 года по состоянию здоровья перевёлся в Московскую духовную академию, которую окончил в 1917 году по сокращённой программе со степенью кандидата богословия[1].

Вошёл в состав «Общества Поборников Воссоединения Церквей», созданного 11 июня 1917 года в день открытия собора Русской Греко-католической церкви в Петрограде. Членами этого общества могли стать все верующие в «Святую Апостольскую Церковь и признающие источником Божественного Откровения св. Писание и св. Предание, то есть православные, старообрядцы, католики западного и восточного обряда, англикане и пр.». Иеромонах Игнатий был со стороны православных[2].

В последующие годы был законоучителем в Харькове; заведовал пастырской школой в Кашире и назначен благочинным монастырей Тульской епархии[1].

В 1922 году уклонился в обновленческий раскол в первые же месяцы его возникновения. В том же году хиротонисан обновленцами в епископа Вышневолоцкого, викария Тверской обновленческой епархии[1].

15 января 1923 года назначен епископом Клинским, викарием Московской обновленческой епархии[1]. Получив в управление приходы Клинского уезда, Игнатий начал преследование клириков канонической Церкви. 13 марта 1923 года обновленческий Московский епархиальный совет утвердил указ Игнатия о «запрещении в служении и увольнении с прихода» не подчинившегося ему настоятеля церкви в селе Селинском Алексия Воробьёва. В мае 1923 года в обновленчество перешёл Троицкий собор в Клину, являвшийся ранее кафедрой Клинского викариатства. В августе того же года в Клин прибыл представитель патриарха Московского и всея России Тихона архимандрит Борис, который встретился с прихожанами Троицкого собора; храм вновь стал православным, архимандрит Борис совершил его повторное освящение[3].

В апреле-мае того же года был участником первого обновленческого «Всероссийского Поместного Священного Собора»[1], на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Патриарха Тихона.

19 сентября 1923 года назначен епископом Кашинским, викарием Тверской обновленческой епархии[1].

10 октября 1923 года назначен епископом Тверским и Кашинским, председателем Тверского обновленческого епархиального управления[4].

15 апреля 1924 года возведён обновленцами в сан архиепископа[5].

В июне 1924 года был участником Всероссийского предсоборного совещания. В октябре 1925 года участвовал во втором Всероссийском обновленческом соборе[5].

С ноября 1926 года состоял на покое[5], снял сан и женился, в связи с чем 10 августа 1927 года обновленческим Синодом, согласно заявлению, лишён сана, монашества и возвращён в гражданское состояние[6].

Католический епископ Пий Невё приводил письмо бывшего епископа Игнатия (Жебровского) к митрополиту Сергию от 10 декабря 1928 года, в котором епископ Игнатий утверждает, что «раскол Православной Церкви отравляет жизнь», что, по его мнению, «более не существует Православной Церкви», а в конце письма неожиданно задает вопрос: «Даёт ли возможность Католическая Церковь служить Христу со спокойной совестью?»[7].

По данным архиепископа Сергия (Ларина), в 1944 году бежал за границу с немецкими войсками.

В том же году принят митрополитом Берлинским Серафим (Ляде) в клир его епархии. По данным Валерия Лавринова, постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ был принят в сане епископа и в октябре 1945 года назначен епископом Венским[5]. По словам епископа Леонтия (Филипповича), когда в Вене в 1945 году узнали, что он обновленец, его не признали епископом[8].

О дальнейшей судьбе практически ничего не известно. Согласно Базе данных «Участники Белого движения в России», эмигрировал в США. Скончался в 1974 году в Сан-Франциско[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). М. 2016. стр. 254
  2. ua-ru.net - ua ru Resources and Information
  3. Пидгайко В. Г. Клинское викариатство // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. XXXV : «Кириопасха — Клосс». — С. 690. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-041-7.
  4. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — М. 2016. — С. 254—255
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — М. 2016. — С. 255
  6. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2017. Архивировано 5 октября 2017 года.
  7. Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. — М.: Серебряные нити, 1998. — С. 132
  8. Протокол № 5. Дата обращения: 20 июля 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. Волков С. В. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2016. Буква Ж. Архивная копия от 9 июля 2017 на Wayback Machine, стр. 17