Жа де Буффан, бассейн

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поль Сезанн
Жа де Буффан, бассейн. около 1876 года
фр. Jas de Bouffan, le bassin
Холст, масло. 46,1 × 56,3 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ЗКРсэ-530

«Жа де Буффан, бассейн» (фр. Jas de Bouffan, le bassin) — картина французского художника Поля Сезанна из собрания Государственного Эрмитажа[1].

На картине изображён наружный бассейн поместья Жа де Буффан в Экс-ан-Провансе, принадлежавшего семье художника. В центре и справа из-под фигур льва и дельфина с поднятым хвостом через трубу в бассейн льется вода, между скульптурами расположен цветник. Правее льва видны каменные ворота, лёгкий штакетник и фрагмент строения, между воротами и строением растёт небольшая яблоня. На дальнем фоне несколько больших деревьев с жёлто-зелёной листвой.

Картина написана около 1876 года. Поместье Жа де Буффан было куплено отцом художника в 1859 году и с тех пор семья Сезаннов почти безвыездно жила там. В 2006 году поместье перешло в муниципальную собственность и там был устроен музей Сезанна[2].

К виду бассейна Сезанн обращался неоднократно. Впервые он изобразил бассейн в 1862 году и далее регулярно делал этюды как с общим видом бассейна с разных ракурсов, так и отдельных его элементов. Первоначально считалось что картина была написана в 1885 году, но эрмитажную картину от многих работ того периода отличает несколько иной характер письма. А. Г. Костеневич считает что на этом сказался опыт совместной работы в Понтуазе Сезанна с Камилем Писсарро. Впервые дату создания картины около 1876 года предложил Джон Ревалд, его поддержали Л. Вентури и А. Г. Костеневич[2]. А. Г. Костеневич отмечает стилистическую близость эрмитажного «Бассейна» к двум другим работам Сезанна на аналогичный сюжет — «Бассейн в Жа де Буффан зимой» (около 1878 года) находится в швейцарской частной коллекции, а местонахождение «Дельфина у бассейна в Жа де Буффан» (около 1878—1879 годов) неизвестно, предполагается что картина погибла во время Второй мировой войны, хотя последнюю картину он считает «более импрессионистичной»[3].

Картина долгое время находилась в семье художника и лишь 21 июня 1913 года была выставлена на продажу в галерее «Бернхейм-Жён». С 4 апреля 1914 года выставлялась в галерее Пауля Кассирера в Берлине, где была куплена Нойманном из Бармена. 19 августа 1924 года выставлена в галерее Юстина Таннхаузераrude в Люцерне. С 15 февраля 1926 года вновь находилась в галерее «Бернхейм-Жён», однако вскоре Таннхаузер вернул картину себе и продал её немецкому предпринимателю и коллекционеру Отто Кребса из Веймара. После смерти Кребса весной 1941 года от рака картина хранилась в хольцдорфском поместье Кребса под Веймаром, во время Второй мировой войны коллекция Кребса была спрятана в специально-оборудованном сейфе-тайнике, построенном под одной из хозяйственных построек поместья. В 1945 году Хольцдорф был занят советскими войсками, в поместье Кребса расположилось управление Советской военной администрации в Германии. Коллекция, включая «Жа де Буффан, бассейн», была обнаружена и описана на месте советскими трофейными командами, занимающимися сбором произведений искусства и вывозом их в СССР, после чего в 1949 году отправлена в Государственный Эрмитаж[4] (в первоначальных описях фигурировала под названием «Вид в парке подле реки»[5]), где долгое время хранилась в запасниках и не была известна широкой публике и даже большинству исследователей. Мало того, на Западе считалось, что коллекция Кребса погибла во время Второй мировой войны.

Впервые после долгого перерыва картина была показана публике лишь в 1995 году на эрмитажной выставке трофейного искусства [6]; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 410)[7].

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём историческом очерке французского искусства XIX — начала XX века провёл детальный анализ картины, в частности им было отмечено:

Край бассейна, стволы деревьев, скульптура дельфина, ворота и часть обветшавшей постройки образуют прочную систему композиционных опор, организующую пейзаж. Можно предположить, что художник начал со скульптуры льва, обозначившей скрытый центр построения. Фланги обеспечили парные колонны слева и дельфин справа. Однако композиция строится не по центрическому принципу, и не удивительно, что изваяние льва стушевалось в картине <…> Пробегающие из края в край холста линии бортика бассейна, которым вторят линии забора и горизонта, задают очень сильные горизонтальные тяги. С ними координируются вертикали колонн, ворот, стволов деревьев. Но дело не только в сумме уравновешивающих друг друга горизонталей и вертикалей, а в особой организации пространства. В верхней части картины образуются два квадрата, перекрывающие друг друга. Их основанием служит линия воды. <…> Все элементы композиции структурированы ненавязчиво и очень близко к натуре[8].

Примечания

  1. Catalogue raisonné, FWN 92. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Костеневич, т. 2, 2008, с. 154.
  3. Костеневич, 1995, с. 176.
  4. Перемещённое искусство, 2014, с. 235.
  5. Перемещённое искусство, 2014, с. 238, 244.
  6. Костеневич, 1995, с. 176—181.
  7. Государственный Эрмитаж. — Сезанн, Поль. Жа де Буффан, бассейн.. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  8. Костеневич, т. 1, 2008, с. 217—218.

Литература

  • Государственный Эрмитаж. «Перемещённое искусство». 1945—1958: Архивные документы / Под. ред. М. Б. Пиотровского, сост. А. Н. Апонасенко. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. — Т. 1. — 408 с. — ISBN 978-5-93572-551-8.
  • Костеневич, А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич, А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX—XX веков из частных собраний Германии. — Нью-Йорк, Санкт-Петербург: Харри Н. Абрамс, 1995. — 292 с. — ISBN 0-8109-3432-9.