Ефимов, Андрей Михайлович (режиссёр)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андрей Ефимов
Имя при рождении Андрей Михайлович Ефимов
Дата рождения 4 октября 1960(1960-10-04) (64 года)
Гражданство  СССР
 Россия
Профессия театральный режиссёр, драматург, художник театра кукол, актёр-кукольник, сценарист
Годы активности 1983 — н. в.
Театр Екатеринбургский театр кукол, Нижнетагильский театр кукол
Награды

Андре́й Миха́йлович Ефи́мов (род. 4 октября 1960, Курманка, Свердловская область) — российский театральный режиссёр, актёр, художник театра кукол, композитор, драматург. Заслуженный артист России (2006). Художественный руководитель театра кукол ФиМ, Екатеринбург.

Биография

Родился 4 октября 1960 года в деревне Курманка Свердловской области. Пятилетним ребёнком, увидев спектакль кукольного театра, сам начал создавать куклы. В третьем классе показал свой первый 10-минутный спектакль, в пятом — организовал кукольный кружок, за ним — как за сказочником — бегали по улицам дети[1]. В 1980 году окончил Свердловское театральное училище по специальности «Актёр театра кукол». После службы в Советской Армии пришёл работать в Свердловский театр кукол сначала монтировщиком, а потом был переведён в актёры-кукловоды. В 1985 году Ефимов поставил свой первый спектакль в качестве художника — «Стойкий оловянный солдатик»[2].

В 1991 году ушёл из Екатеринбургского театра кукол и создал собственный театр кукол «Иллюзион» (дата рождения по бумагам — 1993 год). Первую авторскую постановку Ефимову удалось осуществить только в 1994 году. Для спектакля «Огни забытого трактира» он вместе с женой создал 70 оригинальных кукол[3]. Спектакль был показан в Театре им. С. Образцова, получил специальный приз на Пермском фестивале негосударственных театров, несколько призов на Международном фестивале в Пловдиве (Болгария), на фестивале в Варне (номинация «Лучший кукольный мастер»)[1]. С 1998 года под названием «Иллюзион» этот спектакль в репертуаре Екатеринбургского театра кукол[4]. В 2009 году ему достался Гран-при I международного фестиваля театров кукол «В гостях у «Арлекина» (г. Омск) — премия «За лучший спектакль»[5].

В 1996 году Ефимов вернулся в Екатеринбургский театр кукол, где до 2009 года совмещал работу артиста-кукловода с должностями зам. директора по творческой деятельности, главного художника, художника-технолога. В 1997 году получил Национальную театральную премию «Золотая Маска» за спектакль «Картинки с выставки» (номинация «Лучшая работа художника театра кукол»). За этот же спектакль Ефимов удостоен премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» и премии Областного конкурса «Браво!». Коллеги называют Ефимова: «Страдивари театра кукол»[6].

Одна из самых ярких работ Ефимова-актёра — Гамлет в спектакле «The Hamlet» режиссёра А. Борока (2003). Его герой, непонятный, нескладный, нервный, тонкий и бесконечно одинокий, определил успех всего спектакля. «The Hamlet», как и «Картинки с выставки», как и многие другие спектакли Ефимова, считаются визитной карточкой Екатеринбургского театра кукол.

Каждая его находка содержит в себе черты всех предыдущих и всех последующих, каждый спектакль — это формула, свёрнутая в себя, сверхинтенсивное высказывание мыслителя и творца. А. Ефимов создал то, что называется авторским театром, а ещё у́же — «театром художника» (термин В. Берёзкина). Он любит творить в одиночку, и его натура романтического художника-диктатора проступает даже там, где рядом появляется фигура режиссёра-соучастника. Чистым эквивалентом души Ефимова являются три постановки, им же самим обозначенные как программные: «Иллюзион», «Стойкий оловянный солдатик» и «Картинки с выставки».
Кукольников часто сравнивают со скульпторами. Что касается Ефимова, то он, скорее, инженер-архитектор. Его любовь к конструированию сложных таинственных миров, населённых трогательными механическими существами — пристрастие воистину романтическое.

Марина Михайлова, ZAART 2007[7]

С 2011 по 2012 год — главный режиссёр Нижневартовского театра кукол «Барабашка».

В 2012 году создал Театр кукол «ФиМ» (Философия Марионетки). Помимо собственных постановок в Екатеринбурге театр планирует работать над проектами по всей стране, выступая в качестве постановщика и производственной площадки для создания материальной части спектаклей[8][9][10].

С марта 2019 года по февраль 2020-го — главный художник Нижнетагильского театра кукол[11]. С марта 2020 года — работает в театре кукол ФиМ с неизменным творческим партнёром и соратником режиссёром и актёром Сергеем Черепановым.

Семья: жена — Лариса с 1984 по 2000 годы (работала в швейном цехе ЕТК)[3].

Творчество

Художник-постановщик

  • 1985 — «Сказка времени» («Стойкий оловянный солдатик») — Екатеринбургский театр кукол (ЕТК)
  • 1985 — «Солнечный лучик» — Свердловское театральное училище
  • 1985 — «Морозко» — ЕТК
  • 1986 — «Три поросёнка» — ЕТК
  • 1986 — «Теремок» — ЕТК
  • 1987 — «Носорог и Жирафа» — ЕТК
  • 1987 — «Царевна лягушка» — Городской театр кукол Челябинск — 65
  • 1987 — «Колобок» — ЕТК
  • 1988 — «Носорог и Жирафа» — Читинский городской театр кукол
  • 1989 — «Чемодан чепухи» — ЕТК
  • 1994 — «Огни забытого трактира» — Частный театр А. Ефимова
  • 1996 — «Картинки с выставки» — ЕТК, соавтор либретто, автор сценария
  • 1998 — «Иллюзион» — ЕТК
  • 1999 — «Соловей» — ЕТК
  • 2000 — «Носорог и Жирафа» — ЕТК
  • 2001 — «Синяя птица» — ЕТК
  • 2005 — «Волшебник страны OZ» — ЕТК
  • 2006 — «Бобок» — ЕТК
  • 2006 — «Концерт наш необыкновенный» — Нижневартовский городской театр кукол «Барабашка»
  • 2009 — «Нет слов?!» — Нижневартовский городской театр кукол «Барабашка»
  • 2010 — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — Челябинский ТЮЗ
  • 2010 — «Каштанка» — Нижневартовский Театр кукол «Барабашка»
  • 2014 — «Солнечные зайчики» — Театр кукол "ФиМ"
  • 2017 — «Щелкунчик» — Театр кукол "ФиМ"
  • 2018 — «Детский альбом» — Челябинский театр кукол им. В. Вольховского
  • 2019 — «Кукольный голос» — Нижнетагильский театр кукол

Режиссёр

  • 1994 — «Огни забытого трактира» — Частный театр А. Ефимова
  • 1998 — «Иллюзион» — ЕТК
  • 1999 — «Соловей» — ЕТК
  • 2001 — «Синяя птица» — ЕТК
  • 2010 — «Каштанка» — Нижневартовский Театр кукол «Барабашка»
  • 2014 — «Руслан и Людмила» (грант Губернатора Свердловской области) — Театр кукол «ФиМ»

Драматург

  • 1994 — «Огни забытого трактира» — Частный театр А. Ефимова
  • 1996 — «Картинки с выставки» — ЕТК (совм. с Андреем Бороком, Сергеем Плотовым)
  • 1998 — «Иллюзион» — ЕТК
  • 1999 — «Соловей» — ЕТК
  • 2014 — «Руслан и Людмила» (грант Губернатора Свердловской области) — Театр кукол «ФиМ» (совм. с Татьяной Осинцевой)
  • 2014 — «Солнечные зайчики» — Театр кукол "ФиМ" (совм. с Аллой Антиповой)

Композитор

  • 1985 — «Сказка времени» («Стойкий оловянный солдатик») — Екатеринбургский театр кукол (ЕТК)
  • 1994 — «Огни забытого трактира» — Частный театр А. Ефимова
  • 1998 — «Иллюзион» — ЕТК

Актёр

  • 1983 — Удав — «38 попугаев»
  • 1983 — Мухамед Плешивый — «Али-Баба и разбойники»
  • 1983 — Ведущий — «Кошкин дом»
  • 1984 — Удав — «Привет Мартышке»
  • 1984 — Шакал — «Сэмбо»
  • 1984 — Волк — «Колобок»
  • 1984 — Кот — «Петушиная мельница»
  • 1984 — Кристофер Робин, Пятачок — «Винни Пух»
  • 1984 — Король — «Сказка о незадачливом драконе»
  • 1985 — Солдатик, Часовщик — «Сказка времени» («Стойкий оловянный солдатик»)
  • 1985 — Дед — «Осторожно — коза»
  • 1985 — Профессор Клювс — «Мягко сказано»
  • 1985 — Отец — «Морозко»
  • 1986 — Волк — «Три поросёнка»
  • 1986 — Мишка — «Красные дьяволята»
  • 1987 — Отец, Рыжанка — «Голубая змейка»
  • 1987 — Лис — «Лев Петухович»
  • 1987 — Доктор Марабу — «Носорог и Жирафа»
  • 1987 — Дед, Волк, Медведь, Заяц — «Колобок»
  • 1988 — Петух — «Гадкий утёнок»
  • 1989 — Волк — «По зелёным холмам океана»
  • 1989 — Король — «Улыбка судьбы»
  • 1990 — Дервиш — «Волшебная лампа Аладдина»
  • 1998 — Актёр — «Иллюзион»
  • 1998 — Звездочёт — «Там, на неведомых дорожках»
  • 1999 — Пастух — «Свет ликующий»
  • 1999 — Соловей — «Соловей»
  • 2000 — Придворный — «Баллада о морской Царевне»
  • 2000 — Домовой — «Волшебные огоньки»
  • 2000 — Пьяница, Лис — «Маленький принц»
  • 2001 — Чудище — «Петрушка и Колобок»
  • 2003 — Гамлет — «The Hamlet»
  • 2004 — Кокованя — «Серебряное копытце»
  • 2004 — Сказочник, Дед Мороз — «Сказки для Даренки»
  • 2005 — Железный Дровосек — «Волшебник страны OZ»
  • 2005 — Буратино — «Буратино»
  • 2006 — Царь — «По щучьему велению»
  • 2007 — Дед Мороз — «Кружевные сказки»
  • 2007 — Пьеро — «Картинки с выставки»
  • 2014 — Князь «Руслан и Людмила»
  • 2014 — Зайчик — «Солнечные зайчики»
  • 2017 — Дроссельмейер — «Щелкунчик»
  • 2018 — исполнитель нескольких ролей — «Аленький цветочек»

Отзывы

«Огни забытого трактира»

Их было множество, самых разных систем, от знакомых до совершенно, казалось бы, неведомых конструкций, форм, размеров и фактур. Они появлялись отовсюду и ниоткуда, проживали свою (кто секундную, кто длиннее) жизнь и исчезали в никуда. Почти всем им было дано волшебство преображения, незаметное глазу. Они были так выразительны и загадочны в своих возможностях, что вновь, как некогда в «Сказке времени», приходило волнующее ощущение самостоятельно и в особом мире живущих существ — актёры и люди здесь были словно ни при чём.

Наталья Решетникова, «Петербургский театральный журнал» № 14 1997[3]

«Картинки с выставки»

Буквально с первых минут спектакля поражает неистощимая фантазия художника, техническое совершенство и остроумие «придумок». Смирившись с обилием и разнообразием находок, начинаешь видеть за ними то, ради чего они придуманы и вставлены в ткань театрального повествования. И еще раз поражаешься и радуешься глубине смысла, точному соответствию формы и содержания.
Поскольку создатели спектакля хорошо знают, что они хотят сказать, чем намерены поделиться со зрителем, технические трюки не становятся самоцелью, им отведена почётная и чрезвычайно важная роль языка, тех выразительных средств, которые сродни гармонии высшей математики и призваны аккумулировать чрезвычайно серьёзные идеи.

Анна Некрылова, «Петербургский театральный журнал» № 14 1997[12]

«Иллюзион»

Андреем Ефимовым найдена в этом спектакле уникальная интонация. Слёзы, смех, счастье, горечь — сложная смесь, сплетение разных струн. Это самый тёплый и душевный спектакль Андрея Ефимова. И кажется, что наши чувства, затёртые в суете дня, благодаря его куклам оттаивают, заново рождаются.

Елена Кривоногова, «Урал» № 4 2001[1]

«Кукольный голос»

…знакомый уже, кажется, и обязательно удивляющий зрителей Андрей Ефимов превзошел сам себя, хотя и тут прослеживаются главные для его творчества философские темы человеческого бытия — красоты, хрупкости и скоротечности жизни; тема Художника и его вечных исканий; мотив рыцарства и бескорыстия. Но не только. И по-другому.

Наталья Решетникова, «Культура Урала» № 6 (72) 2019[13]

Награды

  • 1997 — премия Свердловского областного конкурса-фестиваля «Браво!» — 1996 в номинации «Лучшая работа постановщика в театре кукол» за спектакль «Картинки с выставки»[14]
  • 1997 — национальная театральная премия «Золотая Маска» за спектакль «Картинки с выставки» в номинации «Лучшая работа художника театра кукол»[15]
  • 1998 — премия губернатора Свердловской области за создание спектакля «Картинки с выставки»[16]
  • 2000 — премия Свердловского областного конкурса-фестиваля «Браво!» — 1999 за спектакль «Соловей» в номинации «Лучшая работа художника в театре кукол»
  • 2001 — премия Свердловского областного конкурса-фестиваля «Браво!» — 2000 за спектакль «Иллюзион» в номинации «Лучшая работа постановщика в театре кукол» (сценарий, режиссура, сценография, музыкальное оформление)
  • 2003 — приз IX фестиваля театров кукол «Большой Урал» в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Гамлета в спектакле «The Hamlet»
  • 2004 — премия Свердловского областного конкурса-фестиваля «Браво!» — 2003 за роль Гамлета в спектакле «The Hamlet» в номинации «Лучшая роль в театре кукол»
  • 2006 — премия III Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучшая работа художника» за спектакль «Бобок»
  • 2006 — присвоение звания «Заслуженный артист России»[17]
  • 2007 — премия Свердловского областного конкурса-фестиваля «Браво!» — 2006 за спектакль «Бобок» в номинации «Лучшая работа постановщика в театре кукол»[18]
  • 2007 — премия губернатора Свердловской области за создание спектакля «Бобок»[19]
  • 2010 — приз за лучшую работу художника на Международном фестивале театров для детей в Суботице (Сербия) за спектакль «Картинки с выставки»
  • 2019 — приз фестиваля «Сибирь. Терра Магика» (г. Красноярск) спектакль Челябинского театра кукол «Детский альбом» в номинации «Лучшая работа художника»[20]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Кривоногова Елена. Их голосам дано сливаться в такт… (Андрей Ефимов и его куклы) // Урал : журнал. — 2001. — № 4. — ISSN 0130-5409.
  2. Андрей Михайлович Ефимов. uralkukla.ru. Екатеринбургский театр кукол. Дата обращения: 6 января 2020. Архивировано 7 октября 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Решетникова Наталья. Андрей Ефимов. Кукольник // Петербургский театральный журнал : журнал. — 1997. — Февраль (№ 14). — ISSN 0869-8198.
  4. Обновлённый «Иллюзион» // Екатеринбургский Театр Кукол
  5. I международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина» Архивная копия от 4 февраля 2020 на Wayback Machine // Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин»
  6. Спешков Владимир. «И чувство одиночества покинуло их…» навсегда? // Петербургский театральный журнал : журнал. — 2006. — № 4 (46). — ISSN 0869-8198.
  7. Михайлова Марина. Тень марионетки // ZAART : журнал. — 2007. — Март — август.
  8. Вольхина Ирина. В Екатеринбурге появился новый театр // Областная газета. — 2012. — 22 август.
  9. «ФiМ» открылся // Свердловское отделение СТД РФ
  10. Каталог театров. Театр кукол «ФиМ» Архивная копия от 24 января 2021 на Wayback Machine // Культура.РФ
  11. Труппа и коллектив театра Архивная копия от 17 января 2020 на Wayback Machine // Нижнетагильский театр кукол
  12. Некрылова Анна. Воспоминание // Петербургский театральный журнал : журнал. — 1997. — Июнь (№ 17). — ISSN 0869-8198.
  13. Решетникова Наталья. Звучный кукольный голос // Культура Урала : журнал. — 2019. — № 6 (72). — С. 28—30.
  14. Альпинская Ксения. Художник Театра кукол рассказывает об особенностях своей профессии // Московский комсомолец : газета. — 2018. — 2 март. — ISSN 1562-1987.
  15. Лауреаты 1997 Архивная копия от 5 февраля 2020 на Wayback Machine // Фестиваль «Золотая Маска»
  16. Лауреаты премии Губернатора с 1996 по 2005 годы Архивная копия от 27 марта 2014 на Wayback Machine // Министерство культуры Свердловской области
  17. Указ Президента Российской Федерации от 09.12.2006 г. № 1381 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Архивная копия от 19 сентября 2018 на Wayback Machine // Администрация Президента России
  18. Свердловская премия «Браво» вызвала нарекания критиков, 29 Май 2007 Архивная копия от 7 апреля 2020 на Wayback Machine // Е1.РУ Екатеринбург Онлайн
  19. Названы лауреаты премий Губернатора за 2006 год Архивная копия от 30 ноября 2020 на Wayback Machine // Министерство культуры Свердловской области
  20. Победители фестиваля Архивная копия от 26 декабря 2019 на Wayback Machine // Красноярский театр кукол

Литература

Ссылки