Если Бога нет, всё позволено
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
«Если Бога нет, всё позволено» («Если Бога нет, всё дозволено») — крылатое выражение, приписываемое Ф. М. Достоевскому, которое обычно связывают с романом Достоевского «Братья Карамазовы». Представляет собой краткое изложение взглядов Ивана Карамазова. Точной цитатой не является и как единая фраза в указанном романе отсутствует.
Крылатое выражение
Фразу «Если Бога нет, всё позволено» (и различные её варианты) относят к числу цитат из Достоевского[1]. Её даже признают (например, философ И. Б. Чубайс) самой известной[2][3] из них или же (например, культуролог и историк К. В. Душенко) второй по известности[4]. Мы находим её на страницах энциклопедии по искусству кино[5] и словарей по философии[6][7], она используется философами[2][3][6][7], писателями[8], священниками[9][10][11], звучит по радио[2][3], присутствует в мемуарах Керенского[12]. Жан-Поль Сартр в своей лекции «Экзистенциализм — это гуманизм»[13] берёт её за исходный пункт философии экзистенциализма.
Обычно (хотя и не всегда) её связывают с романом Достоевского «Братья Карамазовы», и неспроста: «Мысль эта проведена через весь огромный роман с высокой степенью художественной убедительности»[4]. Однако выражение «Если Бога нет, всё позволено» как единая фраза в указанном романе отсутствует. Нет её и в других произведениях Достоевского[1][4].
Различные формулировки
Тезис Достоевского приводится в нескольких вариантах (см. врезку). Ни один из них не является точной цитатой из Достоевского.
Тезис Достоевского как предмет и инструмент интерпретации
Тезис Достоевского можно как принимать, так и не принимать (см. ниже). В случае принятия тезиса он допускает как религиозную, так и атеистическую интерпретацию. Анализируя тезис Достоевского, писатель Виктор Ерофеев, по сути, приводит одно из доказательств бытия Божия[14]:
В рассуждении: если Бога нет — всё позволено, однако не всё позволено, значит, Бог есть, — казалось бы, есть своя логика, и многие — если не сказать все — религиозные мыслители, исследовавшие мысль Достоевского, признавали правильность этого рассуждения.
В самом деле, если мы согласны с тем тезисом, что если Бога нет, всё позволено, а также убеждены или приходим к убеждению, что не всё позволено[Комм. 3], то мы должны бы согласиться с тем, что Бог есть.
Однако сам Ерофеев не согласен с описанным рассуждением:
Гораздо более логично признать ошибочность первого тезиса и предложить иной:
«если Бога нет — не всё позволено», что в сочетании с
«если Бог есть — не всё позволено»
даёт нам право сделать вывод, что человеку дозволяется не всякое действие, независимо от существования Бога.
В отличие от Ерофеева философ Жан-Поль Сартр не оспаривает тезис, а берет за исходную точку экзистенциализма[13]:
Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то всё дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма.
— Жан-Поль Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм
Будучи представителем атеистического экзистенциализма, он приходит к тому, что, как отмечает философ Фредерик Коплстон[15],
Человек является единственным источником ценностей, и индивиду остается творить или выбирать собственную шкалу ценностей, его собственный идеал. Однако это «остаётся» не несёт с собой счастья.
Сам Сартр выражается жёстче Коплстона[13]:
…человек осуждён быть свободным.
— Жан-Поль Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм
Происхождение фразы
Тезис Достоевского можно рассматривать как «сводную» цитату, как бы полученную при помощи «ножниц и клея» из нескольких разных[1][4]. Но даже одной цитаты достаточно, чтобы тем же способом получить фразу «Без Бога <…> всё позволено»[16].
Другое возможное объяснение происхождения фразы лежит на поверхности: она в готовом виде содержится у Сартра (см. выше).
Связь с текстом романа
— Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? — спросил вдруг старец Ивана Фёдоровича.
— Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
— Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
— Почему несчастен? — улыбнулся Иван Фёдорович.
— Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе.
В любом случае тезис «Если Бога нет, всё позволено» представляет собой краткую, но достаточно точную формулировку взглядов Ивана Карамазова. Эти взгляды он первоначально высказывает во время какого-то спора, который в романе не описан. Затем свидетель спора (Пётр Александрович Миусов) в келье старца Зосимы так пересказывает эти взгляды[17]:
…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…
Выслушав рассказчика, Иван Карамазов не только не опровергает его, но и, отвечая на вопрос старца Зосимы, вполне подтверждает сказанное Миусовым: если нет бессмертия, позволено всё. Такого рода убеждение становится для Ивана источником крайнего несчастья (см. врезку).
Прототипы тезиса
Трактат Лактанция «Божественные установления», в котором содержатся эти слова, вышел в русском переводе в 1848 г. Насколько этот перевод был известен, остаётся вопросом. Но изданные в 1670 г. «Мысли» Блеза Паскаля были известны очень хорошо, а там утверждалось: «Человеческая нравственность целиком зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет».
Константин Душенко указывает, что мысль Достоевского «стара почти так же, как христианство», и приводит следующую цитату латинского богослова III—IV веков Лактанция[4]:
Как скоро люди уверятся, что Бог мало о них печётся и что по смерти они обратятся в ничто, то они предаются совершенно необузданности своих страстей, <…> думая, что им всё позволено[Комм. 4].
Если Бога нет…
- «Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё». (Приписывается Паскалю[Комм. 5], см. также статью Пари Паскаля.)
- «Если Бога нет, то его следовало бы выдумать». (Вольтер)
- «Если Бога нет, то какой же я после того капитан?» (Достоевский, «Бесы», часть 2, глава 1, не названный по имени персонаж[Комм. 6].)
- Неточное цитирование: «Если Бога нет, то какой же я штабс-капитан?» (якобы штабс-капитан Лебядкин).
- «Если нет Бога, то я бог[Комм. 7].» (Достоевский, «Бесы», часть 3, глава 6, слова безбожника Кириллова, правильный вариант написания этой фразы[Комм. 8] уточнить пока не удалось.)
- «Если бог есть, то вся воля его, и из воли его я не могу. Если нет, то вся воля моя» (Достоевский, «Бесы», часть 3)
- «Но если Бога нет, почему же мне стесняться?» (философ К. Н. Леонтьев, из воспоминаний Л. А. Тихомирова[19])
Контртезисы
Высказывание Лакана
На тезис Достоевского психоаналитик Жак Лакан ответил следующим тезисом: «Если бог есть, то всё позволено». Философ Славой Жижек использует эту фразу в качестве названия своей статьи[20].
Высказывание Версилова
Я представляю себе, мой милый, что бой уже кончился и борьба улеглась. <…> И люди вдруг поняли, что они остались совсем одни, и разом почувствовали великое сиротство. <…> Осиротевшие люди тотчас же стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее; они схватились бы за руки, понимая, что теперь лишь они одни составляют всё друг для друга. Исчезла бы великая идея бессмертия, и приходилось бы заменить её; и весь великий избыток прежней любви к Тому, который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на людей, на всякую былинку.
У самого Достоевского в романе «Подросток» устами Версилова высказывается идея, противоположная по смыслу (см. врезку), которую философ Николай Бердяев именует «гениальной по силе прозрения» фантастической утопией, картиной бeзбожной любви «не от Смыслa бытия, а от бессмыслицы бытия», — любви, по сути своей противоположной христианской[21]:
…люди прилепляютcя дрyг к дрyгy и любят друг дрyгa, потому что иcчезла великая идея Бога и бессмертия. <…> Tакoй любви никогда не будет в безбожном человечестве; в безбожном человечестве будет то, что нарисовано в «Бесах».
См. также
Комментарии
- ↑ Курсивом выделен вариант, который связан с именем Сартра (см. ниже.)
- ↑ Например, в статье под заголовком «Колаковский, Лешек», опубликованной в энциклопедии «Кругосвет», можно встретить вариант «Если нет Бога, всё допустимо».
- ↑ «В процессе эксперимента живая жизнь с её случайностями и закономерностями, одинаково неподвластными логическому мышлению, приходит в нестерпимое противоречие с головным, „диалектическим“ тезисом. Выясняется, что позволено не всё», — замечает В. Ерофеев, описывая жизненный опыт тех атеистически настроенных героев Достоевского, которые разделяют тезис[14].
- ↑ Цитата из трактата «Божественные установления» даётся по переводу Е. Карнеева (1848): «Божественные наставления», II, 1 (86, ч.1, с.100)[18].
- ↑ См. Викицитатник, информация нуждается в уточнении.
- ↑ В романе говорится, что слова эти произнес «седой бурбон капитан».
- ↑ Викитека содержит текст романа в советской орфографии, согласно которой слово „бог“ всегда пишется с малой буквы. Не следует, однако, впадать в противоположную крайность:
Сейчас, впадая в обычное преувеличение, мы готовы любое значение слова „бог“ отмечать с заглавной буквы. Между тем с большой буквы писали это слово только для означения высшего существа, давшего начало и смысл миру. Языческое многобожие и еретическое мудрствование означались с малой буквы.
— В. Н. Захаров, Текстология как технология - ↑ Выбор варианта написания существенно меняет мысль. Вариант «Если нет Бога, то я бог» означает, что Кириллов готов признать себя за одного из многих богов, кем-то вроде Марса или Меркурия. Вариант «Если нет Бога, то я Бог» означает гораздо бо́льшую претензию.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Душенко К. Цитаты из русской литературы: Справочник Архивная копия от 5 марта 2022 на Wayback Machine.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Если Бога нет, всё дозволено? Архивная копия от 22 марта 2014 на Wayback Machine // Радио «Комсомольская правда».
- ↑ 3,0 3,1 3,2 КАКАЯ ИДЕЯ НУЖНА РОССИИ? Архивная копия от 26 октября 2013 на Wayback Machine // Радио «Эхо Москвы».
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Всё позволено Архивная копия от 4 сентября 2013 на Wayback Machine // Душенко К. Афоризмы на любую тему: Цитаты с точным указанием источника.
- ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/18837 Тихие страницы] // Энциклопедия кино, 2010 г.
- ↑ 6,0 6,1 Воля к власти Архивная копия от 29 сентября 2013 на Wayback Machine // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — 1998.
- ↑ 7,0 7,1 Бог Архивная копия от 16 сентября 2014 на Wayback Machine // Дидье Жюлиа. Философский словарь / Пер. с франц. — М.: Международные отношения, 2000. — 544 с.
- ↑ Православие и современная культура // Николаева О., Современная культура и православие: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. — 1999.
- ↑ В. Григорян. Фёдор Михайлович Достоевский Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine (по лекциям преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии священника Георгия Митрофанова, прочитанных им в Коми государственном пединституте)
- ↑ Протоиерей Александр Ильяшенко, Как строить семейные отношения? Архивная копия от 19 января 2013 на Wayback Machine // на сайте «Православие и мир».
- ↑ Протоиерей Димитрий Предеин, Профессор А. И. Осипов как видный русский апологет и катехизатор второй половины 20-го — начала 21-го века. Архивировано 29 апреля 2013 года. // на сайте Московской православной духовной академии.
- ↑ Керенский А. Ф., Россия на историческом повороте: Мемуары.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Жан-Поль Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм Архивная копия от 25 сентября 2016 на Wayback Machine.
- ↑ 14,0 14,1 Ерофеев В. В. Вера и гуманизм Достоевского Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine.
- ↑ Глава 11. Атеистический экзистенциализм // Коплстон Ф. История философии. XX век.
- ↑ Andrei I. Volkov, Dostoevsky Did Say It: A Response to David E. Cortesi Архивная копия от 2 августа 2013 на Wayback Machine (2011).
- ↑ 17,0 17,1 Фёдор Михайлович Достоевский, Братья Карамазовы, — Книга II, Глава VI.
- ↑ Лактанций // Константин Душенко. Мысли и изречения древних с указанием источника.
- ↑ Л. А. Тихомиров, Тени прошлого. К. Н. Леонтьев Архивная копия от 24 июля 2013 на Wayback Machine.
- ↑ Славой Жижек. Если бог есть, то всё позволено Архивная копия от 30 декабря 2013 на Wayback Machine.
- ↑ Глава V (Любoвь) Архивная копия от 6 мая 2017 на Wayback Machine // Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo, Praha, 1923, изд-вo YMCA-PRESS.
Ссылки