Перейти к содержанию

Еникеев, Гайса Хамидуллович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гайса Хамидуллович
Еникеев
тат. Гайсә Хәмидулла улы Еникеев
Г. Х. Еникеев (1913)Г. Х. Еникеев (1913)
1 ноября 1907 — 9 июня 1912 года
Монарх Николай II
20 ноября 1912 — 6 октября 1917 года
Монарх Николай II / монархия упразднена
Преемник должность упразднена

Место рождения Верхние Каргалы, Белебеевский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя
Место смерти Уфа, СССР
Место погребения Магометанское кладбище
Партия мусульманская фракция, сотрудничал с кадетами
Образование учительская семинария
Профессия учитель
Отношение к религии ислам
Автограф
Награды Награды и благодарности попечителя учебного округа

Гайса Хамидуллович Еникеев (вариант имени Айса[1], фамилии — Еникиев[2] тат. Гайсә Хәмидулла улы Еникеев; 2 июля 1864 года, Оренбургская губерния — март 1931, Уфа) — учитель, просветитель, этнограф, депутат III[⇨] и IV Государственной думы[⇨] от Казанской и Оренбургской губерний (1907—1917), уделявший особое внимание защите интересов мусульманского населения Российской империи. До избрания на государственный пост являлся директором суконной фабрики в Симбирской губернии и главным распорядителем всех благотворительных и учебно-воспитательных учреждений Казани. Член Временного комитета Государственной думы в период Февральской революции и организатор Первого Всероссийского мусульманского съезда (май 1917)[⇨]. В советское время являлся членом коллегии Комиссариата народного просвещения Вятской губернии и инспектором Башсельхозкредита; стал известен как профессиональный знаток татарского и башкирского фольклора[⇨].

Биография

Ранние годы. Учитель

Гайса (Айса) Еникеев родился 2 июля 1864 года в деревне Новые Каргалы (Каргалыбаш[3]) Богаданской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии[4] (сегодня — деревня Верхние Каргалы Благоварского района Республики Башкортостан) в бедной, но древней и родовитой (мурзинской), дворянской семье Еникеевых. Основоположником рода был сам Еникей Тенишевич Кутушев — глава Темниковских татар в Казани (1555) и воевода в Темникове (1558)[5][6].

Московская улица и главная мечеть в Казани (нач. XX в.)

Получил начальное («низшее») образование в русско-татарской школе в родной деревне. В 1877 году[7] окончил Оренбургскую инородческую учительскую семинарию (получив награду первой степени) и стал учителем Образцового инородческого начального училища при той же семинарии. На этой должности руководил практическими занятиями учащихся старшего класса, а также давал образцовые уроки для делегатов съездов народных учителей, проводившихся при семинарии[5][8].

В 1890—1895 годах заведовал русско-татарским начальным училищем в Оренбурге. Состоял в Оренбургской ученой архивной комиссии (1887) и в Русском географическом обществе (1883)[7]. В 1895—1903 годах служил в Оренбургском отделении Государственного банка Российской империи. Одновременно являлся преподавателем, а затем и заведующим мусульманского духовного училища — медресе «Хусаиния» в Оренбурге[5]. Всего проработал учителем 15 (или 12[9]) лет[10]. Удостаивался наград и благодарностей попечителя учебного округа[11].

После выхода в отставку, в 1903 году, занял пост директора суконной фабрики в Симбирской губернии. В 1907 году проживал в Казани, являясь главным распорядителем всех благотворительных и учебно-воспитательных учреждений (с годовым содержанием в 3000 рублей), основанных на капиталы миллионера А. Г. Хусаинова. Был доверенным лицом Хусаинова в Казани[5][10].

В этот период активно критиковал русификаторскую политику царского правительства, указывая, в частности, на трудное положение татарского образования. Он пользовался большим авторитетом среди мусульманского населения Казани. Владел 40 десятинами земли и двумя деревянными домами, оценёнными в 8000 тогдашних рублей[5].

Депутат III думы

18 октября 1907 года потомственный дворянин и губернский секретарь Г. Х. Еникеев был избран в Третью Государственную думу Российской империи от общего состава выборщиков Казанского губернского избирательного собрания[5].

Г. Х. Еникеев (1907)

В III Думе вошёл в Мусульманскую фракцию (группу[10]) — стал одним из её наиболее деятельных членов. Стал заместителем секретаря Думы, но отказался от этой должности после всего одной сессии[12]. Одновременно неофициально (устав фракции не позволял двойное членство) сотрудничал с Конституционно-демократической фракцией: в том числе, входил в созданную при ней комиссию по гражданскому равноправию (под председательством М. М. Винавера), занимавшуюся подготовкой и обсуждением законодательных инициатив об отмене действовавших тогда ограничений, основанных на религиозной или национальной принадлежности; по просьбе отдельных членов этой комиссии сделал доклад по вопросу об ограничениях, существующих в отношении мусульманского населения Империи; представил необходимые для работы комиссии документы[5].

Кроме того, он был членом четырёх думских комиссий: по народному образованию, по исполнению государственной росписи доходов и расходов (в первые две сессии)[5], по рабочему вопросу (сессии 4 и 5), о мерах к упорядочению хлебной торговли (5-я сессия). Выступал в защиту тюркского населения России; критиковал политику русификации, христианизации и расхищения, не только татарских, но и земель тюркских народов вообще — в частности, боролся против расхищения башкирских земель[13].

Участники третьего съезда мусульман России (Н. Новгород, 1906)

Депутат IV Думы

25 октября 1912 года избрался в следующую, Четвёртую Госдуму, но на этот раз — от второго съезда городских избирателей Оренбургской губерний[13].

В новой Думе вновь вошёл в Мусульманскую фракцию, а также и в президиум парламента — стал товарищем (заместителем) секретаря Думы И. И. Дмитрюкова. В IV Думе состоял в комиссиях по народному образованию, по вероисповедным вопросам, о путях сообщения и в комиссии для выработки законопроекта о печати[13].

В этот период выступал по различным вопросам правительственной политики в области просвещения, уделяя особое внимание защите интересов мусульманского населения. В частности, предлагал допускать в государственные школы для инородцев преподавателей той же, что и у учеников, национальности. Кроме того, предлагал вести начальное образование в таких школах на родном языке[13][14]:

Даже в некоторые мрачные времена прошлого не было того, что есть теперь. Притеснения, запреты, произвол в отношении инородцев достигли крайней своей точки. Давление стало более грубым, образуя стройную систему черносотенно-полицейско-миссионерской опеки, охватившей жизнь инородцев со всех сторон... Целью этой опеки, этой политики... является проведение черносотенно-ассимиляторско-миссионерско-обрусительной тенденции: ограничения инородцев в правах, держание их в невежестве, в черном теле, материальное и духовное их ослабление, обезземелевание, искоренение религиозных, племенных, бытовых особенностей, всего того, что составляет святая святых каждого народа, залог и условие его национального существования и материального благополучия... В конечном результате эта политика имеет целью растворить всех инородцев в одном общем русифицированном болоте... Школы закрываются, учителя увольняются без всякого повода, а если и какой повод, то по самому ничтожному, а иногда даже просто в интересах русификации (...) сколько учителей наших школ, сколько представителей нашего духовенства совершенно безвинно отстраняют от преподавания родной грамоты и предметов на родном языке...

Отстаивал и обосновывал необходимость предоставления мусульманским учителям и исламскому духовенству военной отсрочки для обеспечения полноценного функционирования мечетей и конфессиональных учебных заведений. Также высказывался по поводу ограничения «татар» в праве владения недвижимостью в Средней Азии (см. Туркестан)[13].

Г. Х. Еникеев (1913)

В июне 1914 года стал участником мусульманского съезда в Санкт-Петербурге (от Мусульманской фракции Думы), посвященного реформам религиозного управления. Здесь он выступил с собственным проектом реформы «мусульманского прихода» (махали)[13].

Представитель ВКГД

После Февральской революции 1917 года находился в Петрограде. С 9 марта он стал членом Временного комитета Государственной думы (ВКГД; вместо Н. В. Некрасова). Также был представителем Госдумы на совещании при Министерстве внутренних дел (под председательством С. А. Котляревского) и членом Временного центрального бюро мусульман России в Петрограде[13].

В это же время участвовал в организации Первого Всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 года в Москве[12], а также принимал участие в частных совещаниях парламентариев[13].

3 августа ему был разрешён выезд из Петрограда для поездки в Поволжье и степные области Туркестанского края. После октября 1917 года остался в Советской России, но отошёл от политической деятельности[13].

Советское время. Последние годы

В 1918—1923 годах жил в Вятке, работая в Вятском губернском отделе народного образования и на других административных и хозяйственных должностях — в 1918—1919 годах состоял членом коллегии Комиссариата народного просвещения Вятской губернии[2]. В ноябре 1923 года переехал в Уфу и стал инспектором Башкирского сельскохозяйственного банка (Башсельхозкредит)[13][7].

В мае 1928 года вышел на пенсию. Скончался в марте 1931 года в Уфе, был похоронен на мусульманском кладбище[13].

Увлечения

Был членом Научного общества по изучению быта, истории и культуры Башкирии. Был широко известен как профессиональный знаток татарского и башкирского фольклора; собрал около пяти сотен башкирских и татарских народных песен, объезжая Поволжье и Приуралье — Казанскую, Оренбургскую, Самарскую и Уфимскую губернию[2] — до октября 1917 года. В 1929 году 114 из этих песен приобрёл Башнаркомпрос: коллекция хранится в фольклорном фонде Уфимского института искусств[15][3].

С помощью профессора А. И. Оводова и К. Ю. Рахимова он смог переложить часть песен («узун-кюй»), которые собирал с 19 лет[3], на ноты; являлся их исполнителем — современники отмечали, что он обладал красивым голосом и прекрасно исполнял народные мелодии и песни, не рискуя, однако, выйти на профессиональную сцену[15][7][16].

Произведения

  • Сборник «Татарские и башкирские песни» («Сброник № 1» в УГАИ)[7].
  • Статьи в газете «Нур»[17].

Семья

По данным на 1907 год состоял в браке[5].

Примечания

Литература

Книги
Статьи
Архивы
  • РГИА [Российский государственный исторический архив]. Фонд 1278. Опись 9. Дело 261, 262.
  • РГАКФД [Российский государственный архив кинофотодокументов]. Ал-915 сн. 341.
  • УГАИ [Уфимский государственный институт искусств] и Научный архив УНЦ РАН [Уфимский научный центр], «Сборник № 1».