Евфросиния Колюпановская
Евфросиния Колюпановская | |
---|---|
![]() | |
Имя в миру | Евдокия Григорьевна Вяземская |
Рождение | ок. 1758 |
Смерть |
3 (15) июля 1855 село Колюпаново, Тульская губерния |
Почитается | в Русской православной церкви |
Канонизирован(а) | в 1988 году |
В лике | блаженных |
Главная святыня | мощи под спудом в Колюпановском монастыре |
День памяти | 3 (16) июля и 22 сентября (5 октября) (собор Тульских святых) |
Евфроси́ния Колюпа́новская (в миру — Евдоки́я Григо́рьевна Вя́земская; ок. 1758 — 3 июля 1855, село Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии) — православная подвижница. Княжна из рода Вяземских, фрейлина императрицы Екатерины II. Желая посвятить себя Богу, тайно оставила двор, инсценировав свою смерть, и стала юродивой.
Канонизирована в 1988 году как местночтимая святая Тульской епархии в лике блаженных, память совершается (по юлианскому календарю): 3 июля и 22 сентября (собор Тульских святых).
Жизнеописание
Мирская жизнь
Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года[1] в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских[2]). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II[3]:6.
Благодаря своему происхождению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы[3]:6.
Сколько времени Евдокия прожила при дворе — неизвестно. Однажды во время пребывания императорского двора в Царском Селе она вместе с двумя другими фрейлинами (М. Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили свои платья на берегу пруда, и, одевшись крестьянками, бежали, начав странствовать[1]. Причины и обстоятельства этого поступка остаются неизвестными. По словам духовника старицы Евфросинии, причиной её бегства стало желание посвятить себя Богу. Он сообщает следующее предание, связанное с её бегством, в котором отсутствует инсценировка утопления:
…она просто скрылась из Дворца, почему и было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, и когда она, переодевшись в крестьянское платье, пробиралась в Москву, на перевозе через одну реку была узнана исправником, и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково, и испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию, и отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи…[4]:18
Начало странствий. Введенский Владычный монастырь
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Evfrosiniya_Kolupanovskaya_02.jpg&width=200)
После ухода из мира Евдокия начала свои скитания по различным монастырям и храмам, которые продолжались более десяти лет. По её рассказам, некоторое время она трудилась на скотном дворе Спасо-Суморина монастыря, где находились мощи Феодосия Тотемского[3]:8. Когда физические силы её оставили, она направилась в Москву, где в 1806 году встретилась с митрополитом Платоном, который, выслушав её историю, дал ей благословение на подвиг юродства[1]. Со своим письмом митрополит направил княжну во Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии».
Игуменья Дионисия милостиво приняла новую насельницу. Вначале она жила в сестринском корпусе, а затем поселилась в небольшой избушке в окрестностях монастыря. По свидетельству Виталии (послушница, а затем монахиня Владычного монастыря) митрополит Платон в своём письме известил игуменью о происхождении Евфросинии, о нём знали и некоторые другие монахини[3]:45.
Евфросиния одевалась в рубашку из толстого сукна, поверх её надевала ветхий капот, а в зимнее время — мужской тулуп. В праздничные дни Еврофсиния надевала кафтан из серого домотканого сукна. С её разрешения был сделан её портрет в таком костюме (см. слева)[4]:21. На теле под одеждой она носила вериги — железную цепь на шее с крупным медным крестом[3]:10. Веригоношение было тайным. Когда помещица Е. А. Дубровина случайно открыла, что старица носит вериги, то Евфросиния сказала, что это её тайна и запретила её разглашать. Волосы её были короткостриженными, иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, не надевая обувь даже зимой.
В своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. При этом спала на полу вместе со своими собаками. На вопрос, зачем она это делает, старица отвечала — «Я хуже собак»[3]:10. В доме она никогда не убиралась, пол был завален остатками пищи её животных, отчего в помещении стоял смрад:
Однажды игуменья Евгения Озерова сказала «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». Она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе»[3]:10.
При этом летом в жару она топила в своей избе печь, а зимой, наоборот, в её доме стоял холод.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Chapel_in_Vladychny_Monastery.jpg&width=200)
По ночам старица ходила вокруг монастыря, распевая псалмы, а днём собирала в монастырском бору грибы, травы и цветы. Травы Евфросиния отдавала приходившим к ней больным. Для молитв Евфросиния посещала часовню, располагавшуюся рядом с монастырём, а в монастырский собор приходила на литургию[5]. На исповедь Евфросиния ходила к монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год в Великий четверг. В день празднования Крещения Господня вместе с крестным ходом ходила на иордань на реке Нара и в своей власянице окуналась в воду, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!»[1].
В период своей жизни во Владычном монастыре Евфросиния неоднократно встречалась с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), который почитал её как подвижницу:
Когда митрополит приезжал в монастырь, старица выходила за монастырскую ограду и встречала его, подходила к нему под благословение, целовала ему руку, и он так же целовал у неё руку, а когда он уезжал из монастыря, старица провожала его за монастырские ворота[3]:10.
После прихода в Введенский монастырь новой игуменьи Иларии начались притеснения Евфросинии. В одних жизнеописаниях не указывается характер этих притеснений и сообщается только, что это была зависть и злоба[4]:19. В других причиной отъезда Евфросинии из Владычного монастыря называется убийство её трёх собак, совершённое по указанию новой игуменьи в присутствии старицы[3]:47. В 1845 году Евфросиния оставляет монастырь и переселяется в село Колюпаново Тульской губернии, расположенное на правом берегу Оки.
Жизнь в селе Колюпаново
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Evfrosiniya_Kolupanovskaya_05.jpg&width=270)
В село Колюпаново Евфросиния переселилась по приглашению одной из своих почитательниц — помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой и прожила в нём последние 10 лет своей жизни. Из Владычного монастыря Евфросиния взяла с собой только икону Иисуса Христа с предстоящими Богородицей и Николаем Чудотворцем[6]. Для старицы Наталья Алексеевна построила отдельный домик рядом со своей помещичей усадьбой, но юродивая Евфросиния загнала в него корову, а сама поселилась в небольшой комнате в помещениях дворни[3]:12. Как и в монастыре, с собой она поселила животных, которых выгоняла из комнаты только в день принятия ею причастия.
Духовником Евфросинии стал священник колюпановской Казанской церкви Павел Просперов[7]. Из села старица уезжала к своим почитателям, у которых гостила иногда длительное время. Путешествовала она чаще всего пешком, реже в кибитке, в которую сажала с собой кошку с собакой[4]:20. Наибольшую привязанность Евфросиния испытывала к управляющему Мышегского чугунолитейного завода Алексею Цемшу, которого называла «сынок». Он построил для старицы в своём саду келью, в которой она порой проживала по несколько месяцев. В этой келье стоял гроб, в который Евфросиния ложилась отдохнуть, другой мебели в ней не было[3]:56.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Evfrosiniya_Kolupanovskaya_04.jpg&width=270)
Для уединённых молитв Евфросиния выбрала овраг на берегу Оки в окрестностях села. Рядом с протекающей по дну оврага речкой она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила — «Берите воду из моего колодезя — и будете здоровыми»[1].
С жизнью Евфросинии в Колюпанове связано появление историй о её даре исцелять больных. Особо разговоры об этом стали распространяться в связи со следующими случаями:
- исцеление помещицы Н. Протопоповой, которая страдала болезнью ног и кровохарканием (по указанию старицы её вымыли в бане, в печь которой поставили котёл с лошадиным навозом)[3]:26;
- исцеление помещика А. П. Полоскова, племянника Н. Протопоповой, тяжело заболевшего накануне своей свадьбы (для него Евфросиния приготовила ванну с собранными ею травами)[3]:24-25;
- помощь помещице Н. Кореловой, которая трое суток мучилась родами (Евфросиния растёрла ей бока и спину деревянным маслом и пообещала благополучные роды с первым ударом колокола, что исполнилось)[3]:28.
Также на основе рассказов близких к Евфросинии лиц ей приписывали дар прозорливости (возможность видеть будущее). К наиболее часто упоминаемым историям относятся предсказание послушнице Сезёновского монастыря сана игуменьи и назначения на Тульскую и Белёвскую кафедру епископа Димитрия (Муретова)[1]. Почитатели обращались к ней «матушка Евфросиния»[4]:20, хотя факт и обстоятельства принятия ею монашеского пострига неизвестны. Евфросиния получила такую широкую известность, что епископ Димитрий в свою первую поездку по епархии заехал в село Колюпаново для встречи с ней.
Смерть
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Evfrosiniya_Kolupanovskaya_03.jpg&width=270)
За три недели до своей смерти Евфросиния заявила няне, приставленной к ней Натальей Протопоповой, что «два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: „Евфросиньюшка, пора тебе к нам“»[3]:32. Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение. Многим она на память о себе дарила различные предметы — от крестиков и иконок до травы и одежды. Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белёвскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново. Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии.
Скончалась Евфросиния 3 (16) июля 1855 года. Смерть её была спокойной — она приняла причастие и в три часа дня пополудни, сложив руки на груди, умерла. На её погребение собралось множество народу из соседних сёл. Согласно её последней воле её погребли в полном монашеском облачении. У гроба, края которого были обставлены множеством свечей, все дни служились панихиды. 7 июля трое священников отслужили заупокойную литургию и затем шесть священников совершили отпевание Евфросинии. Все заупокойные богослужения возглавлял духовник Евфросинии Павел Просперов. Её тело погребли под полом трапезной деревянной Казанской церкви.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Evfrosiniya_Kolupanovskaya_06.jpg&width=300)
По инициативе отца Павла на средства Алексея Цемша над могилой Евфросинии была установлена деревянная гробница с чугунной надгробной плитой[1][4]:21. На ней с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова)[3]:37 была сделана надпись:
Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит.
Почитание
Почитание старицы, начавшееся ещё при её жизни, продолжилось после смерти. С 1884 года в храме перед каждой литургией начали совершать панихиду по Евфросинии. Стали появляться сообщения о чудесных исцелениях и помощи, приписываемых действию молитв к старице. С 1909 года по указу Тульской духовной консистории в храме завели книгу для записи подобных сообщений[1]. В вышедшей в 1911 году полной биографии Евфросинии собрано 55 подобных свидетельств. Каждый год в день смерти и день ангела Евфросинии в Колюпаново приезжало множество паломников, совершалось соборное служение литургии, а затем панихиды на её гробнице[3]:85. В 1910 году паломничество к гробнице Евфросинии совершил епископ Каширский, викарий Тульской епархии Евдоким (Мещерский)[3]:86. В 1914 году над её гробницей возвели деревянную позолоченную сень.
Почитанием пользовался и выкопанный Евфросинией источник. В 1885 году над ним установили навес — часовню на столбах, а в 1909 году — деревянную часовню, рядом с которой устроили крытую купальню. Каждый год в день Святой Троицы из Казанской церкви совершали крестный ход к источнику.
В 1931 году Казанская церковь сгорела, место погребения Евфросинии и её источник пришли в запустение.
В 1988 году состоялась местная канонизация Евфросинии в составе Тульских святых в лике блаженных, совершённая по инициативе архиепископа Тульского и Белёвского Максима (Крохи)[1]. Ей были составлены служба, акафист, тропарь, кондак. В 1993 году началось строительство каменного храма на месте сгоревшей Казанской церкви. В 1995 году по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона, указом Святейшего патриарха Алексия II был учреждён Свято-Казанский женский монастырь, настоятельницей монастыря была назначена игуменья Евфросиния (в миру Мария Васильевна Кушнир). В 1996 году было завершено строительство нового Казанского храма. В нём над захоронением блаженной Евфросинии устроили мраморную раку с резной деревянной сенью[8]. Церковь украшают фрески на сюжеты жития Евфросинии Колюпановской[9].
В 2005 году в Колюпановском монастыре состоялись торжества, посвящённые 150-летию со дня смерти блаженной Евфросинии. В Казанском храме была совершена литургия, а затем состоялся крестный ход к источнику Евфросинии, который продолжает иметь репутацию целебного и посещается многочисленными паломниками[10].
Источники
Первую работу о Евфросинии Колюпановской написал её духовник и настоятель Казанской церкви села Колюпанова Павел Просперов. Она была опубликована в 1862 году в журнале «Домашняя беседа». В 1903 году И. М. Суриков издал подробное жизнеописание старицы, основанное на воспоминаниях знавших её людей — «Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II». В 1911 году в типографии Троице-Сергиевой лавры вышло второе, значительно дополненное издание его труда. В 2002 году эта работа была переиздана с прибавлением дополнительных материалов (история создания Колюпановского монастыря, акафист). В этом же жизнеописании старицы, современниками Ефросинии указано, что она родилась в 1735 году и прожила 120 лет, но фактического подтверждения этому нет[11].
Небольшую статью о Евфросинии написала Анастасия Цветаева, которая в сибирской ссылке прочитала и переписала от руки жизнеописание старицы, составленное И. Суриковым, и перерисовала из него её портрет. Она описала своё выздоровление от болезни горла, которое приписала молитвам к блаженной Евфросинии. В 1959 году Анастасия посетила источник и могилу старицы и стала бывать в Колюпанове ежегодно[12].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Кочетов Д. Б. Евфросиния Колюпановская // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. 17. — ISBN 978-5-89572-030-1.
- ↑ Петров П. Н. История родов русского дворянства. — СПб.: Книгоиздательство Герман Гоппе, 1886. — Т. 1. — С. 52.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. — Сергиев Посад, 1911.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Старица Евфросиния // Домашняя беседа. — 1862. — Вып. 28.
- ↑ Рождественский В. Л. Историческое описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего монастыря. — М., 1866. — С. 67.
- ↑ После смерти Евфросинии эту икону поместили над её гробницей
- ↑ После смерти Евфросинии принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре с именем Павлин. В 1862 году издал свои краткие воспоминания о своей духовной дочери.
- ↑ См. фотографию Архивная копия от 29 июня 2012 на Wayback Machine в электронной версии «Православной энциклопедии»
- ↑ См. например фрески Митрополит Филарет (Дроздов) благословляет блаженную Евфросинию Архивная копия от 29 июня 2012 на Wayback Machine и Моление блаженной Евфросинии на источнике Архивная копия от 29 июня 2012 на Wayback Machine
- ↑ Верующие Тулы почтили память блаженной старицы Ефросинии, бывшей фрейлины Екатерины II . Седмица.Ru. Дата обращения: 3 апреля 2010. Архивировано 14 августа 2011 года.
- ↑ Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II / Сост. И. М. Суриков. — М.: Рускій Хронографъ, 2002. — 157 с. — ISBN 5-85134-016-9.
- ↑ Цветаева А. И. О блаженной старице Евфросинии, княжне Вяземской Евдокии Григорьевне . Дата обращения: 3 апреля 2010. Архивировано 10 мая 2013 года.
Литература
- Старица Евфросиния // Домашняя беседа. — 1862. — Вып. 28. — С. 17-22.
- Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. — Сергиев Посад, 1911. — 87 с.
- Кочетов Д. Б. Евфросиния Колюпановская // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. 17. — С. 527-529. — ISBN 978-5-89572-030-1.
Ссылки
- Цветаева А. И. О блаженной старице Евфросинии, княжне Вяземской Евдокии Григорьевне . Дата обращения: 20 марта 2010.
- Акафист блаженной Евфросинии Колюпановской . Дата обращения: 20 марта 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Умершие 15 июля
- Умершие в 1855 году
- Персоналии по алфавиту
- Святые по алфавиту
- Русские православные святые
- Христианские святые XIX века
- Канонизированные в XX веке
- Православные блаженные
- Юродивые
- Фрейлины российского императорского двора
- Вяземские
- Выпускницы Смольного института
- Монахини Русской православной церкви
- Местночтимые святые
- Персоналии:Введенский Владычный монастырь