Евсевий Миндский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евсевий Миндский
Εὐσέβιος της Μύνδιος
Место рождения Минд, Кария
Направление неоплатонизм

Евсе́вий Ми́ндский (др.-греч. Εὐσέβιος της Μύνδιος, IV век) — античный философ-неоплатоник, представитель Пергамской школы неоплатонизма, ученик Эдесия.

Биография

Евсевий происходил из города Минда в Карии на юго-западном побережье Малой Азии, сегодня здесь находится турецкая деревня Гюмюшлюк[en]. О его семье и детстве ничего не известно. Евсевий обучался в Пергаме у известного философа-неоплатоника Эдесия, основателя Пергамской школы неоплатонизма. В это же время вместе с Евсевием у Эдессия в Пергаме обучался Хрисанфий, а также философы Максим Эфесский и Приск.

В 351 году будущий император Юлиан приехал в Пергам, чтобы брать уроки у Эдесия. Через некоторое время пожилой Эдесий поручил дело обучения Юлиана своим ученикам из-за своего преклонного возраста. Поскольку Максим находился тогда в Эфесе, а Приск в Греции, Евсевий и Хрисанфий стали учителями именитого поклонника философии[1].

Евсевий поразил Юлиана своими выдающимися диалектическими способностями, в которых не уступал самому Максиму Эфесскому, однако «в присутствии последнего … старался избегать точных логических определений и разных диалектических тонкостей. А когда Максим отсутствовал, Евсевий со всем блеском своего дарования доказывал, что в диалектических рассуждениях как раз и содержится несомненная истина, в то время как люди, занимающиеся практической магией, увлечены на ложный путь»[2].

Евнапий включает Евсевия в «Золотую цепь неоплатоников». О дальнейшей судьбе Евсевия ничего не известно.

Философские взгляды

В отличие от большинства неоплатоников того времени, Евсевий отвергал религиозные практики теургии, последователи которой стремились магическим и ритуальным образом получить божественную помощь, очистить душу и установить связь с миром богов. Он полагал, что эффекты магии и теургии не имеют божественного происхождения, а являются галлюцинациями, вызванными материальными силами, это неверный путь для истинного философа, который ничего не дает для очищения души, но ведет к безумию. Так же, как Плотин, основатель направления неоплатонизма, и в отличие от Ямвлиха, Евсевий был убежден, что восхождение души и ее возвращение в духовный мир не могут быть достигнуты внешними действиями в рамках культовой практики, но исключительно через духовное очищение, которое достигается посредством разума. Он не считал, что этот процесс зависит от божественного вмешательства, но верил в способность души исцелить себя через философское знание. Поэтому Евсевий пытался предупредить Юлиана о магических практиках своего бывшего соученика Максима Эфесского, который поставил теургию в центр своих усилий. Этим, однако, Евсевий добился прямо противоположного тому, к чему стремился — Юлиан, которому Евсевий всегда советовал прислушиваться к голосу своего разума, сказал ему: «Ты указал мне на человека, которого я искал», простился с Евсевием и, прервав обучение в Пергаме, отправился в Эфес к Максиму, и «непрерывно поглощал его совершенную мудрость»[2][3].

Сочинения

Неизвестно, написал ли сам Евсевий какие-либо философские сочинения.

Под именем Евсевия в Антологии Стобея сохранилось несколько морализаторских изречений (на ионическом диалекте), которые Даниэль Виттенбах и Фридрих Вильгельм Август Муллах приписали Евсевию из Минда без веских на то причин. Эдуард Целлер, при этом, указал, что в этих моральных высказываниях нет и следа неоплатонических идей, поэтому идентификация этих двух Евсевиев как одного лица обычно отвергается.

63 приписываемых Евсевию Миндскому фрагмента были изданы в 1881 году Муллахом в составе третьего тома Fragmenta Philosophorum Graecorum[4].

Примечания

  1. Евнапий. Жизни философов и софистов, 474.
  2. 2,0 2,1 Евнапий. Жизни философов и софистов, 475.
  3. О контрасте между позицией Евсевия и направлением, представленным Максимом, см.: Polymnia Athanassiadi-Fowden: Julian and Hellenism. An Intellectual Biography, Oxford 1981, p. 32 f.; Robert J. Penella: Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century A.D. Studies in Eunapius of Sardis, Leeds 1990, p. 66; Klaus Rosen[de]: Julian. Kaiser, Gott und Christenhasser, Stuttgart 2006, p. 95–97.
  4. Mullach, F. W. A. (ed.). Fragmenta philosophorum Graecorum, vol. 3. — Paris: Didot, 1881. — С. 7—18.

Литература