Евпатория-Курорт

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Евпатория-курорт»)
Станция
Евпатория-Курорт
укр. Євпаторія-Курорт
кр.-тат. Kezlev
Остряково — Евпатория-Курорт
Крымская железная дорога
Железнодорожный вокзал станции (1953)Железнодорожный вокзал станции (1953)
45°11′59″ с. ш. 33°21′18″ в. д.HGЯO
Оператор Крымская железная дорога (де-факто)[1]
Дата открытия 1916[2]
Тип пассажирская
Классность I класс
Количество платформ 3
Количество путей 13
Тип платформ 1 боковая, 2 островные
Форма платформ прямая, изогнутая
Электрифицирована 1973[3]
Ток постоянный, =3кВ[3]
Архитекторы (вокзала: Я. А. Аир-Бабамян, Б. Бранденбург)
Выход к Привокзальная пл., ул. Интернациональная, Фрунзе, 60-летия Октября
Расположение г. Евпатория
Пересадка на А: 2
Тм: 3
Расстояние до Остряково 60 км Яндекс.Расписания
Код станции 50381[2] / 47461
Код в АСУЖТ 859016

Евпато́рия-Куро́рт (укр. Євпаторія-Курорт, кр.-тат. Kezlev, Кезле́в, караимск. Кӧзлив) — пассажирская железнодорожная станция, расположенная в городе Евпатория в Крыму. Вокзал станции является главным железнодорожным вокзалом города-курорта.

История

В середине XIX века Евпатория представляла собой уездный, малоизвестный в России городок, население которого занималось преимущественно торговлей хлебом, солью и рыбой. Известность курортного места город приобрёл к началу 1890-х годов после открытия Мойнакской грязелечебницы[4].

Курорт начинает входить в моду как «прекрасное дачное место». Западная часть побережья в короткий срок застраивается новыми дачами и особняками, здесь начинают разбивать сады и парки. Наблюдается наплыв отдыхающих и туристов; и к началу XX века остро встаёт вопрос о строительстве железной дороги, которая бы связала курортную Евпаторию с центром Таврической губернии — губернским городом Симферополем.

Железнодорожная линия нормальной колеи Сарабуз — Евпатория Екатерининской железной дороги была построена в 1915 году за несколько месяцев[1]. Железнодорожная станция и вокзал Евпатория-Курорт открыты для пассажиров и перевозки багажа в 1916 году[2].

16 (29) мая 1916 года в Евпаторию на поезде прибыли Император Николай II и Императрица Александра Фёдоровна с детьми: наследником Алексеем, Великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

После церемонии на вокзале императорская семья на автомобилях проследовала в город, а также посетила «Приморскую санаторию-лазарет Ея Императорского Величества императрицы Александры Федоровны» на ул. Дувановской[5][см. «визит»].

В своем дневнике Николай II оставил запись о посещении Евпатории:

В 8 час. утра прибыли в Евпаторию, когда я ещё спал. В 10 час. вышли из поезда и, приняв депутации, поехали в город. Погода была теплая, серая и ветреная.
Посетили собор, мечеть и кинассу караимов, которую также посетил Александр Павлович в 1825 г. Затем осмотрели лазарет Аликс — приморскую санаторию с ранеными из Ц. Села. Прошел с Алексеем к морю и осмотрел ванны. Побывали ещё в земской уездной больнице и вернулись в поезд в час с 1/4.
После завтрака отправились запросто в город в дальний его участок на дачу, занимаемую Аней. Дети резвились на берегу на чудном песку. Хотелось выкупаться, но воздух был прохладен. Выпив у неё чаю, приехали в поезд и в 6 1/4 уехали из Евпатории.
Город производит очень приятное впечатление и надо надеяться разовьется в большое и благоустроенное лечебное место. Довезли Аню до ст. Сарабуз.

Николай II, 16 (29) мая 1916 года.[6].

В первом сезоне, летом 1916 от Евпатории ходило всего 2 поезда: в 7:20 до Москвы с беспересадочными вагонами до Севастополя, в 16:40 до Петрограда с беспересадочными вагонами до Симферополя[источник не указан 1981 день].

В 1923 году железнодорожная ветка была протянута до Мойнакской грязелечебницы (Отар-Майнак)[7][8]. Позднее трасса застроена.

Во времена СССР станция принимала довольно большое количество пассажирских поездов. В летние месяцы их количество увеличивалось. В разные годы назначались прямые (курортные) поезда и беспересадочные вагоны из Москвы, Киева, Ленинграда, Минска, крупных городов Урала и Сибири.

В 1927 году взрослый билет на все поезда от Симферополя до Евпатории стоил 1 руб. 70 коп, без учёта багажа. Пригородный поезд находился в пути 3 ч. 15 мин., с остановками в Сарабузе и Саках[9]. В 1937 году на скором поезде от Москвы до Евпатории можно было добраться за 36 часов[10].

В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было разрушено. Частично восстановлено после освобождения Евпатории от немецко-фашистских захватчиков. Современное здание было построено в 1953 году по проекту архитекторов Я. А. Аир-Бабамяна и Б. Бранденбурга[1].

В 1970—1980-е годы на станции построены: локомотивное депо, электроцех, подземный переход, кассовый павильон с залом ожидания. В 1974 году пущен первый на маршруте до Симферополя электропоезд[1].

Пассажирское движение

До декабря 2014 года станция принимала и отправляла пассажирские поезда. В разгар курортного сезона курсировали дополнительные состав и беспересадочные вагоны в киевском, московском, харьковском, минском направлениях. Например поезда: (159/160) Минск — Евпатория, (241/24)2 Харьков — Евпатория, курсировавшие только в летний период.

По состоянию на конец февраля 2020 года, на станцию прибывают и отправляются пригородные электропоезда до Симферополя.

28 апреля 2020 года открывается прямое регулярное пассажирское сообщение с Санкт-Петербургом, скорый фирменный поезд 179А ↔ 180С «Таврия» будет курсировать ежедневно с Московского вокзала и соответственно со станции Евпатория-Курорт.

2 мая 2020 года открывается прямое пассажирское сообщение с Москвой — скорый фирменный поезд 174М ↔ 174С «Таврия» будет отправляться ежедневно с Казанского вокзала столицы и станции Евпатория-Курорт. Перевозчик — частная пассажирская компания «Гранд Сервис Экспресс»[11]. Продажа билетов на эти поезда стартовала на официальном сайте РЖД 25 февраля 2020 года.

Направления, перевозчики и расписание

Перевозчик Дистанция Направления и расписание
АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» Дальнее следование Яндекс
Южная пригородная пассажирская компания Пригородное сообщение

В кинематографе

В кинокомедии «Мы с вами где-то встречались» (1954) герой Аркадия Райкина — артист Геннадий Максимов, покупая на вокзале запечённую курочку, колбасу и арбуз, — отстаёт от поезда и пытается догнать свой вагон. Съёмки этого эпизода проводились в 1953 году на вновь отстроенном железнодорожном вокзале и станции Евпатория-Курорт. В кадре можно хорошо рассмотреть новое здание вокзала, барельефы на его стенах и водонапорную башню, которая сохранилась до наших дней [см. «эпизод»].

Примечания

Литература

Ссылки

Внешние медиафайлы

Перейти к шаблону «Симферополь — Евпатория» 
Симферополь — Евпатория
 На Севастополь 
1463,0
Симферополь
ТЧ-1 Симферополь
1456,5
1457 км
1454,4
Симферополь-Грузовой
1452,0
1452 км
1449,4
1450 км
1443,9
0
Остряково
 На Джанкой 
1
А15
3
3 км
9
Сторожевое
19
Яркая
26
26 км
29
29 км
33
Амет-Хан Султан
36
Саки
Техникум
44
Прибрежная
47
Солнышко
Симферополь — Евпатория
54
54 км
Евпатория — Раздольное/Симферополь
57
Евпатория-Товарная
подъездные пути
Улица Чапаева/2-й Гвардейской армии
60
Евпатория-Курорт
Перейти к шаблону «Евпаторийский трамвай» 
Маршруты Евпаторийского трамвая
Новый пляж
Пляж «Трёхгорный»
Магазин
Симферопольская улица
ПТУ-36
Пансионат "Орбита"
Сад имени Караева
Гостиница "Крым"
Пионерская улица
Трамвайное депо имени Пятецкого
Гортеатр
Санаторий "Ударник"
ЦКП
Парк имени Фрунзе
Санаторий "Смена"
Московская улица
Санаторий "Прибой"
Санаторий "Орлёнок"
Санаторий "Дружба"
Санаторий "Солнечный"
Санаторий "Здравица"
Санаторий "Таврия"
Улица Токарева
Гостиница "Украина"
Улица Дёмышева
Улица Некрасова
Вокзал
Улица Шевченко
Проспект Победы
Пансионат "Планета"
Лиман
Грязелечебница "Мойнаки"
Улица Некрасова
Улица 60 лет ВЛКСМ
Интернациональная улица
Улица 9 Мая
Мемориал "Красная горка"
Улица Чапаева
По требованию
Спутник-2