Лансере, Евгений Евгеньевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Евгений Евгеньевич Лансере»)
Евгений Лансере
Дата рождения 4 сентября 1875(1875-09-04)
Место рождения Павловск
Дата смерти 13 сентября 1946(1946-09-13) (71 год)
Место смерти Москва
Учёба Академия Коларосси, Академия Жюлиана
Стиль русский модерн
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1945
Звания

академик ИАХ (1913)[1]

Народный художник РСФСР — 1945
Премии
Сталинская премия — 1943

Мемориальная доска художнику Евгению Евгеньевичу Лансере в Москве. Доска из красного гранита по проекту Евгения Лансере младшего, была установлена в 1971 году на фасаде бывшего доходного дома Феттер и Гинкель (Милютинский переулок, 20/2, стр. 1).

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (23 августа [4 сентября] 1875, Павловск, Санкт-Петербургская губерния — 13 сентября 1946, Москва) — русский и советский художник. Академик Императорской Академии художеств. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

Сын скульптора Евгения Лансере, брат художницы Зинаиды Серебряковой и архитектора Николая Лансере, племянник Александра Бенуа, стоявшего вместе с Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философовым у основания «Мира искусства».

Биография

Ранние годы

Отец, Евгений Александрович Лансере, и мать Екатерина Николаевна с детьми: Евгением, Николаем, Зинаидой, Софьей, Екатериной и Марией.

Родители Евгения познакомились в рисовальных классах Императорской Академии художеств в Петербурге, которые Екатерина Николаевна Бенуа (1850–1933) посещала как вольнослушатель, занимаясь под руководством Павла Чистякова. Роман с Евгением Александровичем Лансере начался в 1874 году, после чего пара обвенчалась и родился первенец, названный так же, как отец. Екатерина Николаевна продолжала работать как акварелист, но появление детей мало оставляло времени для творчества[2]. Младший брат Евгения Николай и сёстры Софья, Екатерина, Мария и Зинаида жили с родителями в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии, пока в 1886 году от туберкулеза не умер Евгений Александрович[2].

После его смерти Екатерина Николаевна с детьми уехала в Петербург к своим родителям: главному архитектору Петергофского дворцового правления Николаю Леонтьевичу Бенуа и его супруге Камилле Альбертовне Кавос. Семья поселилась в доме у Николы Морского[2].

Евгений закончил Вторую Санкт-Петербургскую гимназию. Воспитывался он в петербургском доме своего деда, в Павловске, на дачах в Кушелевке и Мартышкино. Выбор профессии у него не вызывал сомнений: «Прежде всего — быть отличным художником»[2].

С 1892 года Евгений учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта.

Большое влияние на Евгения оказал его дядя Александр Бенуа, Шура, который был старше юноши всего на пять лет. По его совету Евгений Лансере в 1895 году отправился в Европу, чтобы получить профессиональное образование в парижских частных академиях Ф. Коларосси и В. Жюлиана, студиях живописца Жан-Поля Лорана и иллюстратора Жан-Жозефа Бенжамен-Констана. В 1896 году Евгений писал из Парижа: «Неделя сменяется неделей, натурщик натурщиком, надежда за надеждой, проект за проектом. А каковы окажутся следы всего этого?…  Вообще, я работаю с восторгом, и совершенно счастлив, и доволен Парижем, Академией…»[2].

Мир искусства

Вернувшийся в конце 1890-х годов в Петербург Лансере оказывается вовлеченным в деятельность художественного объединения «Мир искусства», много работал с книжной графикой, занимался фарфором и стеклом.

С 1899 года — член объединения «Мир искусства».

В 1904 году Евгений Евгеньевич женился на Ольге Константиновне Арцыбушевой. Свадебное путешествие молодые совершили на Кавказ и в Крым, как в своё время Евгений Александрович и Екатерина Николаевна Лансере[2].

В 1905 году Евгений Евгеньевич совершил путешествие на Дальний Восток.

В 1906 году стал издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры «Адская почта» (вышло 3 номера)[3]. В дальнейшем сотрудничал с издательством «Шиповник» Зиновия Гржебина и Соломона Копельмана, в том числе создал его логотип[4].

В 19071908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 19131914 годах.

Ольга Константиновна Арцыбушева получила в приданое землю в усадьбе Усть-Крестище Курской губернии, сравнительно недалеко от Нескучного. Там в 1910 году был построен дом по проекту брата Евгения Евгеньевича, архитектора Николая Лансере[2].

19111915 — заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

В 1912 году Евгений Евгеньевич совершил новое путешествие на Северный Кавказ, преодолев на лошади около шестисот километров по горам Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Азербайджана и Грузии, чтобы выполнить заказ на иллюстрации к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат» для издательства «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг»[2].

Эта работа сделала имя художника по-настоящему известным: в 1912 году получил звание академика Императорской Академии художеств[1].

В 19141915 годах Лансере — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны.

В 1916 году архитектор Щусев привлёк к живописному оформлению Казанского вокзала на Каланчевской площади лучшие силы русского изобразительного искусства — Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Николая Рериха, Бориса Кустодиева и Зинаиду Серебрякову. Евгений Лансере выполнял роспись плафона зала ожидания I и II классов «Россия соединяет Европу и Азию». В центре плафона в барочном картуше и нагромождении облаков должна была парить фигура царицы, символизирующей Россию. С одной стороны от нее в окружении античных богов на быке восседала Европа, с другой — азиатская богиня на драконе[2].

Покинул Императорский фарфоровый завод в июне 1917 года[5].

Революция и Гражданская война

1916-й и первую половину 1917 года семья провела в усадьбе Усть-Крестище, где Евгений Евгеньевич работал над холстами для зала заседаний правления Московско-Казанской железной дороги. В октябре-ноябре 1917 года участились грабежи и поджоги в дворянских имениях, и оставаться в Усть-Крестище было уже небезопасно[2].

Социалист Магомет Хизроев, знакомый Лансере по Кавказу, ставший продовольственным комиссаром в правительстве Горской республики, предложил Евгению Евгеньевичу с семьёй переехать к нему в Дагестан. 19 ноября 1917 года Лансере выехали в Курск и с пересадкой в Ростове-на-Дону добрались до Грозного[2].

Первоначально Лансере обосновались в тогдашней столице Дагестана Темир-Хан-Шуре. Евгений Евгеньевич преподавал рисунок в женской гимназии, Ольга Константиновна делала для мужской и женской обуви заготовки, которые затем продавала на рынке их домработница Матрена — Мотя, крестьянка, прожившая в семье Лансере всю жизнь[2].

Когда в 1918 году в Дагестане произошёл националистический переворот, Евгений Евгеньевич перевёз семью в аул в семи километрах от города. В мае 1919 года город заняла Добровольческая армия, а в августе Евгений Евгеньевич уехал в Ростов-на-Дону к брату Николаю, а оттуда он на три дня съездил в Нескучное, чтобы повидаться с матерью и сестрой Зинаидой. По возвращении в Дагестан он забрал семью и перебрался в Ростов-на-Дону, где стал художником в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ)[2].

Когда к Ростову-на-Дону подступила Красная армия, Лансере отправил семью в Кисловодск, а сам в марте 1920 года перебрался из Новороссийска в грузинский Поти, а затем в Тифлис. Ольга Константиновна с детьми приехала в Тифлис в сентябре. Они сняли комнату в районе Сололаки, считали каждую копейку. Картины покупались редко[2].

С 1920 года Евгений Евгеньевич — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.

С 1922 года Лансере — профессор Академии художеств Грузии, затем декан живописного факультета.

В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В 1929 году вошёл в состав «Общества живописцев»[6]. Автор герба Грузинской ССР.

Возвращение в Москву

В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву по приглашению Алексея Щусева, который завершал строительство Казанского вокзала. 28 января 1934 года Евгений Евгеньевич, будучи в Москве, передал через Академию архитектуры прошение о квартире секретарю ЦИК СССР А. С. Енукидзе и первому секретарю Московского горкома ВКП(б) Л. М. Кагановичу. Поиском подходящей квартиры для жизни семьи и для мастерской занималась дочь Евгения Евгеньевича, Наталья, которую по окончании Архитектурного института в Тифлисе направили в Москву, в Мосгипротранс, в бригаду главного архитектора проекта Георгия Ипполитовича Волошинова, за которого она и вышла замуж.

Лансере подобрали квартиру в перестроенном доходном доме Феттер и Гинкель[7][8][9] в Милютинском переулке. Квартира была коммунальная, семье Лансере в ней было отведено 4 комнаты площадью 135 кв.м. 7 июня 1934 года Евгений Евгеньевич написал сыну: «Милый Женя! Вот пишу тебе из нашей новой квартиры…  Представь себе — в центре, в тихом асфальтированном переулке — четыре комнаты! Одна метров 35 — моя мастерская, другая, немного меньше — столовая, две малые — наша спальня и твоя…  Повсюду огромные окна, вид на крыши, северо-запад. Центральное отопление. Газовая плита…  Дал эту квартиру Моссовет, так это с моей службой в Академии архитектуры не связано. Тоже плюс». В дневнике он записал о реакции супруги: «…Оля ужасно огорчена, что мы не одни в квартире — общая ванна, кухня, клозет… »[2].

С 1934 по 1938 годы Евгений Евгеньевич преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде.

Он также выполнял государственные заказы на оформление гостиницы «Москва», станции метро «Комсомольская», в аванзале которой Евгений Лансере создал многофигурный майоликовый диптих «Метростроевцы» и «Проходка шахты», за которую был награждён Сталинской премией в 1943 году[2].

Е. Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья

Отец — художник-анималист Евгений Александрович Лансере. «Я от отца получил несколько черт (только как наследственность), о которых тут и хочу упомянуть: интерес к исканию верного бытового жеста, движения; интерес к этнографической характеристике своих персонажей и, наконец, влечение к Кавказу»[2].

Жена — Ольга Константиновна Арцыбушева (1881—1966), дочь курского дворянина, инженера-путейца Константина Дмитриевича Арцыбушева. Её мать Мария Ивановна Лахтина была двоюродной сестрой предпринимателя и хозяина усадьбы Абрамцево Саввы Мамонтова.

Дети — живописец, архитектор, книжный график Евгений Евгеньевич Лансере (1907—1988), Наталья Евгеньевна Лансере (1909—1994).

Творчество

Живопись

Императрица Елизавета Петровна в Царском селе

В начале 1920-х годов выступал как исторический живописец («Императрица Елизавета Петровна в Царском селе», 1905, Третьяковская галерея; «Петербург начала XVIII века», 1906, Государственный Русский музей;«Корабли времён Петра I», 1911, Третьяковская галерея). В 1942 году создал серию из пяти картин гуашью «Трофеи русского оружия».

Графика и иллюстрации

С 1897 года работал в книжной графике. Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн. Выполнил иллюстрации к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки».

Монументально-декоративное искусство

Персей и Андромеда, фрагмент росписи потолка в доме Тарасова

Евгений Лансере попробовал себя в декоративной росписи в 1906 году, создав панно в «Большой Московской гостинице» С. С. Корзинкина на Воскресенской площади[10]. Через год он оформил Café de France, спроектированное в Петербурге архитектором Александром Таманяном, потом интерьер особняка Тарасова на Спиридоновке, дома Носовых на Введенской площади[2].

В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVIIXVIII веков:

Театрально-декорационные работы

Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:

Выставки

На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка[12]. Последняя крупная прижизненная выставка была в Третьяковской галерее в 1943 году.

Работы

Никольский рынок в Петербурге. 1901
  • Эскиз декорации для неосуществлённой постановки балета «Сильвия» в Мариинском театре в Петербурге. 1901. 4-я картина.(В собрании Одесского художественного музея).
  • Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо.
  • «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Гуашь. 1905. Третьяковская галерея, Москва.
  • «Июнь». Рисунок к «Календарю русской революции» В. Л. Бурцева. Тушь, акварель. 1907.
  • «Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея
  • Воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года. Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего Дворца в ночь на 25 ноября 1741 года. 1911. (В собрании Одесского Художественного музея).
  • «У Александровской колонны». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.
  • Геркулес и Несс. 1913. (В собрании Одесского художественного музея).
  • Хаджи-Мурат на балу.1913. (В собрании Одесского художественного музея).
  • Обложка книги В. Я. Курбатова «Сады и парки». Тушь, гуашь, белила, кисть. 1915. Центральный государственный архив литературы и искусства, Москва.
  • «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
  • «Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки». Тушь, акварель. 1936. Музей Л. Н. Толстого. Москва
  • Титульный лист для юбилейного сборника «История Академии художеств». Тушь, акварель. 1939. Из собрание семьи художника
  • «Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942. Третьяковская галерея

Признание и награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915, с. 110.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 Евгения Гершкович. Московская династия: Лансере. Москвич (журнал) (17 ноября 2020).
  3. Петинова, 2006, с. 433.
  4. Мирошкин, А. От «Жупела» до «Пантеона»: Как издатель Гржебин скупал оптом русскую литературу. Независимая газета (2 июля 2015). Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 27 января 2020 года.
  5. Э. Самецкая «Советский агитационный фарфор», М., Collector’s book, С. 19
  6. Лебедева, 1988, с. 352,360.
  7. Дом акционерного общества «Феттер и Гинкель». Москва меняется (27 июля 2017). Дата обращения: 3 июня 2018. Архивировано 17 июня 2018 года.
  8. Дом Лансере. Узнай Москву (2013). Дата обращения: 10 июня 2018. Архивировано 11 июня 2018 года.
  9. Департамент культурного наследия города Москвы. Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Квартира, в которой в 1934-1946 гг. жил и работал художник Е. Е. Лансере" (недоступная ссылка) (2014). Дата обращения: 3 июня 2018. Архивировано 17 июня 2018 года.
  10. А.Дедушкин. Воскресенская площадь, Большая Московская гостиница и трактир Тестова. ЖЖ (9 августа 2015).
  11. Вторая жизнь «преданий старины глубокой» | Медиа-компания «Время». Дата обращения: 27 ноября 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  12. Временник № 1. — Издание Северного кружка любителей изящных искусств. — Вологда: Типография П. А. Цветова, 1916. — 128 с.

Литература

Ссылки