Евангельск (проект города)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Место слияния Бии и Катуни, где предполагалось построить город
Евангельск (Россия)
Точка
Евангельск
Евангельск на карте Российской Федерации
Евангельск (Алтайский край)
Точка
Евангельск
Евангельск на карте Алтайского края

Ева́нгельск (другое название — город Солнца) — нереализованный проект города евангельских христиан и баптистов на территории современного Алтайского края, активно разрабатывавшийся в 1926—1928 годах.

Первоначальное разрешение на основание поселения было дано советскими властями из практических соображений, но последовавшее с окончанием НЭПа ужесточение политики по отношению к религиозным общинам положило конец этому проекту.

Суть проекта

Город должен был располагаться у начала реки Оби — месте слияния рек Бия и Катунь. Инициатором проекта был поэт, инженер и религиозный деятель Иван Проханов, сумевший до этого добиться создания эффективных сельскохозяйственных христианских коммун в разных местах Советского Союза[1].

Предполагалось, что город по своей планировке будет напоминать солнце: в центре — площадь диаметром 2 версты, окружённая молитвенными домами, школами, больницами и т. п.; от неё лучами расходятся улицы, утопающие в зелени садов и рощ. С площади светит мощный прожектор — «солнце». В городе предполагалось поддерживать христианский порядок и чистоту, а в пригородах — организовать сельскохозяйственные предприятия по садоводству, пчеловодству, тонкорунному овцеводству, коневодству, шелководству и т. п[2].

Прообразом Евангельска была протестантская коммуна «Вертоград» в Крыму, вблизи Софиевки, которую Проханов организовал в 1894 году[3]. Артельщики «Вертограда» занимались сельскохозяйственным трудом, а в свободное время — чтением Священного Писания. В результате ужесточения преследований протестантов в Российской империи коммуна вынужденно прекратила деятельность в 1898 году. Однако в дальнейшем Проханов использовал этот опыт, в частности, уже в советский период став вдохновителем и организатором движения христианских трудовых коммун, охватившего многие регионы СССР[4][5][6].

Это движение получило официальную поддержку в первое десятилетие Советской власти. Например, Тринадцатый съезд РКП(б) в 1924 году, после внутрипартийной дискуссии, постановил: «Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы»[3].

Попытка реализации

И. С. Проханов и его спутники высадили саженцы на месте, где предполагался Евангельск

Масштабный прохановский проект строительства Евангельска стал одним из этапов движения христианской трудовой кооперации[1]. В ноябре 1926 года, по окончании Десятого Всесоюзного съезда евангельских христиан, по его инициативе специалисты из числа верующих взялись за разработку проекта. На эту работу ушло менее года. По мнению историка и теолога Андрея Пузынина, Евангельск стал «апогеем» постмилленаризма Ивана Проханова, его представления об идеальной организации христианской коммуны, построенной на принципах реставрированного первоапостольского христианства[7].

Проект поддержал секретарь Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б), сотрудник ОГПУ Евгений Тучков. По данным Льва Митрохина, именно Тучков предложил проекту второе название — «город Солнца»[8], в честь средневековой утопии Томмазо Кампанелла. По мнению религиоведа Андрея Савина, поддержка Тучкова скорее всего объяснялась желанием освободить от евангелистов крупные города СССР, собрав их всех в одном месте, где за ними было бы легче вести наблюдение его ведомству[9].

Проханов получил разрешение в Наркомземе на выделение земли и изыскательские работы. С этой целью Проханов отправился в Сибирь в августе 1927 года. После общения с краеведами и другими специалистами место под город было выбрано. Здесь Проханов и сопровождавшие его верующие (инженер М. П. Шоп-Мишич, председатель Сибирского отдела ВСЕХ М. А. Орлов и др.) 11 сентября совершили символическую высадку кедра и американского клёна, а также провели богослужение[3].

Ликвидация проекта

Дальше символической посадки деревьев дело не пошло. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года выступил И. В. Сталин с сообщением о «вопиющем факте» разрешения переселенческого отдела Наркомзема РСФСР на организацию в Сибири «религиозного города». Политбюро поручило выступить с докладом о ситуации Емельяну Ярославскому на следующем заседании. После выступления Ярославского 25 мая Политбюро поручило Наркомзему «ликвидировать дело»[9].

Историк Савин писал, что это решение Политбюро весьма символично совпало с общим изменением и ужесточением государственной политики от НЭПа к коллективизации, в ходе которой и религиозный вопрос в СССР должен был найти своё «окончательное решение» путём недвусмысленных административно-запретительных и репрессивных мер. Тонкие чекистские комбинации становились излишне сложными и ненужными в глазах советских лидеров[9].

Надежда на свой город Солнца ещё некоторое время жила среди евангельских христиан и баптистов. В качестве примера историки Попов и Савин приводят слова баптиста Манченко, сказанные им на деревенском сходе в деревне Солона Красноярского края, посвящённом агитации за колхоз: «Нам, баптистам, в центре Сибири будет построен новый город под названием „Солнце“, где будут жить одни баптисты и иметь свои производства, тогда-то будет нам хорошо»[9].

Примечания

Литература