Шебуот תועונש («Присяги») — трактат в Мишне, Тосефте и обоих Талмудах, преимущественно обсуждающий различные формы присяги; он занимает шестое место в отделе Незикин и разделен на 8 глав, содержащих в совокупности 62 параграфа. Трактат начинается с формулирования теоремы о присяге. «Присяга бывает двух родов, которые распадаются на четыре вида», — и вслед за этим, по ассоциации идей, указываются другие случаи, где «два рода распадаются на четыре вида», как, например, законы о перенесении в субботу предметов из одного места в другое, формы проказы и проч. Первые две главы трактата посвящены вопросу о ритуальной чистоте; они попали сюда потому, что в Библии вопросы о ритуальной нечистоте и присяге трактуются одновременно (см. Лев., 5, 1—6). В гл. I. устанавливается, какими общими и частными жертвоприношениями искупляется «сознание нечистоты», האמטה תועידי, когда человек одно время знал, что осквернился и, забыв впоследствии об этом, вошел в храм или ел сакральное, а после этого вспомнил о своем осквернении (так называемое «знание до и после и незнание посередине»). Гл. II. Дальнейшие детали, касающиеся «знания» нечистоты. Осквернение, нанесенное храму и подлежащее искуплению жертвой, распространяется не только на храм, но и на добавочную часть азары. Гл. III. Четыре вида клятвы: положительная, отрицательная, выраженная в будущем времени, выраженная в прошедшем; разногласия по этому предмету между р. Исмаилом и р. Акибой; если кто-либо клялся исполнить какую-либо заповедь и не сдержал клятвы, то он наказанию не подлежит (§ 6). О клятве легкомысленной, יוטנ תעונש, и клятве напрасной, אוש ׳ש (см. Клятва), ответственность за умышленное и неумышленное их нарушение (§§ 7—11). Гл. IV. О свидетельской присяге — кто к ней не допускается (§ 1). Преступность умалчивания известных обстоятельств перед судом (§ 2). Преступность отказа от дачи такого свидетельского показания, которое могло бы быть в пользу ответчика (§ 3). О преступности двух свидетелей и двух свидетельских групп (§ 4). Различные случаи обращения потерпевшего или подсудимого с просьбой о даче свидетельской присяги; когда разрешается отказ в удовлетворении этой просьбы (§§ 5—13) Гл. V. Присяга в процессах об имуществах, нечестно или насильно присвоенных или удержанных, תעונש ןודקפה, согласно Лев., 5, 20 и сл. Гл. VI. О присяге судебной, налагаемой на ответчика, когда он признает часть иска; минимальная сумма иска и минимальная сумма, признанная ответчиком для обязания последнего к присяге (§ 1). Другие обстоятельства, освобождающие от присяги (§§ 2—3). Присяга по искам храма, малолетних, глухонемых и слабоумных (§ 4). Освобождение от присяги по искам о рабах, недвижимостях, документах и посвященных храму предметах, по искам, недостаточно ясно сформулированным (§ 5); присяга по поводу спора между должником и заимодавцем о ценности пропавшего у заимодавца залога (§ 6). Гл. VII. В силу присяги истца удовлетворяются иски наемника, лавочника, ограбленного, избитого, иски к заведомо недобросовестному лицу (§§ 1—6). Иски к сиротам, а также иск, предъявляемый женщиной к имуществу мужа в отсутствии последнего, удовлетворяются лишь после присяги (§ 7). Компаньоны, опекуны, домочадцы могут быть привлечены к присяге в том, что они ничего не присвоили себе из общего имущества (§ 8). Гл. VIII. Ответственность лиц, временно пользующихся чужой собственностью («хранителей») в случаях: а) если они безвозмездно взяли ее на хранение, б) если они обязались охранять ее за плату, в) если они ее взяли в заем, и г) если они взяли ее в аренду. Двоякий род ложных присяг. — Тосефта к трактату Ш. разделен на шесть глав и содержит, кроме добавлений к Мишне, еще некоторые моральные сентенции. Разбором Мишны заняты и обе гемары. [Jew. Enc. XI, стр. 238 с дополнениями]. 3.
ЕЭБЕ/Шебуот
< ЕЭБЕ
← Шебуел | Шебуот | Шева → |
Словник: Чарльмонт — Шемини Ацерет. Источник: т. 15: Трани — Шемини-Ацерет, стлб. 946—947 |