ЕЭБЕ/Негаим

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Негаим נגעים‎ (буквально — «поражения кожи»; ед. число «Нега») — третий трактат VI отдела Мишны и Тосефты, имеющий своим предметом особый вид ритуальной нечистоты, зависящей от некоторых форм кожных болезней, описанных в Библии (Лев., 13, 14) под общим названием «цараат», что обыкновенно неправильно переводится словами «проказа», «Lepra», «Aussatz». Необходимо тут же заметить, что, несмотря на вековые усилия ученых врачей всех стран, ближайший нозологический характер библейской «цараат» до сих пор еще недостаточно выяснен (см. Цараат). Твердо установленными можно считать в настоящее время только следующие пункты: 1) под «цараат» нельзя понимать исключительно ту страшную болезнь, которую современные европейские врачи обозначают словом «Lepra» или по-русски «проказой», уже потому, что последняя неизлечима и неминуемо ведет пораженного ею человека к смерти, между тем как Библия ясно говорит о случаях излечения цараат (Левит, 14, 3; ср. II Цар., 5, 14). 2) По той же причине нельзя понимать под библейской «цараат» исключительно то сравнительно невинное поражение кожи, которое известно под названием viteligo или «песь», состоящее в появлении более или менее обширных белых пятен на теле, причем седеют волосы на пораженных местах. (В новейшее время эту мысль защищали профессор Минх из Киева вместе с доктором Р. Кулишером; ср. Минх, Проказа и песь, Киев, 1890). Это — аномалия кожи, которую Библия, по-видимому, описывает под именем богак, בהק‎, и которая только безобразит человека, но не сопряжена ни со страданием, ни с опасностью, она также неизлечима. 3) Несомненно, что под цараат волосистых частей тела или «Нетек», נתק‎, описываются в Библии две заразные болезни: парша (Fawus) и стригущий лишай (Herpes tonsurans), с чем согласны также Минх и Кулишер. — Что касается мишнаитского «Негаим», то оно представляет для исследующего врача еще больше затруднений, чем библейский цараат. Во-первых, Библия говорит о трех формах поражения кожи: Seet, Sapachat и Baheret, שאת או ספחת או בהרת‎, под которыми надо, по-видимому, понимать язву, струп и пятно. Мишна же, упоминая вскользь в первом § Seet, говорит в трактате только о Baheret, т. е. только о белых пятнах. Во-вторых, из библейских предписаний ясно видно, что цараат представляет собой нечто заразительное (Ибн-Эзра к Лев., 13, 2; Нахманид к Лев., 12, 4; Маймонид, Mope Небухим, III, 37). Между тем, согласно Мишне (III, 2), если у новобрачного появлялась «нега», т. е. подозрительное поражение кожи, то назначают 7 дней для брачного пиршества, а не ведут сейчас же к священнику для осмотра из опасения, что тот объявит его нечистым и расстроит праздник. То же правило установлено вообще в дни годовых праздников, нисколько не опасаясь, что пораженный кого-нибудь заразит. В-третьих, одним из главных признаков нечистой сыпи является углубленный вид ее, מראה עמוק‎, т. е. пораженное место ниже уровня окружающей кожи, שפלה מן העור‎. Этот признак, на котором многократно настаивает библейский законодатель, совершенно игнорируется Мишной и нигде о нем не упоминается. Приходится допустить, что в обширной мишнаитской казуистике мы имеем дело только с невинной viteligo, при которой действительно встречаются некоторые признаки библейской цараат, как белый волос, שער לבן‎, и распространение сыпи с одного места кожи на другое (פשיון‎). Этим, однако, затруднение не устраняется. Наиболее решающим признаком нечистой сыпи Библия считает «живое мясо», בשר חי‎, которое нельзя понимать иначе как в смысле обнаженной язвы, или так называемого «дикого мяса», מחית בשר חי‎ (разращения грануляции). Этому признаку под термином «Michia» Мишна отводит весьма значительное место в своей казуистике. Между тем при Viteligo никакого «живого мяса» не бывает. О том, что Viteligo неизлечима, сказано было выше, между тем мишнаитская казуистика сплошь и рядом говорит об условиях излечения. Правда, казуистика носит на себе чисто теоретический характер; видно, что описываемые случаи не взяты из наблюдений над природой, а представляют продукт школьных упражнений; можно поэтому предположить, что и случаи излечения являются только теоретическими элементами школьных дискуссий, но никогда в действительности не наблюдались. Но против этого говорит тот факт, что один из законоучителей ямнинской коллегии, р. Тарфон, живший уже после разрушения храма, показывая однажды своему ученику кипарисовую палку, сообщил ему, что этой самой палкой он, в качестве священника, три раза пользовался для ритуала очищения излечившихся «прокаженных», מצורעין‎ (Тосефта, Негаим, VIII, 2); следовательно, то поражение кожи, которое в то время называлось «цараат», действительно излечивалось; мы теперь только не знаем, о каком именно поражении или поражениях идет речь.

По всему видно, что во время разработки галахического материала, положенного в основу нашего трактата, ученые мало интересовались наблюдениями над изучаемым предметом, а занимались лишь толкованием древней традиции, относительно смысла которой они не всегда были согласны между собой. Поразительный пример дает первый параграф нашего трактата, являющийся сентенцией весьма древнего происхождения: שתים שהן ארבע מראות נגעים‎, «H. представляют два основных вида, которые (с двумя подвидами) составляют четыре вида: Baheret — блестяща как снег, подвид ее — как известка храма; Seet — как пленка яйца, подвид ее — как белая шерсть». Очевидно, Мишна понимает эту сентенцию в том смысле, что все виды цараат сводятся к белым пятнам на коже с различными оттенками белизны (ср. Toc., H., 1, 1). Между тем Псевдо-Ионатан к Лев., 13 цитирует эту сентенцию, относя основные виды к пятнам на коже, а подвиды к цвету находящихся на них белых волос, что противоречит нашей Мишне (VI, I) и Тосефте (1, 2), где утверждается, что в белизне волос не различают оттенков, они могут быть даже серого цвета. Наконец, в Сифра к Лев., 13, и в Иер. Шебуот, I, 33d, приводится барайта с совершенно отличным толкованием этой сентенции: Seet — שאת‎, т. е. возвышение над уровнем кожи, подвид его будет Mar’e amuk, עמוק מראה‎, — углубление, язва; Baheret — простое пятно без изменения структуры кожи, подвид ее Sapachat — чешуйчатый лишай (Псевдо-Ионатан переводит קלופא‎; самаританский таргум — קלפא‎). Это толкование древней сентенции, обнимающее все внешние проявления кожных заболеваний, больше всего соответствует и библейскому описанию «цараат» (см.). Содержание трактата Н. по отдельным главам следующее: I глава. Введение. 4 главных вида Н. разными законоучителями подразделяются на 16, 36 и даже 72 второстепенных вида. Определяются условия, при которых осмотр священником пораженного «Негой» откладывается на несколько дней и приводится казуистика тех последствий, какие могут от этого произойти. II глава. Способы определения цвета подозрительного пятна у блондина, גרמני‎, и у брюнета, כושי‎, использование для этого красок живописцев; в какие часы дня следует производить осмотр; слишком сильное освещение и слишком слабое дают неверные результаты. Священник, которому поручается осмотр, должен обладать хорошим зрением. Нельзя доверять человеку диагноз его собственных подозрительных пятен, הנגעים אדם רוֹאה חוֹץ מנגעי עצמּו בּל‎. В III и IV главах содержится разбор и сравнительная оценка трех основных признаков нечистой «неги» на коже: 1) белый волос, 2) «дикое мясо», 3) распространение на соседние здоровые части кожи, — и двух основных признаков нечистоты для поражения головы и бороды: 1) распространение и 2) появление волос золотисто-оранжевого цвета, שער צהוב‎. Тут же определяется, что величина «Неги» должна быть не меньше разреза боба, גריס‎. V глава разбирает, какие сомнительные случаи должны быть решены в облегчительном направлении и какие в отяготительном; при этом замечается общая тенденция законоучителей к облегчению. VI глава определяет части тела, на которых появление «дикого мяса» не служит признаком нечистой «неги», и какие части тела не подлежат вообще закону о цараат. VII и VIII главы содержат весьма сложную казуистику сочетания разных основных признаков между собою. IX глава. O появлении подозрительных пятен на рубце от нарыва или ожога. X глава. О поражениях головы и бороды; о кардинальных признаках «Нетек» נתּק‎ и казуистика сочетаний их между собой. XI глава. О пятнах Н. на платьях и на изделиях из кожи (см. Цараат), о кардинальных признаках нечистоты платьев, оценка этих признаков на цветных материях. ХII глава. О пятнах плесени (цараат) на стенах домов; о кардинальных признаках нечистых пятен. XIII глава. Казуистика предыдущей главы; об условиях жизни «прокаженного» и какими путями он сообщает ритуальную нечистоту другим. ХIV глава. Подробное описание ритуала очищения прокаженного.

Л. Каценельсон.13.