Иосе бен-Халафта יוםי נן חלפתא, или просто Иосе без обозначения отчества — один из палестинских таннаев 4-го поколения (2 стол.). Из его жизни мало известно. Род. в Сепфорисе, семейство его было вавилонского происхождения (Иома, 66б). Согласно генеалогической таблице, найденной в Иерусалиме, он был потомок Ионадаба бен-Рехаб (Таан., IV, 2; Бер. р., 98, 13). И. был учеником р. Акибы. Кроме того, он изучал Тору у р. Иоханана бен-Нури (Тосеф. Кел., Б. К., 82; Б. Б., 87), возможно, что и у отца своего, о котором он вспоминает порою (Б. К., 70а; Мегилла, 17б). Ему пришлось бежать в М. Азию (Б. Мец., 84а) из-за нарушения римского эдикта, затем, по возвращении, он поселился в Уше, где тогда находился Синедрион. Город этот он вынужден был покинуть и поселиться в Сепфорисе, где основал школу. Возможно, что здесь он и умер (Санг., 109а; ср. Иер. Аб. Зар., III, 1). Ученость Иосе привлекла толпы учеников, слава его была чрезвычайно велика; одним из его учеников был редактор Мишны р. Иегуда. Галахи И. встречаются по всей Мишне, в Барайте и Сифре. Его отрицательное отношение к спорам выразилось в его недовольстве разногласиями между школами Гиллеля и Шаммая; он говорит с видимым огорчением, что Тора как будто разделилась на две Торы (Санг., 88б). Его галахи отличаются большей частью либеральным духом, особенно в толкованиях законов о постах (Таан., 22б) и обетах (Нед., 21б, 23а). В случаях разногласия между И. и современниками, мнение И. приобретало силу закона (Иер. Тер., 3, 1; Эр., 51а). Иосе был выдающийся агадист. Ему же приписывают книгу «Seder Olam rabbah», которая представляет хронологию от сотворения мира до Адриана; ее называют также «Baraitha de r. Jose b. Chalafta» (Иеб., 82б; Нид., 46б; ср. Шаб., 88а). Известны также многие исторические его изречения (Шабб., 15а). Целый ряд этических изречений И. приводятся в Шаб., 118б. Одну из характерных для него сентенций мы приводим здесь: «Кто нетерпеливо ждет появления Мессии (נותן את הצץ), тот не имеет доли в будущем мире» (Derech Erez Rabbah, XI). За И. была слава святого, а потому легенда приписывает ему встречу с пророком Илией (Бер., 3а; Санг., 113б).
Ср.: Bacher, Ac. Tann., II; id., Ag. pal. Amor., II; Brüll, Mebo ha-Mischnah, стр. 156—160, 178—185; Frankel, Darke ha-Mischnah, 164—168; idem, в Monatsschrift, IV, 206—209; Joёl, ib., IV, 81—91; Weiss, Dor, II, 161—164. [J. E., VII, 241].
3.