Перейти к содержанию

ЕЭБЕ/Болгария

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Болгария — королевство на Балканском полуострове. Первые сведения ο евреях относятся к началу 9 века. Воинственный князь Крум увез с собой из Фессалии (811) среди 30000 пленников нескольких евреев. Позже, в 967 г., значительное число евреев переселилось из Византии в города Никополь, Виддин, Силистрию и Софию. Раввинские авторы называют их романскими евреями. Они сохранили свои греческие обычаи; так, напр., они не избирали главного раввина из жителей своего города и закрывали лавки в день похорон особо чтимых лиц (это практиковалось до 1720 г.). При основателях второго Болгарского царства (первое было учреждено внуком Крума — Борисом) Петре и Иоанне Асенях (с 1186 г.) Б. была в торговых сношениях с Венецией, Рагузой и Генуей, благодаря чему еврейские купцы этих городов (особенно Венеции) устроили свои конторы в болгарских портах на Дунае, преимущественно в Виддине. При Асене II (1218—41) — в наиболее блестящий период второго Болгарского царства — численность евреев возросла. Папа Григорий IX жаловался в 1238 г. венгерскому королю Беле IV, что царь допускает еретиков в свои владения. Царь Иоанн Александр (с 1330 г.) женился в 1335 году на красивой еврейке из Тырнова (первая его жена умерла еще до вступления его на престол, а вторую царь покинул) Саре, принявшей христианство, а также имя Феодоры и титул «новопросвештена царица». Одаренная замечательным умом, она помогала царю в государственных делах. Желая обеспечить будущность своих детей, Иоанна Шишмана и Тамары (или Марии), Феодора, ввиду старости царя, разделила царство в 1355 г. следующим образом: Иоанн получил одну часть со столицей Тырново, Добрич, сын от первой жены царя, Добруджу, а Страшнир, сын от его второй жены, — Западную Б. — Бдинское, или Виддинское, царство. Заняв престол в 1356 году, Иоанн дружелюбно принял евреев, изгнанных из Венгрии в 1360 г. и поселившихся в Никополе, Плевне и Виддине. Но в столице Тырнове, после смерти Иоанна Шишмана, обнаружилась реакция против евреев, вследствие чего они переселились в Никополь. В анонимном сочинении, напечатанном р. Ионой из Константинополя в 1743 г., упоминаются также общины в Филиппополе и Загоре (1344) и Силистрии (1377). В Софии, прежде Средеце, где община была основана еще в конце 10 века византийскими выходцами, в 1360 г. поселились ашкеназские евреи. Таким образом, в эпоху покорения Б. Турцией, здесь жили четыре категории евреев: болгарские в настоящем смысле этого слова, итальянские из Венеции, романские, или византийские, и ашкеназские из Германии. После изгнания из Испании в 1492 г. в Никополе, Базарджике и др. местах поселились еще сефардские евреи. О судьбах евреев Б. в эпоху турецкого владычества почти ничего не известно, кроме случаев притеснения их со стороны турецких чиновников и греков. Еврейская жизнь концентрировалось тогда в Константинополе, Салониках, Смирне и Адрианополе. Болгарские евреи снова выступают на историческую арену после Русско-Турецкой войны 1877 г. — Ср.: Salomon Abraham Cohen, Responsa, Ливорно, 1592; Majim Rabim, Амстердам, 1637; Jireçek, Déijny naroda bulharskeho («История болгарского народа»), Прага, 1875 (нем. перев., 1876; русские пер. Яковлева, Варшава, 1877, и Палаузова, Одесса, 1879); M. Franco, Histoire des Israélites. [По J. E., III, 425—426].

5.

Современная Болгария. — В начавшемся вслед за восстанием Боснии и Герцеговины в 1875 г. болгарском народном движении евреи не принимали никакого участия, оставаясь верными подданными турецкого султана. С занятием в 1877 г. русской армией города Систова евреям пришлось поплатиться дорогой ценой за лояльность: крестьяне, считая их приверженцами турецкого режима, грабили, изгоняли и убивали их. По мере того, как территория будущего независимого государства очищалась от турецкой армии, увеличивалось и число городов, где евреи подвергались жесточайшим преследованиям; постепенно они были изгнаны из Виддина, Загоры, Шипки и т. д. и должны были бежать за границу при самых тяжелых условиях. Случалось, что русским войскам приходилось ограждать бежавших к ним евреев от ярости и жестокости болгар. В Казанлыке, в августе 1877 г., произошло особенно большое избиение местных евреев. Эти жестокости вызвали негодование во Франции, Англии и Соединенных Штатах, тем более, что евреи не были уличены ни в чем предосудительном. Правда, они, до начала объявления Россией Турции войны, во время нападения отдельных чет на турок, занимали выжидательное положение, но как только повстанческое движение потеряло характер бунта и превратилось в войну за независимость Б., евреи решительно стали на сторону освободителей и даже выказали особое мужество при попытке турок поджечь Софию, когда они отбросили неприятеля и спасли город. В память этого события, как известно, принц Александр Баттенбергский издал в 1879 г. декрет, в силу которого первая пожарная команда должна была состоять из одних лишь евреев и их брандмейстер при всех официальных торжествах и смотрах обязан был сидеть рядом с высшими представителями армии. Согласно постановлениям Берлинского конгресса (см.) евреи были признаны в Б. равноправными гражданами, и конституция 1879 г. даровала им не только активное, но и пассивное избирательное право, открыв им путь ко всем государственным и общественным должностям, не исключая и высших военных; так, в 1881 году в муниципальный совет Софии были избраны три еврея: Мордухай Хаим, Авраам Давид и Чембок; первый впоследствии получил звание почетного гражданина Софии; софийский раввин Альмоснино был назначен членом государственного совета, получая при всех торжественных случаях приглашения в княжеский дворец; три еврея, окончившие Военную академию в Софии, достигли высоких чинов и т. д. Полноправные граждане, евреи обнаружили во все важнейшие моменты болгарской истории чувства истинного патриотизма. День восстановления обеих Болгарий, совпавший с Судным днем, был для них «радостным событием», и при приеме еврейской депутации министр заявил, что следует считать для Б. «счастливым предзнаменованием тот факт, что столь важное для нашего отечества событие совершилось в день вашего величайшего праздника». В Болгаро-Сербской войне (1885) евреи приняли деятельное участие: один лишь Виддин, еврейское население которого едва превышало 1000 человек, отправил 200 человек на театр военных действий; рущукская община снарядила на свой счет эскадрон гусар в 600 человек, снабдив их лошадьми, амуницией и провиантом на целый месяц; евреи массами поступали в армию в качестве волонтеров; было сформировано два еврейских легиона: один в 300, другой, рущукско-варненский, в 500 человек; 40 еврейских девушек поступили в сестры милосердия. Особую известность приобрел рущукско-варненский отряд, которым командовал Давид Мизрах; при Сливнице отряд потерял убитыми 125 чел. После битвы Александр Баттенбергский, собственноручно возлагая на Мизраха золотую медаль с надписью «за храбрость», сказал: «Ваши павшие в боях товарищи доказали, что они были истыми потомками Маккавеев; вы сами в битвах при Драгомане, Сливнице и Пироте подтвердили, что в храбрости и любви к отечеству не уступаете всей остальной болгарской армии». — Официально еврейские общины Болгарии существуют лишь с 1888 г., когда получили такую же организацию, как во Франции, с теми же правами и обязанностями; первым верховным раввином был С. Данкович из Богемии.

С 1890 г. стали проявляться в Б. первые признаки антисемитизма; вскоре, под предлогом враждебного отношения христианских учащихся к еврейским, перед евреями стали закрываться двери не только высших учебных заведений, но и средних. В то же время антисемитизм открыто проявился и в народном собрании: избрание еврея Габбе, богатого помещика, подало его товарищам по палате депутатов повод потребовать его исключения на том лишь основании, что Габбе — еврей. В 1891 г. во Враце возникло против евреев обвинение в употреблении христианской крови с ритуальной целью: благодаря красноречивой защите Стоилова (впоследствии премьер-министра) обвинение вскоре пало, и евреи избегли большой опасности. С тех пор, однако, над их головами неоднократно висел дамоклов меч погромов, и еще в 1907 году евреи Филиппополя пережили крайне тревожные дни. Однако в общем положение евреев в Б. лучше, чем в других балканских государствах, так как правительство строго придерживается конституции, гарантирующей равноправие всех национальностей; так, требование депутата Каленкова (1909) ο недопущении евреев к занятию учительских мест встретило решительный отпор со стороны министра народного просвещения. — Евреи очень мало дали болгарской литературе: до последнего времени они почти не владели болгарским языком; все их газеты и журналы (El Amigo del Pueblo; El Eko judaico; La Verdad; Haschofar; El Dia; La Alborada) печатались на иностранных языках, и лишь в 1899 г. вышла первая на болгарском языке еврейская газета «Человеческие Права». В 1886 г. евреи впервые, в связи с предстоящей организацией общин, выразили желание иметь раввином не только талмудиста, но и всесторонне образованного человека, который мог бы быть и официальным их представителем, и духовным владыкой, и администратором общины. Тогда раввинский пост занял С. Данкович, который во время возникшего во Враце обвинения евреев в употреблении христианской крови обнаружил чрезвычайную энергию, выступая не только в печати, но и на народных собраниях, с протестом против клеветы. В 1889 г. его заместил Мориц Грюнвальд, приобретший значительную популярность. После его смерти в 1895 г. евреи никак не могли избрать раввина, так как не было единства не только между сефардами и ашкеназами, но и в среде каждой отдельной группы; только после продолжительных переговоров, несколько раз прекращенных, в 1901 г. был избран Эренпрейз (сионист). — До независимости Б. евреи занимались почти исключительно мелкой торговлей, будучи посредниками между турками и болгарами, а из ремесел преимущественно медно-котельным мастерством, а с 80-х гг., с основания Alliance’ом профессиональных училищ, многие евреи занялись разными ремеслами и даже фабричным трудом. — Еврейских общин в Б. 35; все они сефардские. — Ср.: «Восход» за соответствующие годы и Bulletins de l’Alliance Isr. Univers. [J. E., III, 426—427 с доп.]

6.

Статистические сведения о евреях в Б. — Из опубликованного в 1907 г. официальным статистическим бюро отчета «La population en Bulgarie» видно, что еврейское население страны в последние годы составляло:

Годы. Мужч. Женщ. Всего
евр.
% общ.
нас.

с англ. — «{{{1}}}» 1887 || 12083 || 12269 || 24352 || 0,77 с англ. — «{{{1}}}» 1892 || 14038 || 14269 || 28307 || 0,86 с англ. — «{{{1}}}» 1900 || 16607 || 17056 || 33663 || 0,90

Таким образом, число евреев за 13 лет возросло не только абсолютно, но и относительно. Причину роста следует видеть в более сильной рождаемости евреев в сравнении с прочим населением; так, в 1902 году рождаемость составляла у евреев 21,2; у православных 17,5; у магометан 3,0; у армяно-григориан 5,2; у католиков 10,0; у протестантов 12,6. Вместе с тем констатируется и меньшая смертность среди евреев: на 1000 человек умирало в 1900 г. у правосл. 22,9; у магом. 24,5; у евреев 19,8; у армяно-григор. 33,9; у кат. 29,5; у протест. 19,4. Евреи живут преимущественно в городах. Так, в 1900 г. было:

Число
душ
% общ.
насел.

с англ. — «{{{1}}}» В городах || 32482 || 4,32 с англ. — «{{{1}}}» В деревнях с населением свыше 2000 ч. || 231 || 0,05 с англ. — «{{{1}}}» В деревнях (менее 2000 чел.) || 950 || 0,04

Указанный рост отмечается, главным образом, в городах: число евреев с 23435 возросло до 32482; в деревнях оно с 917 поднялось лишь до 1181. По административным округам евреи в 1900 г. распределялись следующим образом:

Мужч. Женщ. Общ. евр.
насел.
% общ.
насел.

с англ. — «{{{1}}}» Бургасский || 1524 || 1609 || 3133 || 1,00 с англ. — «{{{1}}}» Варненский || 916 || 926 || 1842 || 0,64 с англ. — «{{{1}}}» Виддинский || 1129 || 1151 || 2280 || 1,16 с англ. — «{{{1}}}» Врачанский || 316 || 313 || 629 || 0,25 с англ. — «{{{1}}}» Кюстендильский || 1181 || 1210 || 2391 || 1,22 с англ. — «{{{1}}}» Пловдивский || 2550 || 2714 || 5264 || 1,34 с англ. — «{{{1}}}» Плевненский || 332 || 334 || 666 || 0,22 с англ. — «{{{1}}}» Рущукский || 1939 || 2048 || 3987 || 1,11 с англ. — «{{{1}}}» Софийский || 4975 || 5048 || 10023 || 2,58 с англ. — «{{{1}}}» Старо-Загорский || 1007 || 1014 || 2021 || 0,51 с англ. — «{{{1}}}» Тырновский || 123 || 103 || 226 || 0,05 с англ. — «{{{1}}}» Шумленский || 615 || 586 || 1201 || 0,48

В следующих одиннадцати городах в 1900 г. число евреев превышало 1000: София — 8720, Пловдив (Филиппополь) — 3599, Рущук — 3104, Виддин — 1780, Татар-Базарджик — 1401, Варна — 1312, Кюстендиль — 1226, Ямболь — 1184, Шумла — 1088, Дупница — 1087, Самонов — 1078. Интересно развитие города Бургаса за рассматриваемые 13 лет: еврейское население его с 284 челов. возросло до 643, т. е. более чем удвоилось; интересно также отметить, что в старинном, историческом Тырнове нет ни одного еврейского семейства. Огромное большинство евреев (1900 г. — 96,76%; 1893 г. — 97,26%) спаньолы; однако в последнее время поселилось в Б., преимущественно из Румынии, Австрии и России, довольно значительное количество ашкеназских евреев. — Коренные болгарские евреи ведут патриархальный образ жизни, мало предприимчивы, бедны и недостаточно культурны; пришельцы, наоборот, отличаются большой энергией и деловитостью, дают сравнительно много врачей, инженеров, адвокатов, аптекарей, крупных промышленников и коммерсантов, учителей и нередко занимают даже государственные должности. — Из 33663 евреев, считавшихся в 1900 году в Б., иностранцев было 3437, причем из них было: турецких подданных — 1516; румынских — 715; сербских — 427; австро-венгерских — 327; русских — 272; других — 180. По вероисповеданиям население Б. в 1900 году распределялось следующим образом:

с англ. — «{{{1}}}» православных || 3019199 || т. е. || 80,66% с англ. — «{{{1}}}» магометан || 643300
» 17,18 »

с англ. — «{{{1}}}» евреев || 33663

» 0,90 »

с англ. — «{{{1}}}» католиков || 28569

» 0,76 »

с англ. — «{{{1}}}» армяно-грегориан || 13809

» 0,37 »

с англ. — «{{{1}}}» протестантов || 4524

» 0,12 »

с англ. — «{{{1}}}» других || 419

» 0,01 »

с англ. — «», «shadow» Итого || 3744283 || ||

За 30 лет (1878—1908) существования независимой Б. 74 еврея приняли православие, причем из них было лишь 8 спаньолов, остальные были ашкеназы. Эмиграция очень незначительна; так, например, эмигрировало в

Годы. Евр. Не евр.

с англ. — «{{{1}}}» 1894 || 30 || 8932 с англ. — «{{{1}}}» 1897 || 8 || 2908 с англ. — «{{{1}}}» 1898 || 50 || 6955 с англ. — «{{{1}}}» 1899 || 111 || 7672 с англ. — «{{{1}}}» 1900 || 43 || 7790 с англ. — «{{{1}}}» 1902 || 27 || 9865

Большинство еврейских эмигрантов направлялось в Турцию и Австро-Венгрию.

Образование. — В 1902—03 году народных училищ было:

Мужск. Женск. Смешан. Итого.

с англ. — «{{{1}}}» Во всём государстве || 246 || 58 || 4036 || 4340 с англ. — «{{{1}}}» В городах || 50 || 37 || 327 || 414 с англ. — «{{{1}}}» Из них еврейских || 9 || 5 || 17 || 31

В этих училищах было: Учителей Учительниц Учеников Учениц

с англ. — «{{{1}}}» Во всём государстве || 5026 || 2129 || 222409 || 18415 с англ. — «{{{1}}}» В городах || 977 || 820 || 42467 || 34565 с англ. — «{{{1}}}» Из них еврейских || 88 || 43 || 2707 || 1778

Все еврейские училища находились в городах, составляя 7,46% общего числа всех городских училищ и 0,70% всех училищ вообще. 131 еврейск. учащих (88 учителей, 43 учительн.) составляли 7,29% городских и 1,69% всего числа учащих. Еврейские учащиеся составляли 5,82% городских и 1,32% всех. Все еврейские училища — не получали никакой субсидии со стороны государства; они содержались на средства частных лиц, Alliance Israélite Universelle и других благотворительных учреждений. В редких случаях училище субсидировалось городом; так, в 1899 году из израсходованных 190037 франк. на содержание всех еврейских училищ субсидия городов равнялась 2000 фр. Средний ежегодный расход на еврейское училище был равен 6159 франк., на городское нееврейское — 5605, а на деревенское 1814 франк.; еврейские училища, таким образом, расходуют более других, и правительственный отчет отмечает, что они в гигиеническом и в других отношениях поставлены лучше нееврейских; однако женское образование у евреев хуже, чем у неевреев: у последних на 124,39 мальчиков в городских училищах обучаются 100 девочек, у евреев то же количество девочек на 184,36 мальчиков. Из 31 училища было: одноклассных — 1, двухклассных — 4, трехклассных — 2, четырехклассных — 24. С 1909 г. начали открываться шести- и семиклассные училища, субсидируемые, главным образом, Alliance’ом; преподавание происходит на болгарском языке, за исключением еврейской истории, религии и языка; этим предметам посвящается 6 часов в первых двух классах, 7 часов в третьем, 8 в четвертом, 9 в пятом и 10 в шестом и седьмом. Образцово поставленные училища имеются в Софии: мужское — 972 ученика (1908) и женское — 439 учениц; расходы на оба училища 50890 франк.; за софийскими следуют филиппопольские училища: 406 мальчиков и 503 девочки, расходы равнялись 37500 франк. Немногочисленные профессиональные школы (в гор. София, Шумла и Самоков) существуют исключительно на средства Alliance Israél.; первая такая школа была основана в 1879 г. в Шумле; наиболее богатая находится в Софии; в 1908 году в ней обучалось 57 ремесленников. Еврейских женских профессиональных школ в Б. не имеется вовсе.

Следующая таблица показывает распространение грамотности среди различных вероисповедных групп населения. На 1000 вступающих в брак умели читать и писать:

Годы Православн. Магомет. Евреи. Арм.-грегор. Католики. Протестан.
Мужч. Женщ. Мужч. Женщ. Мужч. Женщ. Мужч. Женщ. Мужч. Женщ. Мужч. Женщ.

с англ. — «{{{1}}}» 1897 || 528 || 154 || 53 || 8 || 886 || 661 || 875 || 750 || 477 || 355 || 905 || 857 с англ. — «{{{1}}}» 1902 || 659 || 188 || 52 || 7 || 959 || 787 || 892 || 784 || 439 || 273 || 941 || 911

Ср.: Zeitschrift für Demogr. und Statistik der Juden, 1906, 1907 и 1908; Bulletin de l’Alliance Israél. Univers., 1906, 1907 и 1908.

С. Л.16.