Дюмустье, Даниель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Даниель Дюмустье
фр. Daniel Dumonstier
-
Дата рождения 14 мая 1574(1574-05-14)
Место рождения Париж
Дата смерти 22 июня 1646(1646-06-22) (72 года)
Место смерти Париж
Жанр портрет
Стиль барокко

Дание́ль Дюмустье́ (фр. Daniel Dumonstier, другие варианты написания имени: Daniel Dumoûtier, Daniel Dumoustier, Du Moustier[1]; родился 14 мая 1574 года, Париж, Франция — умер 22 июня 1646 года, там же, Франция) — французский придворный художник-портретист Генриха IV, Людовика XIII и принца Гастона Орлеанского, создатель крупной коллекции произведений искусства и книг[2]. Дюмустье воспринимался современниками как один из лучших рисовальщиков Европы[3].

Биография

Поэт Франсуа Малерб — самый близкий друг художника

Даниель Дюмустье, предположительно, мог являться сыном художника Косма II Дюмустье (фр. Cosme II Dumonstier) и внуком художника Жоффруа Дюмустье. Известно, что Даниель родился в 1574 году[4] в Париже.

В 1602 году Даниэль Дюмустье женился на Женевьеве Балифр, чей отец был придворным музыкантом короля. В брачном договоре Дюмустье был назван «благородным человеком, придворным художником и камердинером короля»[5]. Один из его ранних портретов — портрет Габриэль д'Эстре, в то время фаворитки Генриха IV. Среди близких друзей художника в это время — поэт Франсуа де Малерб[6].

В 1622 году Людовик XIII предоставил ему квартиру в Лувре; именно в этих апартаментах в 1628 году умерла Женевьева Балифр. Она родила одиннадцать детей, семь из которых пережили смерть матери. В 1630 году художник женился второй раз на своей горничной, Франсуазе Эзек (её портрет художник зарисовал ещё в 1619 году): в этом браке у него было четверо детей[7].

Дом Дюмустье стал прообразом Салонов XVII—XVIII веков, где встречались писатели, философы, аристократы крови и светские острословы. При этом сам художник демонстративно держался запанибрата по отношению к представителям самых древних и богатых родов Франции. Он бравирует знанием итальянского и испанского языка. В актах крещения его детей как восприемники фигурируют аристократы[8].

После смерти Франсуазы Эзек в 1636 году Даниэль Дюмустье остался в Лувре, продолжая свою творческую деятельность и по-прежнему получая пенсии, которые ему платили ему король Людовик XIII и принц Гастон Орлеанский. Здесь художник и умер. Отпевание состоялось в пятницу, 22 июня 1646 года, в церкви Сен-Жермен-л'Осеруа[3].

Своей славой художник был обязан не только своим рисункам, но и яркой личности. Поэт-любитель (в стихах он подражал творчеству своего друга — поэта Франсуа Малерба), музыкант, знаток нескольких языков, он обладал необычайной памятью, был настроен скептически по отношению к религии и воспринимался современниками как развратник за его образ мышления и поведение. Его экстравагантные выходки, граничащие с грубостью и наглостью, становились предметом обсуждения в светском обществе[8][9].

Кабинет музыкальных редкостей (фр. «son cabinet de curiosités», как говорили современники) Даниеля Дюмустье быстро стал одним из самых известных в Париже, его посещали герцог Бекингем; кардинал Франческо Барберини, племянник папы Урбана VIII; кардинал Памфили, который позже стал папой Иннокентием Х. Его библиотека впоследствии стала частью библиотеки кардинала Мазарини[3].

Особенности творчества

Искусствоведы выделяют в творчестве художника три этапа[10].

  • До середины 1620-х годов художник работал в традиции XVI века. Рисунки этого периода отличаются точностью в передаче образа и внутренней силой. К этому периоду относятся портрет племянника Пьера Дюмустье-младшего (1606, Париж, Национальная библиотека) и Кончино Кончини, фаворита Марии Медичи (1624, Париж, Лувр)[8].
  • Со второй половины 20-х годов в его творчестве усилилось живописное начало, он стал по-новому применять пастель, накладывая её густым слоем на всю поверхность лица портретируемого, вместо линии он предпочитает красочные пятна. Рисунок, напротив, становится небрежным, напоминая эскиз. Происходит отход от реализма к салонности. Героем портретов художника стал человек светский, которому важно было не «быть» кем-либо, а лишь казаться таковым. Образцами этого периода признаны портрет Катрин де Поммерей и Мадлен де Креки[11]. По свидетельству Таллемана де Рео сам художник говорил о своих аристократических моделях:

«Они настолько глупы, что думают, что они таковы, какими я их делаю, и мне за это лучше платят».

Gédéon Tallemant des Réaux. Les Historiettes. Mémoires pour servir à l’histoire du XVIIe siècle[12]
  • В конце своей жизни Даниель Дюмустье был близок к будущим вождям Фронды. В отдельных портретах он снова достигает высот реализма[13], особенно когда изображает известных вольнодумцев (например, аббата Сен-Сирана, одного из лидеров янсенизма, 1644, Париж, Лувр) или близких людей (портрет Франсуазы Эзек, 1639, Париж, Национальная библиотека). Однако теперь художнику недостаёт глубины, герои монотонно позируют, напыщенны, их характеристики односторонни и обычно выражают отрицательное отношение к ним художника. Вместо раскрытия характера он предпочитает подчёркивать декоративные элементы изображения[14].

Нил Джефферс отмечает своеобразие техники художника. Он никогда не работал только пастелью. Каждый раз он использовал её в сочетании с другими техниками, преимущественно с цветными мелками[2].

Судьба творчества

При жизни художник пользовался славой «лучшего рисовальщика Европы»[15]. Таллеман де Рео посвятил ему один из своих рассказов[16].

Затем творчество Дюмустье отошло в тень более ярких художников его эпохи. Интерес к работам и личности Даниеля Дюмустье возродился только в начале XXI века. Выставка, включающая все его работы, хранящиеся в Шантийи (тридцать), а также произведения из Национальной библиотеки Франции и Лувра, была организована в музее Конде в Шантийи с 15 марта по 15 июня 2006 года. Были выпущены два каталога работ художника[15]

Галерея

Примечания

  1. Daniel Dumonstier (фр.). Data Bibliothèque nationale de France. Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано 3 мая 2016 года.
  2. 2,0 2,1 Jeffares, Neil. Daniel Dumonstier (англ.). Dictionary of pastellists before 1800. Online edition. Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано 21 апреля 2017 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Lecœur, 2006, с. 3.
  4. L’arbre généalogique de la famille Daniel Dumonstier (фр.). Le Portrait de la Renaissance française. Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  5. Lecœur, 2006, с. 2.
  6. Lecœur, 2006, с. 1, 3.
  7. Lecœur, 2006, с. 2—3.
  8. 8,0 8,1 8,2 Мальцева, 1978, с. 198.
  9. Lecœur, 2006, с. 3—4.
  10. Мальцева, 1978, с. 198—202.
  11. Мальцева, 1978, с. 200.
  12. Réaux, 1834, с. 102.
  13. Mould, Philip. Portrait of Henrietta Maria 1645. Daniel Dumonstier 1574—1645 (англ.). Historical Portraits Picture Archive. Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано 12 октября 2016 года.
  14. Мальцева, 1978, с. 200—201.
  15. 15,0 15,1 Lecœur, 2006, с. 16.
  16. Réaux, 1834, с. 98—103.

Литература

Ссылки