Дюмулен, Ипполит Ипполитович (инженер)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ипполит Дюмулен
Дата рождения 1897(1897)
Место рождения Москва,
Российская империя
Дата смерти 1942(1942)
Место смерти СССР
Образование Московский институт имени М.В. Ломоносова
Учёное звание кандидат технических наук
Профессия инженер
Научная деятельность
Научная сфера автомобильный инженер, популяризатор техники
Место работы Военная академия механизации и моторизации РКК имени И.В. Сталина

Ипполи́т Ипполи́тович Дюмуле́н (1897, Москва, Российская империя — 1942, СССР) — советский автомобильный инженер[1], сыгравший важную роль в создании автомобильной промышленности Советского Союза.

Биография

Ипполит Дюмулен родился в 1897 году в семье известного московского архитектора Ипполита Ипполитовича Дюмулена и Валентины Алексеевны Куниной (дочери богатого купца Алексея Кунина). Его прадед — Генрих Дюмулен — врач наполеоновской армии, был ранен под Ковно. После выздоровления Генрих женился на дочери владельца имения Руфине, которая ухаживала за ним после ранения, и остался в России[1].

Ипполит Дюмулен окончил Московское реальное училище им. Воскресенского. В 1924 году поступил в Московский университет на отделение моторного транспорта механического факультета, который закончил в 1928 году, получив свидетельство № 5217 (квалификация — инженер-механик).

В 1930 году был командирован с группой инженеров в Соединённые Штаты Америки, где изучал опыт создания крупной автомобильной промышленности[1]. Ему, в частности, пришлось познакомиться с крупнейшими автомобильными заводами компаний «Форд» и «Студебекер».

Дюмулен был участником покупки у компании «Форд» в комплектном виде автозавода вместе с производившимися на нём моделями автомашин. Завод был установлен в Нижнем Новгороде. На этом заводе производилась в том числе «полуторка» — прославившийся в первые годы Великой Отечественной войны грузовик.

По возвращении из Америки Дюмуленом была написана книга «Американская автомобильная промышленность» (1932 г.), в которой особенно подчёркивалось, что современная автомобильная промышленность (современная по тому времени) — это основа экономического развития машиностроения в нашей стране и база для создания современных военных и гражданских средств транспорта. Эта книга была опубликована в библиотеке журнала «За рулем»[2]. В 1935 году в библиотеке журнала выходит ещё одна его книга — «Как бороться за экономию горючего»[3].

Увлекался мотоциклетным спортом (у него был мотоцикл Харлей), участвовал в автопробегах и мотопробегах, в которых испытывались новые по тому времени конструкции автомобилей и мотоциклов.

В 30-е годы XX века входил в состав редколлегии журнала «За рулём», был одним из ведущих авторов журнала[1].

Коллектив кафедры бронеавтомобилей. Ипполит Дюмулен — второй справа в нижнем ряду

С 1933 года читал лекции в Военной академии механизации и моторизации РКК имени И. В. Сталина по кафедре бронеавтомобилей (старший преподаватель, доцент, военинженер 1-го ранга)[1]. На кафедре готовились кадры для советской армии и оборонной промышленности Советского Союза. В эти годы Дюмуленом было подготовлено много специалистов, часть из которых позже заняла ведущее положение в советском автомобилестроении и в производстве военной техники.

Провёл большую работу по испытанию всех отечественных и большого числа иностранных мотоциклов того времени. Будучи председателем Государственной комиссии по испытанию, поспособствовал созданию первых марок отечественных мотоциклов ИЖ-1 и Л-300. Под руководством Дюмулена разработан первый стенд для испытания мотоциклов[4].

В 1938 году получил ученую степень кандидата технических наук[4].

В 1939 году была издана новая книга Дюмулена «Бронеавтомобили». В 1940 году он участвует в смотре прототипов мотоциклов для Рабоче-крестьянской Красной армии. По совету Дюмулена на смотре было принято решение о разработке мотоцикла, впоследствии получившего обозначение М-72[5].

К началу Великой отечественной войны имел звание полковника. По роду работы был связан со многими, ставшими известными в последующие годы, конструкторами двигателей и военной техники.

Дюмулен, активно выступал за создание моточастей, указывал на их важную роль в защите от возможного агрессора (он конкретно указывал на фашистскую Германию), призывал оперативно наладить выпуск армейских мотоциклов типа BMW-R71.

По доносу одного из близких людей семейного круга был арестован; его увезли прямо с лекции[1][6][6]. Скончался в заключении в 1942 году. В 1957 году был посмертно реабилитирован с формулировкой «за отсутствием состава преступления».

Библиография

  • «Советский штабной автомобиль» (1929)[7]
  • «Автомобиль М-1» (1930-е)
  • «Управление автомобилем» (1930-е)
  • «Американская автомобильная промышленность» (1932)
  • «Как бороться за экономию горючего» (1935)
  • «Прогулка в электромобиле» (1936)- научно-фантастический очерк о будущем[8].
  • «Бронеавтомобили» (1939)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 vokula: Персоналии: Дюмулен — Дядькина. Дата обращения: 25 сентября 2015. Архивировано 26 сентября 2015 года.
  2. Американская автомобильная промышленность. Журнал «За рулем». выпуск № 5-6 за 1932 год
  3. Как бороться за экономию горючего. Журнал «За рулем» выпуск № 11-12, июнь 1935 года
  4. 4,0 4,1 История Кафедры Автомобильная Техника Общевойсковой Академии Вооружённых Сил РФ. Дата обращения: 25 сентября 2015. Архивировано 26 сентября 2015 года.
  5. Новый советский армейский мотоцикл. Дата обращения: 25 сентября 2015. Архивировано 26 сентября 2015 года.
  6. 6,0 6,1 Машины победы Александра Мирского. Дата обращения: 25 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. Журнал «За рулем». 1929, № 14 (23)
  8. Прогулка в электромобиле. «Техника-молодежи» 1936 г № 2/3