Дюв, Тьерри де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тьерри де Дюв

Тьерри́ де Дюв или Де Дюв (фр.  Thierry de Duve, 1944) — бельгийско-канадский теоретик современного искусства, художественный критик, куратор, преподаватель и автор множества книг, посвященных теории современного искусства. 

Биография

Родился в семье ученого-биохимика, лауреата Нобелевской премии по физиологии Кристиана де Дюва, открывшего лизосомы. Закончил Лувенский университет. Преподавал в художественной школе в Брюсселе, в Университете Лилль-III, Сорбонне, MIT, Университете Джонса Хопкинса. Также был сотрудником Центра углубленного изучения изобразительных искусств (CASVA) в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В 1984 в Париже в издательстве Minuit выходит, принесшая ему известность книга, "Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность", затем в 1988 году в том же издательстве выходит его следующая работа "Именем искусства. К археологии современности". После он переезжает в Соединенные Штаты, где публикует в издательстве MIT работу "Кант после Дюшана". В 2016 году получил звание почетного профессора в колледже Хантера, Городском Университете Нью-Йорка. Был куратором ряда выставок, самыми значительными из которых являются международная выставка «100 лет современного искусства» (Брюссель, 2002), а также павильон Бельгии на Венецианской биеннале (2003). Автор монографических работ о Марселе Дюшане, Йозефе Бойсе, Джеффе Уолле и др., оппонент Клемента Гринберга. Публикуется в журналах October, Critical Inquiry.

В настоящее время — профессор эстетики и истории искусства в Университете Лилль-III.

Основные работы

"Живописный Номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность"

Темой исследования этой работы становится важнейшее изменение в жизни мирового искусства переход Марселя Дюшана от живописи к реди-мейду - демонстрации в качестве произведений искусства выбранных художником готовых вещей. Тьерри де Дюв, пользуясь психоаналитическим методом, прослеживает и интерпретирует те причины, которые привели Дюшана к этому решению. Помимо этого автор описывает,и анализирует состояние европейского искусства рубежа 1900-1910-х годов, и вводит элементы теории, основанные на процедуре наименования, показывая как акт наименования может выступать в качестве искусства, и в какой мере отказ от живописи, который он прослеживает также у Мондриана, Малевича и многих других, освобождает искусство от предписанных рамок.

"Именем искусства. К археологии современности"

Эта книга, состоящая из трех эссе посвященная памяти Мишеля Фуко, также является попыткой взглянуть на то как менялось искусство в XX-ом веке до Дюшана и после Него. Призмой, через которую смотрит Тьерри Де Дюв в этот раз, оказывается кантовская теория эстетического суждения. Де Дюв подходит к Дюшану кантиански, но при этом через понятие реди-мейда он пересматривает самого Канта. В заключительном эссе автор определяет искусство - как "то, что было НАЗВАНО искусством", а также как то, "что было тобой ИЗБРАНО для того, чтобы быть искусством".

"Невольники Маркса: Бойс, Уорхол, Кляйн, Дюшан"

Тьерри Де Дюв предлагает взглянуть на искусство с точки зрения политэкономии Маркса, выбирая четырех знаковых художников, которые, по его мнению, заменили эстетическое пространство политэкономическим. Тьерри де Дюв, давая определения художникам с точки зрения марксистской терминологии, обозначает Йозефа Бойса как «последнего пролетария», который создал экономическую систему, в которой креативность выступает в качестве капитала, Уорхола определяет как — «идеальную машину» для массового производства искусства, Кляйна, о котором автор отзывается негативно, и из-за чего книгу изначально не хотели публиковать, называет — «мертвым продавцом» нематериального, Дюшан же представляет нам — «финансистом", который знает секреты меновой стоимости.

Избранные книги

  • Nominalisme pictural, Marcel Duchamp, la peinture et la modernité. Paris: Ed. de Minuit, 1984 (нем. пер. 1987)
  • Adrienne et le journal, II. Raconter. Bruxelles; Hambourg: Lebeer-Hossmann, 1985.
  • Essais datés I, 1974-86. Paris: Ed. de la Différence, 1987.
  • Au nom de l’art: pour une archéologie de la modernité. Paris: Ed. de Minuit, 1988
  • Kant after Duchamp. Cambridge: MIT Press, 1989 (нем. пер. 1993)
  • Marcel Duchamp: a centennial Colloquium. Cambridge: MIT Press, 1989.
  • Résonances du Readymade, Duchamp entre avant-garde et tradition. Nîmes: Jacqueline Chambon, 1989
  • Cousus de fil d’or: Beuys, Klein, Duchamp. Villeurbanne: Art Edition, 1990
  • Faire école. Paris: Les Presses du réel, 1993
  • La Déposition: à propos de Déçue la mariée se rhabilla de Sylvie Blocher. Paris: Dis Voir, 1995.
  • Du nom au nous. Paris: Dis Voir, 1995
  • Clement Greenberg entre les lignes. Suivi d’un débat inédit avec Clement Greenberg. Paris: Dis Voir, 1996 (англ. пер. 2010)
  • Voici, 100 ans d’art contemporain. Gand: Ludion, 2000
  • Faire école (ou la refaire). Dijon: Les Presses du réel, 2008
  • Sewn in the sweatshops of Marx: Beuys, Warhol, Klein, Duchamp/ Transl. by Rosalind E. Krauss. Chicago; London: University of Chicago Press, 2012

Признание

Книги и статьи Т. де Дюва переведены на многие языки и пользуются чрезвычайной авторитетностью[источник не указан 4662 дня].

Публикации на русском языке

Ссылки