Дышленко, Юрий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юрий Иванович Дышленко
Yuri Dyshlenko
Дата рождения 1936(1936)
Место рождения Новосибирск
Дата смерти 31 января 1995(1995-01-31)
Место смерти Нью-Йорк
Учёба Ленинградский политехнический институт; ЛГИТМиК

Юрий Иванович Дышленко (1936, Новосибирск — 31 января 1995, Нью-Йорк) — российский художник, одна из ключевых фигур ленинградской неофициальной живописи[1].

Биография

Родился в 1936 году в Новосибирске. Отец, Иван Фёдорович Дышленко, преподавал в школе рисование и черчение. Мать, Надежда Ивановна Повидайко — учитель русского языка и литературы. Семья часто переезжала из города в город[2]. Отец погиб в 1942 году под Сталинградом в звании лейтенанта и должности заместителя командира роты.

После войны семья переехала в Таганрог, где Дышленко с золотой медалью окончил среднюю школу № 2 им. А. П. Чехова[2]. Затем он окончил Ленинградский политехнический институт[1] и в 1962 году — постановочный факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (мастерская Н. Акимова)[3].

Работал оформителем спектаклей, иллюстратором. Декорации к спектаклю «Жаворонок» по пьесе Жана Ануя в акимовском Театре комедии (1962), выполненные в почти беспредметной манере, вызвали ажиотаж на грани скандала[1]. Состоял в Ленинградском горкоме художников книги, графики и плаката. С 1970-х годов занимался живописью, разрабатывая изображение на грани абстракции и фигуративности (серия «Характеры», 1973). Участвовал в выставках неофициальных художников в ДК им. И. Газа (1974), ДК «Невский» (1975) и ДК им. С. Орджоникидзе (1974), был членом Товарищества экспериментальных выставок[3].

Первая персональная выставка Дышленко состоялась в Нью-Йорке в 1988 году в галерее Филлис Кайнд[2].

Работы Дышленко представлялись на крупнейших арт-аукционах Сотбис[2], Филлипс де Пюри.

В 1989 году эмигрировал в США[3]. Умер 31 января 1995 года в Нью-Йорке.

Работы находятся в собраниях

Цитаты

  • «Умница, элегантный фанатик с запавшими щеками, внешне он был похож на Дон-Кихота — острый, худой как щепка, с картинной и нарочито старомодной эспаньолкой. От большинства питерских авангардистов Дышленко отличала абсолютная, лихорадочная открытость новейшим художественным течениям, взгляд интеллектуала и выученика структуралистов, полное отсутствие того „постсезаннистского снобизма“, печатью которого отмечено большинство полотен, созданных в рамках ленинградского андеграунда. Он казался белой вороной в Ленинграде, но не нашел общего языка и с московскими концептуалистами. Его художественный проект был шире и глобальнее, чем соц-арт, набиравший силу в 70-е годы. Ему претила тотальная эксплуатация советских клише, он искал более универсального контекста»[1] — Виктор Кривулин, 1995.

Семья

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Кривулин В. Нерасшифрованное послание питерского художника из Нью-Йорка // Коммерсантъ. — 1995. — 4 февр.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Агафонов В. Русские художники в Нью-Йорке и окрестностях Архивная копия от 24 февраля 2011 на Wayback Machine // lit.lib.ru. — 2010. — 7 окт.
  3. 3,0 3,1 3,2 Юрий Дышленко Архивная копия от 12 июня 2011 на Wayback Machine на сайте «Нового музея»