Дурненков, Вячеслав Евгеньевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вячеслав Евгеньевич Дурненков

Вячесла́в Евге́ньевич Дурненко́в (род. 27 июня 1973 года, Ларба, Тындинский район, Амурская область, РСФСР, СССР) — российский драматург, сценарист, автор более 20 пьес (ряд пьес написан в соавторстве; в том числе — с братом Михаилом), художник-график, представитель тольяттинской школы современной драматургии.

Биография

Братья Дурненковы

Родился в Амурской области, где провёл детство и юность, в 1995 году переехал в Тольятти[1].
По предложению тольяттинского драматурга и основателя театрального центра "Голосова, 20" Вадима Леванова, Вячеслав совместно с братом Михаилом написали пьесу об индустриальном городе Тольятти «Вычитание земли». Дебют оказался удачным, в сентябре 2002 года пьеса была представлена на семинаре документального театра в Горках Ленинских, режиссёром показа выступил В. Леванов[2], а на следующий год пьеса в постановке режиссёра И. Корниенко была поставлена актёрами Театра.doc и представлена на фестивале молодой драматургии[3].
На том же фестивале в июне 2003 года была представлена и авторская постановка следующего произведения братьев пьесы «Культурный слой», месяцем ранее впервые демонстрировавшаяся в ходе тольяттинского фестиваля «Майские чтения», вместе с авторской постановкой ещё одной пьесы творческого дуэта: «Фэшн». «Культурный слой» также стал участником конкурсной программы «Новой драмы», где сочинения Дурненковых «стали настоящим открытием»[4], а сами авторы запомнились театралам[5]. В 2004 году «Культурный слой» был представлен в юбилейной программе «Золотой маски» и повторно на «Новой драме»[2]. Помимо фестивальных программ Дурненковы представляли собственную постановку пьесы и в различных театрах страны[1]
В Тольятти братья принимали активное участие в городском фестивале современной драматургии «Майские чтения»[1], позднее принимали участие в фестивалях «Новая драма», «Текстура», «Золотая Маска», «Балтдом», Residence Royal Court (Лондон)[6], «Сибальтера»[7].
Удачный дебют на драматургическом поприще позволил братьям Дурненковым войти в «цех драматургов», основанный В. Левановым[6].
В связи с поступлением брата Михаила во Всероссийский государственный университет кинематографии[6], он в 2005 году переехал в Москву[1]; таким образом, творческое сотрудничество с братом стало невозможным — дуэт распался, и каждый из братьев занялся самостоятельным творчеством.

Творчество

Публикации

Всего Вячеславом были написаны более 20 пьес, некоторые из которых были созданы в соавторстве как с братом Михаилом, так и с другими соавторами.
Пьесы опубликованы в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Искусство кино».
Пьесы Дурненковых переводились на немецкий, английский, финский, белорусский, польский, турецкий и кастильский языки[8].

Драматурги Вячеслав Дурненков, Вадим Леванов и Юрий Клавдиев на презентации проекта "Class Act" в Тольятти в 2004 году.

В 2005 году издательство «Эксмо» в серии «Иной Формат» выпустило сборник пьес и киносценариев братьев Дурненковых «Культурный Слой».

Театральные постановки

Дебютная пьеса братьев Дурненковых «Вычитание земли» в 2002 году была поставлена на сцене Театра.doc и в 2003 году была представлена на фестивале молодой драматургии[3]. В дальнейшем ставилась различными театральными студиями[9].

  • В мае 2000 г. пьеса «В чёрном-чёрном городе» представлена на фестивале "Майские чтения" (Тольятти), режиссёр показа — Дмитрий Путченков.
  • В июне 2000 г. пьеса «Голубой вагон» представлена на Фестивале Молодой Драматургии в Любимовке (режиссёр показа — Екатерина Шагалова).
  • В июле 2001 г. пьеса «В чёрном-чёрном городе» представлена на Фестивале Молодой Драматургии (режиссёр показа — Екатерина Шагалова).
  • В 2002 г. пьеса «Голубой вагон» поставлена в Тольятти группой фестиваля «Майские чтения» (режиссёр спектакля — Вадим Леванов).
  • В мае 2002 г. пьеса «Ремонт» представлена на Фестивале Молодой Драматургии (фестиваль «Новая драма». Офф-программа. Режиссёр показа — Константин Котляров).
  • «Культурный слой», одна из самых известных пьес Дурненковых, ставилась неоднократно.
    • Сначала, в авторской постановке, она была представлена в ходе фестиваля «Майские чтения»[7],
    • затем стала участником конкурсной программы «Новой драмы» 2003, где отмечались отличные диалоги, хороший юмор, удачные аллюзии, несмотря на заметный дилетантизм исполнителей[5].
    • В 2004 году «Культурный слой» был представлен в юбилейной программе «Золотой маски» и повторно на «Новой драме»[2].
    • В 2005 году под названием «Последний день лета» пьеса была поставлена на новой сцене МХТ им. Чехова Николаем Скориком[3][6].
  • В 2004 году пьеса братьев Дурненковых «Аншлаг» принимала участие в Фестивале молодой драматургии[10].
  • 2009 год был отмечен постановкой пьесы братьев Дурненковых «Drunks» («Пьяные») на сцене Королевского Шекспировского Театра (Стратфорд-на-Эйвоне, Англия)[3][6].

Постановки осуществлены рядом театров, в том числе:

Особенности стиля

Союз братьев Дурненковых писал в достаточно однотипной манере. Как отмечали критики, это было «кратко, весело и всегда об одном и том же». В совместных произведениях братьев весьма существенную роль играет сверхъестественное. Иногда оно приходит извне, иногда проявляется изнутри, но в любом случае герои являются лишь проводниками фантастического в реальный мир. Причём авторов обычно и не интересовало, что будет дальше, а важна сама ситуация вторжения, после которого персонажи лишь пассивно наблюдают за катастрофическими последствиями собственных поступков. Они словно находятся в некоем игровом пространстве, не воспринимая всерьез ничего происходящего с ними, включая смерть, отсюда общий оптимиситческий настрой произведений, которым работы Дурненковых отличаются от многих других современных произведений, построенных в том же стиле: с нагромождением литературных штампов и превращением ситуации в нечто до предела абсурдное[5][11].

Прочая деятельность

Вячеслав Евгеньевич — участник семинаров СТД, Королевского Шекспировского театра, лаборатории в Ясной Поляне.
Принимал активное участие в международном образовательном проекте «Класс Акт» для популяризации драматургии среди подростков.
Он много работает для телевидения.
Живёт и работает в городе Тольятти.

Пьесы[12]

  1. 2009 — «Drunks» («Пьяные»)
  2. 2001 — «Mutter»
  3. 2015 — «Антикафе»
  4. 2004 — «Аншлаг»
  5. 2001 — «В чёрном-чёрном городе» (публ. «Город - Ставрополь-на-Волге» /Тольятти/)
  6. 2002 — «Внутренний мир» (часть коллективного проекта «Сны Тольятти», публ. «Майские чтения»)
  7. «Вычитание земли» (в соавторстве с Михаилом Дурненковым)
  8. 2000 — «Голубой вагон» (публ. «Майские чтения»),
  9. 2007 — «Дзюдо»
  10. «Культурный слой» (в соавторстве с Михаилом Дурненковым; она же «Последний день лета»)
  11. 2001 — «Медный пряник»
  12. 2005 — «Мир молится за меня»
  13. «На деревню к бабушке», соавтор: Алесин Юрий
  14. 2001 — «Песня года Зверя»
  15. 2013 — «Против всех: антиполитика и шизофрения», соавторы: Болотян Ильмира, Хакимов Тимур
  16. 2001 — «Пупочек»
  17. «Ручейник»
  18. 2011 — «Север» (победитель драматургической лаборатории «Любимовка-2011».)
  19. 2016 — «Ситком»
  20. «Спички»
  21. 2009 — «Сухие завтраки»
  22. «Три действия по четырём картинам»
  23. «Хозяйка анкеты»
  24. 2001 — «Шкатулка» (публ. «Драма Поволжья» /Тольятти/),
  25. «Экспонаты»
  26. «Элементарные частицы»

и другие.

Награды и премии

Вячеслав Евгеньевич Дурненков — лауреат премий:

  • «Действующие лица»,
  • «Долг. Честь .Достоинство»,
  • Гран-при конкурса «Свободный Театр» (Беларусь),
  • фестиваля «Новая Драма — 2005»,
  • фестиваля «Новая-Драма-2008».

Критика

«Братья Дурненковы — молодые драматурги, названные критиками «тольяттинским феноменом», сообщает программка: тут сразу четыре неправды. Во-первых, Вячеслав и Михаил Дурненковы давно уже не молоды (особенно Вячеслав); во-вторых, «тольяттинским феноменом» называют не их, а театральное содружество, созданное в волжском городе-заводе Вадимом Левановым; в-третьих, о существовании этого феномена возвестили не критики, а драматургический семинар в Любимовке. В-четвертых (и в-главных): величать некое художественное шевеление в г. Тольятти общезначимым и удивительным «феноменом» — примерно то же, что называть победителей областной олимпиады «олимпийскими чемпионами».
Братья Дурненковы, впрочем, люди симпатичные: они умеют писать складно и забавно. Писать длинно, они, похоже, не умеют: им хватает дыхания лишь на короткую дистанцию — на сценический анекдот, на одноактовку[13]...

Также[14]:

Валентина Гавриловна встаёт, выключает телевизор.

ВАЛЕНТИНА ГАВРИЛОВНА. Значит так. Там на столе ужин. Ешь и ложись. Завтра…
Валентина Гавриловна замолкает.
ГРИША. Что завтра?
ВАЛЕНТИНА ГАВРИЛОВНА. Завтра и поговорим. Иди, ужинай.

Гриша пожимает плечами и выходит из комнаты. Валентина Гавриловна выключает телевизор, в комнате становится совсем темно.

— без комментариев.

Библиография

  • Культурный слой. Сборник пьес современных драматургов / Сост. О. Ю. Яценко, Т.М. Варламова. — М.: Фестиваль «Любимовка», 2005. — 496 с. — ISBN 5-85646-149-5.
  • Вячеслав Дурненков, Михаил Дурненков. Культурный слой. — М.: Эксмо, 2005. — 352 с. — (Иной формат). — ISBN 5-699-12652-X.
  • Вячеслав Дурненков, Михаил Дурненков. «Вычитание земли» // Новая драма: Пьесы и статьи. — СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. — 511 с.
  • Mikhail Durnenkov, Vyacheslav Durnenkov. The Drunks. — Nick Hern Books, 2009. — 96 с. — ISBN 978-1848420571.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Дурненков Вячеслав Евгеньевич (недоступная ссылка). театральный портал «Чеховед». Дата обращения: 11 декабря 2016. Архивировано 23 октября 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Вячеслав Дурненков. Театр.doc. Дата обращения: 4 февраля 2017. Архивировано 28 февраля 2017 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Вячеслав Дурненков. Фестиваль «Новая драма». Дата обращения: 10 декабря 2016. Архивировано 2 мая 2017 года.
  4. Кристина Матвиенко. Формы новые нужны, драмы всякие важны. "Время" (30 сентября 2003). Дата обращения: 4 февраля 2017. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Александр Соколянский. Вторжение неизбежно // Время новостей : газета. — 2003. — 25 сентябрь (№ 179). Архивировано 20 декабря 2016 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Дурненков Михаил. Российский государственный гуманитарный университет. Дата обращения: 11 декабря 2016. Архивировано 21 декабря 2016 года.
  7. 7,0 7,1 Михаил Дурненков. Драматург, сценарист (недоступная ссылка). Высшая Школа Художественных Практик. Дата обращения: 4 февраля 2017. Архивировано 21 декабря 2016 года.
  8. Михаил Дурненков. Театр.doc. Дата обращения: 11 декабря 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  9. Шевченко Е.Н. Вычитание земли или прихотливые пути новой драмы в Казани // Идель. — 2008. — № 1. — С. 66-68. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  10. Российская программа Фестиваля молодой драматургии-2004. Золотая Маска (1 июля 2004). Дата обращения: 10 декабря 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  11. Кислова Л. С. Игровая доминанта в драматургии братьев Дурненковых («Вычитание земли», «Экспонаты», «Цель матадора») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 1. — С. 191-199. — ISSN 1997-9886.
  12. Дурненков Вячеслав: драматург, художник-график. (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 февраля 2017. Архивировано 2 сентября 2018 года.
  13. Александр Соколянский: «Кто во что горазд».. Дата обращения: 5 февраля 2017. Архивировано 14 октября 2017 года.
  14. В. Дурненков, Ю. Алесин «На деревню к бабушке»

Ссылки