Дулкадирогуллары
Бейлик | |
Дулкадирогуллары | |
---|---|
осман. ذوالقدر اوغللري | |
Столица |
Эльбистан Мараш |
Форма правления | Феодальная монархия |
Дулкадирогуллары (осман. ذوالقدر اوغللري, совр. тур. Dulkadir oğulları, Dulkadiroğulları Beyliği, также Зулькадар[1]) — бейлик (эмират) в южной Анатолии, а также тюркская династия, основавшая его и правившая им в период между 1337 и 1522 годами. Династия также называется Дулкадириды, бейлик — Дулкадир. Основателем и династии, и бейлика был Караджа-бей Дулкадироглу. Мифическому Дулкадиру, отцу Караджи-бея, бейлик и династия обязаны своим названием.
Эмират был расположен в восточной Анатолии в горах Тавр, в верховьях Евфрата, с центрами в Мараше и Эльбистане. Эльбистан имел выгодное расположение, ключевое для проникновения на Анатолийский полуостров, и созданный бейлик, Дулкадир, оказался буфером между крупными государствами Малой Азии: Османской империей, Мамлюкским султанатом, Ак-Коюнлу и зародившимся государством Сефевидов. Соперничая за контроль над Дулкадиром, мамлюки, османы и Сефевиды постоянно вмешивались в дела бейлика и пытались привести к власти своего кандидата из членов династии.
Преемники Караджа-бея пытались лавировать между мамлюками, османами, Сефевидами и Караманидами. Попыткам подчинения со стороны правителя Ак-Коюнлу Узун Хасана Дулкадиридам удалось противостоять. Победа Селима I над мамлюками в 1516 году изменила баланс сил в регионе в пользу османов. В 1517 году в битве при Турнадаге войска Селима разбили войско последнего бея Дулкадира, после чего бейлик вошёл в состав Османской империи как одноимённая провинция.
Название
Название бейлика на турецком, арабском и персидском языках записывалось различными способами, поэтому историки и лингвисты, которые пытаются определить происхождение этого названия, испытывают трудности[2]. Арабские источники использовали написание Дулгадир и Тулгадир[2]; в сохранившейся ранней надписи на Улу-джами (Большой мечети) в Мараше и ещё в одной надписи на другой постройке имя написано в форме Дулкадир. Но впоследствии имя было арабизировано и искажено. Формы Д(З)у’ль-Кадр и Д(З)у’ль-Кадир встречаются в более поздних османских источниках и являются адаптацией предположительно турецкого имени[3][4]. Историки, писавшие на персидском языке, использовали форму Зулкадир. Разные формы записи и разное произношение вызвали различные взгляды на происхождение названия. Ориенталист Р. Хартманн, проанализировав транскрипцию названия в разных источниках, пришёл к выводу, что правильно использовать вариант Дулкадир[2].
Существуют разногласия между историками и лингвистами относительно значения и происхождения имени или прозвища Дулкадир. Вероятно, оно тюркское. Ф. Шумер предположил, что, возможно, это искажённо звучавшее имя Абдулкадир. А. фон Габайн предложила ещё один вариант истолкования имени: tulga+dar= носитель шлема[4][2]. Третья версия исходит из того, что на арабском Д(З)у’ль-Кадр (Д(З)у’ль-Кадир) означает могущественный, могучий[3][4][2].
История
Легендарный предок
Арифи-паша писал, что основатель бейлика и династии Караджа-бей был сыном некоего Дулкадира-бея, который умер в 1310 году. Источники этой информации не известны, и проверить её не представляется возможным. Некоторые сведения о Дулкадире есть в истории правителей Карамана, «Караман-наме», написанной в середине XVI века Шикари (ум.1584). «Караман-наме» Шикари основана на персидской истории Караманогуллары, автором которой был некий Ярджани, работавший по заказу Алаэддина-бея Караманида (ум. 1397/98). Согласно «Караман-наме», отца Караджи-бея звали Дулкадир, и он послал своего сына во главе войска в сорок тысяч человек, чтобы помочь сельджукской армии против Караманоглу Мехмета-бея. Когда Мехмет-бей захватил Конью и возвёл на престол Джимри, он победил сына Дулкадира и бросил его в тюрьму. Благодаря бею Эретны тот спасся и вернулся к своей семье в Мараш. Сообщение Шикари выглядит сомнительным, поскольку Мехмет-бей умер в 1277 году, а известная активность Караджи относится к 1335—1353 годам[5]. Эрол Гюнгер называет отца Караджи-бея Хасан Дулкадир-бей, не указывая при этом источников[6].
Основание бейлика. Караджа-бей
Сын Олджейту, Абу Саид, умер в 1335 году. После его смерти начался распад государства Хулагуидов. В Анатолии было смутное время, власть ильханов ослабла. В это время обрели независимость многие династии правителей малых государств Анатолии. В мае 1335 года Зайнеддин Караджа впервые пришёл на территорию Киликийской Армении с 5000 всадниками. Он был лидером клана из огузской племенной группы Бозок, летние пастбища которого находились в восточном Тавре[4]. По мнению турецкого османиста Р. Юнанча, сообщества, которые образовали народ Дулкарира, были из племён Баят, Афшар и Бейдили, однако неизвестно, к которому из них принадлежали беи Дулкадира. Представителей племени баят было большинство среди будущих дулкадирцев, и возможно, что беи были выходцами из этого же племени[7]. На мечети Сулеймана-бея около замка Заманты есть надпись, согласно которой корни семьи были в Хорасане[8].
Разграбив долину Чукурова (Киликию), Караджа-бей вернулся в район Мараша. Воспользовавшись нестабильностью в регионе, в 1339 году он захватил у бея Эретногуллары Эльбистан, а через год бахритский султан Мухаммад ан-Насир грамотой признал его губернатором Эльбистана и беем (главой туркмен в регионе Эльбистан). Остальная часть жизни Караджа-бея прошла в борьбе со своими соседями и в восстаниях против египетского сюзеренитета[4][9][10]. В 1343 году Караджа перехватил караван с добычей, захваченной Алаэддином, беем Эретны, в Карамбуке и отправленной в Алеппо. Это послужило началом конфликта с мамлюкским султаном. Губернатор Алеппо выступил против Дулкадира, но у горы Дюльюль Караджа разбил войско мамлюков. Замок Гебен-Калеси Караджа-бей захватил у армянского государства, но сумел удержать его лишь в течение года[10].
В Каире за время правления Караджа-бея сменилось семь мамлюкских султанов. Караджа не всегда подчинялся мамлюкам, в некоторые периоды времени он воевал против них, пытаясь увеличить подвластную ему территорию. В этом ему удалось добиться некоторого успеха, он в частности взял некоторые твердыни вокруг Алеппо. В 1348 году Караджа претендовал на звание «Малик аз-Захир»[11].
В 1352 году мамлюкский губернатор Алеппо, Бейбуга, восстал против Каира. Караджа вначале был одним из его союзников, но, узнав о наступлением мамлюкской армии, предал Бейбугу и скрылся, ища убежище в соседнем бейлике. Он избежал захвата мамлюками, но был пленён своим соперником Мехмедом бин Эретна, который передал пленника мамлюкам. После 48 дней заключения 11 декабря 1353 года Караджа был подвергнут пыткам и повешен в Каире в возрасте восьмидесяти трёх лет. Тело его три дня было выставлено на воротах Каира. Губернатором Эльбистана мамлюки признали сына Караджи, Халила. Часть земель была передана Рамазаногуллары[9][10][12].
Кроме Халила у Караджи-бея было ещё пятеро сыновей: Сули Шабан-бей, Давуд, Ибрагим, Осман и Иса[13].
Халил-бей
Халил-бей, желая отомстить за выдачу отца мамлюкам, напал на бейлик Эретна и захватил Малатью, Харпут, Бесни, расширив границы своего бейлика и на севере, и на юге[9]. Его владения теперь достигали реки Заманты. Вскоре он был вынужден передать Харпут мамлюкам, однако спустя десятилетие снова захватил город. В связи с этим султан Баркук организовал в 1378 году поход из Алеппо на Дулкадир под командованием Мубарека-шаха. Но этот военачальник был убит на поле битвы, а губернатор Малатьи Хаттат Елбога разбит Халилом. В начале 1379 года мамлюкское войско под командованием губернатора Алеппо опять потерпело поражение и было полностью уничтожены с помощью Рамазаногуллары в Юмурталыке. В конце того же года Халил-бей в битве у Мараша разбил мамлюкскую армию под командованием Бююка Хачива Шёгена. После этой победы Дулкадириды присоединили к своим территориям долину Амук. Разграблены были районы вокруг Алеппо. Однако в последующей большой битве летом 1381 года у Мараша Халил и его брат Сули потерпели поражение и отступили в Харпут. Мамлюкам удалось выбить Халила из Эльбистана и прогнать его к Малатье, после чего он временно согласился подчиниться[4].
Это поражение привело к разрыву между братьями. Мамлюки умело использовали внутрисемейные раздоры Дулкадиридов. Ибрагим, Осман и Иса перешли на сторону мамлюков. Сули отправился прямо к губернатору Алеппо. Вскоре султан Баркук решил избавиться от неспокойного вассала и поручил одному из туркменских командиров, Серимуддина Ибрагима Ягмуроглу, убить Халила. В начале апреля 1386 года Ибрагим Ямуроглу отправился на назначенную встречу с Халилом на плато между Антепом и Марашем. По договору, они должны были встречаться наедине, и Халил оставил свиту в отдалении. Но Ибрагим заранее спрятал своих людей в засаде. Когда Халил подошёл, они набросились на него и проткнули мечами. Отрубив голову, они забрали её с собой и быстро уехали. Когда Халил умер, ему было около шестидесяти лет. Согласно историческим записям, его гробница была расположена возле гробницы Мелик Гази у основания замка Заманты[9][4][14].
Сули-бей и Садака-бей
Сули-бей, брат Халила, стал его преемником при помощи мамлюков, но в дальнейшем армия Дулкадиридов под командованием Сули победила мамлюкское войско в битве около Гёксуна. В 1389 году Сули поддержал мамлюкских губернаторов Малатьи и Алеппо, Минташа и Ялбугу ан-Насири, поднявших мятеж против Баркука, и послал им подкрепление. Восставшие заняли Сирию и направились к Каиру, принуждая Баркука к отречению в пользу Аль-Салиха Хаджи. Однако после этого союз между Ялбугой и Минташем распался, и после боёв в Каире Минташ взял верх над Ялбугой. Баркук был арестован и сослан в Аль-Карак, но смог найти поддержку для своего возвращения на трон. Сторонника Баркука захватили цитадель и арестовали Аль-Салиха Хаджи. Таким образом в феврале 1390 года Баркук опять стал султаном. Сули оставался верен Минташу в течение некоторого времени после восстановления власти Баркука, но в 1391 году был вынужден признать власть султана. Примерно около 1394 года правители бейликов получили письма от Тамерлана с настоятельным предложением подчиниться ему. Сули принял предложение и даже предложил со своей стороны возглавить армию Тамерлана в походе на мамлюкскую Сирию. Узнав об этом, Баркук отправил против Дулкадира армию, и Сули едва избежал пленения. В мае 1398 года он был убит по приказу Баркука на плато возле Мараша, когда спал в палатке с сыном. Арабские историки описывают Сули-бея как человека мужественного и знаменитого, справедливого и милостивого для своих граждан, но жестокого и безжалостного к противникам. Садака, сын Сули-бея, отправился в Каир и получил у султана разрешение править. Когда он вернулся в Эльбистан, ему пришлось столкнуться с Мехмедом-беем, претендовавшим на трон. Борьба между ними привела к большим жертвам с обеих сторон. Османский султан Баязид I после присоединения земель Кади Бурханеддина (бывший бейлик Эретна) решил навести порядок у своих границ. 2 августа 1399 года он сместил в Эльбистане Садаку и посадил на трон Дулкадира Мехмеда[15][4][16].
Вмешательство Баязида в дела бейлика стало началом османско-мамлюкского конфликта. Оба этих могущественных государства стремились держать Дулкадир под своим контролем[15].
Мехмед-бей
Мехмед-бей пришёл к власти в бейлике при помощи Баязида, поэтому его армия воевала против Тамерлана. Во время осады Тамерланом Сиваса в 1400 году дулкадирские отряды нападали на осаждающих. В ответ Тамерлан опустошил земли бейлика[4]. Эти события отражены Шарафаддином Язди в «Зафар-наме». Он писал, возвеличивая Тамерлана и принижая его врагов, и назвал войско Дулкадира «шайкой воров»[17].
Вернувшись в Сирию, Тамерлан послал против Мехмеда армию, разбившую войско бейлика около Тадмура[4].
В 1402 году Баязид I потерпел поражение от Тамерлана в битве при Анкаре. Тамерлан разделил Анатолию на десяток мелких государств, восстановив все бейлики, ранее покорённые османами, и вернул власть в бейликах бывшим династиям. Первоначальные земли османов Тамерлан разделил между тремя сыновьями Баязида. После этого в Османском государстве начался период междуцарствия, длившийся до 1413 года. Мехмед-бей был вынужден подчиниться власти Тамерлана. Эмине, дочь (или сестра) Мехмеда-бея, вышла замуж за сына Баязида, правившего частью Османской империи в Анатолии, Мехмеда Челеби[9][18]. На протяжении своего длительного правления бей Дулкадира оставался в дружеских отношениях и ним, и с мамлюкским Египтом[4]. Мехмед-бей неоднократно помогал Мехмеду Челеби. По мнению историков, победа над Исой, братом Мехмеда Челеби, была в том числе подготовлена союзом Мехмеда с туркменскими беями Анатолии, Караманидами и Дулкадиридами[19]. А в 1412 году Мехмед-бей привёл войско для оказания помощи тёзке против его другого брата — Мусы[4][9].
В 1419 году Мехмед-бей принял участие в карательном походе мамлюков на Мехмета-бея Караманогуллары. Разбитый им и пленённый Мехмет Караманид был отправлен в Каир. Взамен мамлюки отдали Мехмеду Дулкадириду Кайсери[4][20]. Караманиды смогли вернуть себе Кайсери, однако уже в 1436 году с помощью османского султана Мурада город опять перешёл к Дулкадиру[4][9].
Бертрандон де ла Брокьер, встретивший Мехмеда в Сирии в 1432 году, сообщал, что «этого князя сопровождают тридцать тысяч туркменов»[21][4].
В 1440 году Мехмед-бей отправился в Каир, чтобы восстановить отношения с мамлюкским Египтом, и выдал одну из своих дочерей за мамлюкского султана аз-Захира Сайф ад-Дина Джакмака[4]. В 1443 году Мехмед-бей умер. К моменту смерти ему было больше 80 лет[4][22].
Сулейман-бей
В 1443 году к власти пришёл Сулейман-бей, старший сын Мехмеда-бея. Правление Сулеймана длилось 12 лет и не было отмечено заметными событиями. В 1449 году Мурад II в поиске союзников против Караманоглу и Кара-Коюнлу женил своего сына, будущего султана Мехмеда II, на дочери Сулеймана, Ситти-хатун[4]. В последние годы своей жизни Сулейман-бей был таким толстым, что даже не мог ездить верхом. Он вёл комфортную жизнь, предаваясь удовольствиям вкусу в гареме, наполненном бесчисленными наложницами. После двенадцати лет правления, произведя к тому времени на свет большое число детей, он умер в августе 1454 года. Сулейман оставил после себя четырёх соперничающих сыновей: Мелика Арслана, Шахбудака, Шехсувара и Алауддевле Бозкурта. Многие другие сыновья умерли при жизни Сулеймана[23][24].
Мелик Арслан
В 1454 году беем стал старший сын, Мелик Арслан. Во время его правления бейлик подвергался постоянным нападениям. Узун Хасан, правитель Ак-Коюнлу, смог захватить Харпут. Давление на Дулкадир со стороны османов и мамлюков, конкурировавших за влияние в регионе, возросло. В октябре 1465 года по подстрекательству своего брата Шахбудака, которого поддерживал мамлюкский султан Кушкадам[фр.] (1460—1467), Мелик Арслан был заколот в мечети в Эльбистане. После его убийства Шахбудак стал беем[4][25][26].
Междоусобный конфликт. Шахбудак и Шехсувар
В ответ на восхождение Шахбудака на престол Дулкадира Мехмед II поддержал другого сына Сулеймана — Шехсувара. С помощью османского войска Шехсувар прогнал Шахбудака и утвердился на троне[4][23]. Грамота Мехмеда, по которой тот признавал Шехсувара беем Дулкадирогуллары, датирована 14 Раби ас-сани 870 года Хиджры, то есть 4 декабря 1465 года. Шехсувар был единственным из беев Дулкадира, который чеканил свою монету[4]. Он отклонил предложение египетского султана Кушкадама о союзе, и мамлюки направили против Шехсувара войско во главе с его дядей Рустемом. Шехсувар победил дядю и завоевал города Бесни, Гергер, Биреджик и Ромкла. Тогда мамлюкский султан отправил против Дулкадира в Эльбистан армию под командованием губернатора Дамаска Берды-бея и Шахбудака. Шехсувар дважды разбил мамлюкскую армию — осенью 1467 года у подножия горы Турнадаг и весной 1468 года около Антепа[10]. В 1469 году султан Кайтбей отправил против Дулкадирогуллары две экспедиции во главе с Яшбаком мин Махди. Шехсувар вновь победил и использовал эту возможность, чтобы вторгнуться на территорию Сирии[27]. Он предложил Кайтбею мир, но султан отверг предложение и отправил новое войско против Дулкадира. Третий поход на Дулкадир Яшбак предпринял весной 1471 года и на этот раз победил у ручья Савон в районе Аданы[10]. Возможно, что поражение Шехсувара было связано с артиллерией: у него было лишь две пушки, при этом об орудиях источники сообщают лишь то, что они были захвачены, но нет упоминания об их использовании Дулкадиридами[27]. Бей бежал на север. Захватив Кадырли и Козан, Яшбак вернулся в Алеппо, а Кайтбей отправил Мехмеду II послание с просьбой не поддерживать Шехсувара. Весной 1472 года Яшбак настиг Шехсувара в крепости Заманты и взял в плен. Правителем бейлика второй раз стал Шахбудак[4][23][28].
В августе 1472 года Шехсувар был казнён в Каире вместе с тремя братьями, его останки вывесили на воротах Каира. Ему было около сорока лет. В итоге Шахбудак вернулся на трон, с которого был смещён в 1467 году[4]. Сын Мелика Арслана, Кылычарслан, укрывшийся в Ак-Коюнлу, собирался захватить трон, но потерял надежду после того, как в 1473 году Узун Хасан потерпел сокрушительное поражение при Отлукбели. Через несколько лет, в 1480 году, Шахбудак был опять свергнут, теперь уже по инициативе Мехмеда II. На трон в бейлике был посажен ещё один сын Сулеймана-бея, Алауддевле Бозкурт[4][29].
Расцвет и закат бейлика. Алауддевле Бозкурт
Алауддевле Бозкурт стал беем в преклонном возрасте. С Мехмедом он поддерживал хорошие отношения и в 1479 году сам обращался к султану, прося помощи против Шахбудака. Не позднее 1466 года Мехмед женил своего сына Баязида на дочери Алауддевле Айше-хатун. Предположительно, она стала матерью будущего султана Селима I[k 1].
После смерти Мехмеда и бегства претендовавшего на османский престол Джема в Египет Алауддевле осадил Малатью, намереваясь отнять её у мамлюков. Кайтбей организовал против Дулкадира поход. В 1484 году османский командующий Якуб-паша нанёс мамлюкской армии тяжёлое поражение. Османско-мамлюкская война 1485—1490 годов, начавшаяся в долине Чукурова, продолжалась шесть лет и часто приводила к поражению Османов. Алауддевле считал конфликт двух сверхдержав выгодным для себя и, несмотря на призывы османов о помощи, ни разу не принял участия в кампаниях, всегда находя отговорки[10]. Во время войны он начал склоняться к союзу с Египтом, так что Баязид предпринял неудачную попытку сместить тестя в пользу Шахбудака — к этому моменту Шахбудак сменил хозяина и теперь служил османским санджакбеем Визе[4]. После окончания войны в 1491 году Алауддевле постарался установить хорошие отношения как с Египтом, так и с Османской империей[10], и в течение следующих двадцати лет не ссорился с османским султаном[4]. В 1498 году Алауддевде помог мамлюкскому эмиру Акберды, восставшему в Сирии. После провала Акберды он пошёл на компромисс с мамлюками[10].
У Алауддевле была дочь, Бенли-хатун, на которой хотел жениться шах Исмаил, основатель Сефевидского государства и (позднее) династии. Алауддевле сначала дал согласие, но потом отказал, сославшись на то, что шах Исмаил шиит. После этого между Алауддевле и шахом возникла вражда. К тому же, отказав шаху, Алауддевле выдал Бенли замуж за последнего правителя Ак-Коюнлу Мурада, врага шаха Исмаила[10][36]. В конфликте Ак-Коюнлу и Сефевидов Алауддевле поддержал своего зятя, Мурада. В 1501 году шах Исмаил, рассерженный на Алауддевле из-за его поддержки Мурада и из-за отказа в женитьбе, напал на Эльбистан и нанёс Дулкадиру серьёзный урон. Кроме того, шах написал бею письмо с требованием выдать ему Мурада. Алауддевле отказался выдать зятя, и Мурад нашёл убежище у османов. Султан Селим назначил Мурада бейлербеем в восточных пограничных провинциях и демонстрировал уважение. Поскольку Мурад женился на дочери Алауддевле, его жена была сестрой матери Селима[36]. В 1505 году бей Дулкадира захватил города Диярбакыр, Мардын и Урфа. Через два года шах Исмаил отправился в поход на Алауддевле, чтобы отомстить, и захватил Мараш и Эльбистан, уничтожив памятники династии[4][10]. В 1509—1510 годах Дулкадир потерпел поражение от Сефевидов. Алуддевле, потерявший в этой войне двух своих сыновей, отказался от завоевания Диярбакыра и заключил сделку с Сефевидами[10].
Конфликт с Селимом возник, когда в 1514 году Селим пошёл против шаха Исмаила и потребовал участия Алауддевле в этом походе. Будучи стариком, Алауддевле отказался участвовать в кампании, сославшись на преклонный возраст. После победы над Исмаилом при Чалдыране и Кемахе Селим послал против Алауддевле Хадыма Синан-пашу вместе с Али-беем, сыном Шехсувара. Али-бей тоже служил османам в должности санджакбея [4][10]. Алауддевле встретил Османскую армию, посланную его внуком и возглавляемую племянником, в Эрдекли между Гёксуном и Андырином. Он был побеждён и погиб 12[4]/13[10] июня 1515 года. Относительно смерти бея рассказывают, что некий мамлюк заметил Алауддевле по «красивым одеждам». Он прыгнул на старика и отрубил ему голову. Голову Алауддевле отвезли его внуку, султану Селиму, в Гёксун, а Селим отправил её в Каир мамлюкам, союзникам своего врага и деда, в назидание[32][37].
Племя Зулькадар
Согласно сефевидским источникам, в конце XV — начале XVI века, в период правления Алауддевле, около 80 000 туркмен из Дулкадира переселились на территорию Сефевидского государства, став шиитами и приняв учение сефевийе. Особенно активно шло переселение из района Бозок. Потомки переселенцев образовали одно из кызылбашских племён — племя Зулькадар[32].
Присоединение бейлика к Османской империи. Али-паша
Селим назначил Али-бея губернатором Мараша с титулом паши, включив Дулкадир в состав Османской империи. Новый бей столкнулся с претензиями на трон сыновей Шахруха бин Аллауддевле, но сумел уничтожить их и установить порядок в бейлике[10].
Али преданно служил Селиму. Он помогал Буюклы Мехмед-паше захватить Диярбакыр[10]. 24 августа 1516 года в битве при Мардж-Дабике Селим разбил мамлюкское войско. Мамлюкский султан Кансух аль-Гаури погиб, а аббасидский халиф аль-Мутаваккиль III был взят в плен[3]. Али отличился в этой кампании. В 1517 году он был с Селимом в битве при Ридване[10]. Позже Али сыграл большую роль при подавлении в 1519 году восстания джелали, а в 1521 году мятежа Джанберды аль-Газали [3][10]. После захвата Селимом Каира Али отомстил мамлюкам за казнь своего отца, Шехсувара, участвуя в казни последнего султана мамлюков, Туман-бая[10].
Успехи бея Дулкадира вызвали зависть Ферхата-паши. Историки единогласны в том, что эта зависть погубила Али. Согласно Босуорту, Ферхат оклеветал бея Дулкадира перед султаном Сулейманом и получил от него согласие на казнь Али вместе с семейством[3]. Согласно Р. Юнанчу, Ферхат-паша пригласил Али с семейством в Токат, якобы для обсуждения похода в Иран. В городке Артукова (совр. Gümüşhacıköy) последний бей Дулкадира Али и его дети были убиты[10][38].
После этого регион стал османской провинцией, управляемой бейлербеем из Мараша. При османах члены семьи Дулкадиридов пользовались привилегиями правящего дома. В XVII веке Сагредо писал о них как о семье королевской крови (итал. famiglie del Regio sangue[39]). Потомки беев Дулкадира продолжали изредка занимать различные посты на протяжении всего периода существования Османской империи[3].
Представители династии
Даты правления | Имя (турецкое) | Отец | Комментарий | Год смерти | Возраст на
момент смерти |
---|---|---|---|---|---|
1337[3]/1353 | Зейнеддин Караджа | Дулгадир | Казнён в Каире | 1353 | 83 |
1353[3]/55[40]-1386 | Гарседдин Халил | Караджа | Убит по приказу из Каира | 1386 | ок. 60 |
1386[3]/май 1398 | Сули (Севли) | Караджа | Убит по приказу из Каира | май 1398 | |
май 1398[15]/
2 августа 1399[15] |
Садака | Сули | Смещён османами | ||
1398[3]-1442 | Насиреддин Мехмед | Халил | Естественные причины | 1443 | > 80 |
1442[3]-1454 | Сулейман | Мехмед | Естественные причины | 1454 | ок. 60 |
1454[3]-1465 | Мелик Арслан | Сулейман | Убит в мечети по приказу из Каира | 1465 | |
1465[3]-1466 | Шахбудак | Сулейман | |||
1466[3]-1472 | Шехсувар | Сулейман | Казнён в Каире | август 1472 | ок. 40 |
1472[3]-1480 | Шахбудак | Сулейман | Скончался в заключении у мамлюков | ? | |
1479[3]/1515 | Алауддевле Бозкурт | Сулейман | Погиб в бою (?) у Турнадага | август 1517 | ок. 90 |
1515[3]-1522[3] | Али | Шехсувар | Казнён в Токате |
Генеалогическая таблица согласно Узунчаршилы
1. Дулгадир(?) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Зейнеддин Караджа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Халил | Ибрагим | 3. Сули | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Мехмед Насиреддин зять Кади Бурханеддина | Дочь, жена Мехмеда Челеби | 4.Садака | Дочь, жена Кади Бурханеддина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дочь, жена Джанибея Софи | 6.Сулейман | Рустем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.Алауддевле | 8.Шахбудак | 9.Шехсувар | Ситти Мюкриме-хатун жена Мехмеда II | 7.Мелик Арслан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Айше-хатун, жена Баязида II | Кёр Шахрух | 11.Али-бей | Шахсултан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Генеалогическая таблица (корректированная)
Хасан Дулгадир(?) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Зейнеддин Караджа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давуд | 2.Халил | Ибрагим | 3. Сули жена : Хабибе Сельчук, дочь Кади Бурханеддина | Осман | Иса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Мехмед Насиреддин жена 1: Хатидже Мисри, дочь Кади Бурханеддина жена 2: дочь Рахатоглу Алааддина Али-бея | Эмине, жена Мехмеда Челеби[k 2] | 4.Садака | Дочь, жена Кади Бурханеддина | Дочь, жена Рахатоглу Алааддина Али-бея | Девлет-хатун жена (?) Баязида I[k 3] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нефисе, жена 1) Джанибея Софи 2) Султана Джакмака | Фейяз | 6.Сулейман | Рустем | Эмине, жена Мехмеда Челеби[k 2] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ситти жена Мехмеда II | Дочь, жена 1) Султана Джакмака 2) Аль-Муайяд Ахмад | 7.Мелик Арслан | 8.Шахбудак | 9.Шехсувар | 10.Алауддевле жена 1: Шемси Мах жена 2: Шах Нигяр | Шемси Мах жена Алауддевле | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эрдиван, Хюдадад, Яхья, Ильяс | Иса, Юнус, Селман, Могол | Килыч Аслан | 11.Али-бей, Сыновья | Айше, жена Баязида II мать (?) Селима I | Сары Каплан Касым | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бенли, жена Мурада Мирзы | Ахмет, ум. 1510 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дочь, жена: эмира Озбея | Шахрух, ум. 1510 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сыновья, ум. май 1499 Сын, ум. 1507 | Сулейман, ум. 1515 году | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное устройство
Органы управления
Бейлик Дулкадир управлялся лично беем. При этом известно, что существовали диван и визири. В источниках упоминается визирь Алауддевле-бея, голова которого была отправлена в Каир вместе с головой самого́ бея. Известно о существовании регулярных налогов и чиновников, ведавших их сбором и учётом[45].
Монеты Дулкадиридов крайне редки. Известно, что Шехсувар-бей чеканил деньги на монетном дворе в Бесни. Сохранились упоминания, что во время правления Алауддевле Бозкурта чеканились серебряные монеты, но неизвестно, как они выглядели и где был монетный двор[46][4][47].
Армия
Армия Дулкадира обеспечила образование и существование бейлика. Командовали армией обычно сам бей или его ближайшие родственники, в основном её, как в любом кочевом племени, составляли конники. Количество солдат в разные годы различалось. При основании княжества Караджа-бей располагал отрядом в пять тысяч человек. К концу XIV века численность армии достигала 25 тысяч человек. В 1432 году, по свидетельству французского путешественника Бертрандона де ла Брокьера, бей Дулкадира располагал тридцатью тысячами воинов, причём ещё около 100 тысяч женщин племени могли быть воинами. При осаде Харпута в 1465 году Узун Хасаном бей Дулкадира Мелик Арслан мог выставить армию в 30 тысяч человек. Во времена Шехсувара-бея армия Дулкадира была достаточно сильной, чтобы несколько раз победить мамлюкскую армию. Чтобы победить дулкадирского бея Алауддевле, египетское правительство сократило расходы и приняло чрезвычайные меры. В бейлике существовала система тимаров[48].
Правосудие
В бейлике существовали суды, Алауддевле выпустил кодекс законов — «Канун-наме»[45]. В нём содержалось 58 статей, регулировавших социальную, экономическую, политическую и правовую жизнь общества: пошлины и штрафы, наказания за уголовные преступления и за преступления против нравственности, правила торговли[49][50].
Наследие
Особенностью региона является влияние сельджукского, османского и мамлюкского искусства. Одной из самых значимых построек времён бейлика является Улу-ками (Большая мечеть) в Эльбистане, построенная в османском стиле[51].
Согласно тексту вакуфных документов, Алауддевле построил два медресе (Таш и Багдадие)[52], две завии (Bum Dede, Dede Baba), Бедестен (Maraş Bedesteni) и мечеть (Taş). Им были восстановлены медресе (Бектутие) и мечеть Улу-ками[51]. Надпись над входом в мечеть сообщает, что Алауддевле сын Сулеймана перестраивал её в 1501 году[53][51]. Большая мечеть в Мараше построена в сельджукском стиле с изображением семи всадников на михрабе. Согласно вакуфным документам, мечеть была построена Сулейманом-беем (1442—1454)[53][54].
Ещё одно медресе — Хатуние в Кайсери — построено Мехмедом-беем в 1432 году[51][52]. Всего членами семейства было построено в Мараше, Эльбистане, Афсине, Пинарбаши (Мерсин)[англ.], Гемереке, Чандыре, Акдаге, Богазляне, Киршехире, Кадырлы, Харуние, Антепе:
Комментарии
- ↑ Большинство историков полагают, что Айше-хатун была матерью Селима, и что Гюльбахар - её второе имя[30][31][32][33][9][4][34]. Однако есть и те, кто считает, что матерью Селима была другая наложница Баязида, Гюльбахар Хатун[34][35]
- ↑ 2,0 2,1 Бабингер и Узунчаршилы полагали, что отцом Эмине был Сули[41][42][18], тогда как Юнанч вслед за Нешри указывает на Мехмеда как отца Эмине[43][44][18].
- ↑ Маловероятно, поскольку современные историки считают, что Девлет-хатун была по происхождению рабыней.
Примечания
- ↑ Аверьянов, 2011, с. 321.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Yinanç, 1988, p. 6—7.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 Bosworth, 2014, Ch.12, §129.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,20 4,21 4,22 4,23 4,24 4,25 4,26 4,27 4,28 4,29 4,30 MORDTMANN-MANAGE, 1991.
- ↑ Yinanç, 1988, comm.9, p. 8—9.
- ↑ Güngör, 1995, p. 122.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 7—8.
- ↑ Uzunçarşılı, 1969, p. 169.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 Uzunçarşılı, 1969.
- ↑ 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 10,14 10,15 10,16 10,17 10,18 Yinanç, 1994.
- ↑ Uzunçarşılı, 1969, p. 170.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 8—19.
- ↑ 13,0 13,1 Uzunçarşılı, 1969, p. 175.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 19—27.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 Yinanç, 1988, p. 34.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 27—34.
- ↑ Шараф ад-Дин Али Йазди, 2008, с. 268.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 Alderson, 1956, table XXV, comm.4.
- ↑ Kastritsis, 2007, p. 80.
- ↑ Kramers, 1927.
- ↑ Bertrandon de La Brocquière, 1892, p. 118.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 35—55.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 Stavrides, 2001, p. 432—433.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 55—58.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 58—61.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 62—63.
- ↑ 27,0 27,1 Winter, Levanoni, 2004.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 63—77.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 77—79.
- ↑ Peirce, 1993, p. 40.
- ↑ Alderson, 1956, p. 180.
- ↑ 32,0 32,1 32,2 Alıç (2), 2016.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 77—78.
- ↑ 34,0 34,1 Sakaoğlu, 2007, p. 67—72.
- ↑ Uluçay, 2001, p. 43—44.
- ↑ 36,0 36,1 Alıç (5), 2017.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 80—99.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 99—105.
- ↑ Sagredo, 1688, p. 729—730.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 19.
- ↑ Babinger, 1950, p. 222,comm.3.
- ↑ Uzunçarşılı, 1969.
- ↑ Нешри, 1984, с. 172.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 41.
- ↑ 45,0 45,1 Yinanç, 1988, p. 107.
- ↑ Öztürk, Perk, 2011, p. 33.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 68.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 107—108.
- ↑ Solak, 2016.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 108—119.
- ↑ 51,0 51,1 51,2 51,3 Özdamar, 2016.
- ↑ 52,0 52,1 Yinanç, 1988, p. 121.
- ↑ 53,0 53,1 Özkarcı, 2016.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 119—120.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 119—127.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 127—130.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 130.
- ↑ Yinanç, 1988, p. 131—139.
Литература и источники
Источники
- Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. — Ташкент: SAN'AT, 2008. — 519 с. — ISBN 978-9943-322-16-5.
- Мехмед Нешри. Огледало на света: История на османския двор / ред. Мария Калицин. — София: ОФ, 1984. — 420 с. Архивная копия от 10 мая 2021 на Wayback Machine
- Bertrandon de La Brocquière. Le voyage d'outremer de Bertrandon de la Broquière : premier conseiller de Philippe le Bon, duc de Bourgogne / Charles Henri Auguste Schefer. — Paris: E. Leroux, 1892. — 430 p.
Литература
- Аверьянов Ю. А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. — М.: Марджани, 2011. — 531 с. — ISBN 978-5-903715-36-7.
- Семенова Л. А. Салах Ад-Дин и мамлюки в Египте / Ответственный редактор А. С. Тверитинова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966. — 217 с. Архивная копия от 30 марта 2019 на Wayback Machine
- Alderson Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty. — Oxford: Clarendon Press, 1956. — 186 p. (англ.)
- Babinger Franz. Mehmed's II. Heirat mit Sitt-Chatun (1449) // Der Islam. — B.: Walter de Gruyter, 1950. — Vol. 29. — Вып. 2. — P. 217–235. — ISSN 1613-0928. — doi:10.1515/islm.1950.29.2.217.
- Kastritsis Dimitris J. The Sons of Bayezid: Empire Building and Representation in the Ottoman Civil War of 1402—1413. — Leiden: BRILL, 2007. — 275 p. — ISBN 9789004158367. Архивная копия от 22 января 2021 на Wayback Machine (англ.)
- Öztürk Hüsnü Perk Halûk. Anadolu Beylikleri ve Sikkeleri. — Halûk Perk Müzesi Yayınları, 2011. Архивная копия от 21 ноября 2018 на Wayback Machine (тур.)
- Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — Oxford: Oxford University Press, 1993. — P. 40. — ISBN 0195086775. — ISBN 9780195086775. (англ.)
- Sagredo Giovanni. Memorie istoriche de' monarchi ottomani, di Giouanni Sagredo caualiere, e procurator di S. Marco. — Bologna: presso Combi, e La Noù, 1688. — xil, 657 p. Архивная копия от 30 марта 2019 на Wayback Machine
- Sakaoglu N. Famous Ottoman Women. — Istanbul: Avea, 2007. — 320 p. — ISBN 9757104779. — ISBN 9789757104773.
- Stavrides T. The Sultan of vezirs: the life and times of the Ottoman Grand Vezir Mahmud Pasha Angelović (1453—1474). — Leiden: Brill, 2001. — 449 p. — ISBN 90-04-12106-4. (англ.)
- Uluçay M. C. Padişahların Kadınları ve Kızları. — 2001. — ISBN 978-975-437-840-5. (тур.)
- Uzunçarşılı İ. H. Dulkadir oğulları // Anadolu beylikleri ve Akkoyunlu, Karakoyunlu devletleri. — Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — P. 169—175. — 372 p. Архивная копия от 22 июня 2020 на Wayback Machine (тур.)
- Winter M., Levanoni A. Gunpowder and Firearms in the Mamluk Sultanate // The Mamluks in Egyptian and Syrian Politics and Society. — Leiden: BRILL, 2004. — P. 129—130. — ISBN 9789004132863. (англ.)
- Yinanç R. Dulkadir Beyliği. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Yayınları, 1988. (тур.)
- Güngör E. Tarihte Türkler. — 8. basım. — İstanbul: Ötüken, 1995. — 425 pages с. — ISBN 9754370214. (тур.)
Энциклопедии и справочники
- Bosworth C. E. New Islamic Dynasties. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. — 605 p. — (New Edinburgh Islamic Surreys). — ISBN 9780748696482. Архивная копия от 18 октября 2018 на Wayback Machine (англ.)
- Yinanç R. Dulkadiroğulları // Islam Ansiklopedisi. — 1994. — № 9. — S. 553—557. (тур.)
- Kramers J. H. Karaman-Oghullari / In Houtsma, Martijn Theodoor; Wensinck, Arent Jan; Gibb, H.a.R.. — Leiden: E.J. Brill, 1927. — Vol. II. — P. 748—752. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). (англ.)
- Mordtmann J. H.[нем.]-V. L. Ménage. Ḏh̲u 'l-Ḳadr // Encyclopaedia of Islam, Second Edition / ed. by B. Lewis; J. Schacht & Ch. Pellat. Assisted by J. Burton-Page, C. Dumont and V.L. Ménage. — Leiden: E.J. Brill, 1991. — Vol. II. — P. 239—240.
- Mordtmann J.H. Ḏh̲u 'l-Ḳadr // Enzyklopaedie des Islām / Houtsma M. Th.. — Leiden: E.J. Brill, 1913. — P. 1000—1002. — 1200 p.
- Kahramanmaraş Ansiklopedisi. — Kahramanmaraş Sütçü İmam Üniversitesi Yayınları, 2016—2017. (тур.)
- Alıç Samet. Alaüddevle (Bozkurt) Bey. — 2016. — Vol. 1. — S. 189—195.
- Solak İbrahim. Alaüddevle Bey Kanunnâmesi. — 2016. — Vol. 1. — S. 201—204.
- Özdamar Toroshan. Alaüddevle Bey'In Vakıflar. — 2016. — Vol. 1. — S. 204—210.
- Özkarcı Mehmet. Alâüddevle Bey – Süleyman Bey (Ulu) Camii. — 2016. — Vol. 1. — S. 198—201.
- Alıç Samet. Benli Hatun. — 2017. — Vol. 2. — S. 156—157.