Дудов, Златан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Златан Дудов
Место рождения Цариброд, Болгария
Место смерти Фюрстенвальде (Шпре)

Златан Теодор Дудов (нем. Slatan Theodor Dudow; 30 января 1903, Цариброд, Болгария (ныне город принадлежит Сербии) — 12 июля 1963, Фюрстенвальде (Шпре)[1]) — немецкий кинорежиссёр, коммунист.

Биография

Златан Дудов родился в Цариброде 30 января 1903 года в семье железнодорожника Тодора Дудова. В 1918 году вместе с отцом участвовал в забастовке рабочих железных дорог. После смерти отца переехал в Берлин учиться на архитектора.

Однако вскоре Дудов перестал появляться на занятиях: он стал посещать театральные студии и школы, но средств на обучение у него не было. Чтобы скопить денег и прокормиться, Дудов нанялся портовым грузчиком. Осенью 1923 года, располагая необходимой суммой, поступил в драматическую школу Эммануила Райхера. Под видом корреспондента болгарской газеты попал на съёмки «Метрополиса» Фрица Ланга и стал его помощником.

В 19251929 слушал курс по истории театра в Берлинском Университете. Благодаря поддержке профессора Макса Германа плдключился к работе одного из агитпропколлективов, где сделал свои первые постановки. Именно Макс Герман помог своему студенту получить командировку в Москву. Там Златан Дудов познакомился с Сергеем Третьяковым, Владимиром Маяковским, Осипом Бриком, Сергеем Эйзенштейном. Именно эта поездка послужила причиной знакомства Дудова с Бертольтом Брехтом. Дудов так вспоминает об этом:

«…Уже через несколько минут завязался интересный и необыкновенно продуктивный профессиональный разговор. Я изложил ему свои взгляды и был очень удивлён, когда к концу разговора понял, что являюсь горячим приверженцем его дела. Он интересовался мной и моей работой, а когда через четыре часа я покидал его квартиру, он предложил мне работать вместе. У меня было радостное ощущение, что наша совместная работа началась ещё во время разговора»[2].

В начале тридцатых годов Дудов снял документальный фильм «В каких условиях живёт берлинский рабочий?». Вскоре после этого приступил к работе над сценарием, в центре которого была газетная заметка о самоубийстве молодого безработного. При этом юноша выбросился из окна четвёртого этажа, оставив на подоконнике свои часы. Этот жест, факт, отсылавший к социальному статусу и экономическому положению берлинского рабочего тридцатых годов, стал одним из ключевых эпизодов будущего фильма. Сценарий заинтересовал Брехта, который пригласил к участию писателя Эрнста Отвальта. Втроём им удалось быстро подготовить основу, и уже в августе 1931 года Дудов снял первые пробы. В работе над фильмом также принял участие композитор Ханс Эйслер[3]. Несмотря на серьёзные финансовые проблемы, «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?» был завершён уже к концу года, а в начале 1932 года его уже смотрела цензурная комиссия. После продолжительных баталий[4] фильм вышел на экраны. Совместная киноработа Дудова, Брехта, Отвальта, Ханнса Эйслера и Эрнста Буша пользовалась огромной популярностью.

Приход к власти в Германии нацистов вынудил эмигрировал во Францию, где сотрудничал с поэтом и сценаристом Жаком Превером, режиссёром Рене Клером и композитором Арманом Бернаром. Итогом этого сотрудничества стал фильм «Мыльные пузыри».

Златан Дудов вернулся в Берлин (ГДР) сразу после падения нацистского режима и окончания войны. Там он занял пост одного из руководителей киностудии DEFA, фактически стал формировать новый облик немецкого кино, нового зрителя.

Златан Дудов погиб в автомобильной катастрофе 12 июля 1963 года во время съёмок фильма «Кристина». Похоронен на Доротеенштадтском кладбище в Берлине.

Фильмография

  • 1930 — «В каких условиях живёт берлинский рабочий» / Zeitprobleme: Wie der Berliner Arbeiter wohnt
  • 1932 — «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?» / Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt?
  • 1934 — «Мыльные пузыри» / Seifenblasen
  • 1949 — «Хлеб наш насущный» / Unser täglich Brot
  • 1950 — «Семья Бентин» / Familie Benthin
  • 1952 — «Женские судьбы» / Frauenschicksale
  • 1954 — «Сильнее ночи» / Stärker als die Nacht
  • 1956 — «Капитан из Кёльна» / Der Hauptmann von Köln
  • 1959 — «Заблуждения любви» / Verwirrung der Liebe
  • 1963 — «Кристина» / Christine. Незавершённый; реконструирован в 1974 году

Литература

Примечания

  1. Bundesstiftung zur Aufarbeitung der SED-Diktatur | Recherche | Biographische Datenbanken. Дата обращения: 30 декабря 2014. Архивировано 30 декабря 2014 года.
  2. «Златан Дудов». — М.: «Искусство», серия «Мастера зарубежного киноискусства», 1975
  3. Златан Дудов. О действенности аргумента Архивная копия от 31 марта 2016 на Wayback Machine  (Дата обращения: 29 марта 2011)
  4. Б. Брехт. Нечто к вопросу о реализме Архивная копия от 11 октября 2016 на Wayback Machine  (Дата обращения: 29 марта 2011)
  5. «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир? Брехт, Эйслер, Дудов»  (Дата обращения: 27 февраля 2011)

Ссылки