Дуглас, Аарон (художник)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аарон Дуглас

Аарон Дуглас (англ. Aaron Douglas, род. 26 мая 1899 г. Топика, ум. 2 февраля 1979 г. Нашвилл) — американский художник афроамериканского происхождения так называемой эпохи «Век джаза». Один из ведущих деятелей Гарлемского ренессанса. Занимался монументальной и социальной живописью, боролся своим искусством с расовым неравенством в США, известен также как иллюстратор, оформитель и педагог, преподававший живопись в университетах США. В 1944 году завершил свою карьеру художника, основав отделение живописи в Нашвильском университете, в Теннесси, где и преподавал до 1966 года. Оказал большое влияние на афроамериканское изобразительное искусство первой половины ХХ столетия. Работал в стиле арт-деко и модернизм.

Жизнь и творчество

Родился в Канзасе, в семье Аарона Дугласа-старшего, пекаря, и его жены Элизабет, домохозяйки и художницы-самоучки, родом из Алабамы. Школу окончил в Топике, затем приезжает в Детройт. Здесь Аарон меняет несколько мест работы, в том числе на предприятиях, производивших автомобили «Кадиллак», также посещает классы живописи при Детройтском художественном музее. В 1918 году молодой художник поступает в Нашвилльский университет, при этом работая, так как средств для получения высшего образования у него не было. В 1922 году Аарон получает здесь степень бакалавра искусств. В 1922—1923 годы работает официантом на Тихоокеанской железной дороге, пока не находит место преподавателя рисунка в Высшей школе Канзас-сити, штат Миссури. В этой школе художник работает вплоть до 1925 года, рассчитывая затем уехать для прохождения практики во Францию. В 1925 Дуглас приезжает в Гарлем, Нью-Йорк — как он считает, по пути в Париж, однако остаётся здесь надолго. Художник подпадает здесь под влияние афроамериканского культурного движения «Гарлемский ренессанс», направленный на развитие и популяризацию «чёрного искусства». В Гарлеме А.Дуглас берёт уроки у немецкого художника Винольда Рейсса, занимается дизайном по африканским мотивам, на некоторое время в 1927 году становится издателем. Он — автор иллюстраций для различных агентств печати и организаций, таких, как Национальная городская лига (National Urban League). Его иллюстрации посвящены внесудебным расправам (судам Линча), расовой сегрегации, джазу и театральным постановкам, публикуются в журналах Vanity Fair и Theater Arts Monthly. В 1927 году он пишет свою первую монументальную, настенную картину, для гарлемского клуба Эбони (Club Ebony), посвящённую развлечениям ночной жизни в Гарлеме. В 1928 году художник получает так называемую «стипендию Барнса» в Филадельфии (от фонда известного филантропа Альберта Барнса), для изучения модернизма в живописи и африканского искусства. В том же году он принимает участие в выставке фонда Хармон под названием «Современное негритянское искусство» («Contemporary Negro Kunst.»). Летом 1930 Дуглас приезжает в Нашвилл и пишет ряд настенных работ для библиотеки университета Фиск. В этот же период он получает заказ от отеля Шерман в Чикаго на несколько монументальных произведений. В 1931 художник наконец приезжает в Париж и поступает на курс в Académie Scandinave.

В середине 1930-х А.Дуглас возвращается в Гарлем и совершенствует здесь свою технику монументальной живописи. В Нью-Йорке художник получает ряд новых заказов на широкоформатную настенную живопись — от издательства YMCA на фасаде принадлежавшего ей здания, от городского Управления общественных работ (цикл настенных произведений), от нью-йоркской публичной библиотеки и др. В основном эти его работы посвящены жизни и истории негритянского общества в Америке — от эпохи рабства, аболиционизма и Гражданской войны Севера и Юга, судов Линча, и вплоть до современных ему афроамериканских просветительских и социальных движений, «Гарлемского ренессанса» и Великой депрессии 1920-х — 1930-х годов. В 1935 году А.Дуглас становится президентом Гильдии художников Гарлема, занимавшейся среди прочего поддержкой и обучением молодых негритянских живописцев в рамках «Гарлемского ренессанса». В 1937 году А.Дуглас получает стипендию для посещения т. н. «чёрных университетов» на американском Юге — в Теннесси, Алабаме и в Новом Орлеане. В 1938 году художник получает ещё одну стипендию (от фонда Розенвальда) для посещения Доминиканской республики и Гаити, и пишет здесь серию акварелей. После возвращения в США в 1940 году художник работает в университете Фиска в Нашвилле, а также в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В 1944 году он получает звание магистра искусств (Master of Arts Grad) и переезжает в Нашвилл; здесь он занимает должность руководителя отделения искусств при университете, становится основателем и директором галереи искусств Карла Ван Вехтена. В этой галерее демонстрировались как работы белых, так и негритянских живописцев. Для своих студентов А.Дуглас вводит курс афроамериканской истории с тем, чтобы им было понятнее положение, в котором на Юге США жили и работали представители «чёрной культуры» прошлого.

Картины и рисунки Аарона Дугласа ныне хранятся в Метрополитен-музее в Кью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, в Балтиморском художественном музее, в ряде других крупных музеев США.

Примечания

Литература

  • «Aaron Douglas: African American Modernist». Spencer Museum of Art. Retrieved March 15, 2017.
  • Lewis, David Levering (2008). Appiah, Kwame Anthony (ed.). «Harlem Renaissance». Africana: The Encyclopedia of the African and African American Experience, Second Edition. New York: Oxford African American Studies Center.
  • Hornsby, Alton (2011). Black America: A State-by-State Historical Encyclopedia. Greenwood. pp. 289, 291, 298, 812—813. ISBN 9780313341120. OCLC 767694486.
  • Hills, Patricia (2009). Painting Harlem Modern: The Art of Jacob Lawrence. Berkeley: University of California Press. pp. 9-31. ISBN 9780520252417. OCLC 868550146.