Дугладзе, Илья Иванович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Илья Иванович Дугладзе
Дата рождения 15 августа 1903(1903-08-15)
Место рождения Поти
Дата смерти 14 ноября 1972(1972-11-14) (69 лет)
Место смерти Одесса
Партия КПСС
Образование судоводительский факультет Политехникума в Ростове-на-Дону
Профессия штурман дальнего плавания, капитан дальнего плавания
Награды
Орден Отечественной войны II степени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени

Дугладзе, Илья Иванович (родился 15 августа 1903 в г. Поти — скончался 14 ноября 1972 года в Одессе) — советский моряк, капитан-промысловик, хозяйственный руководитель, начальник управления «Мурмансельдь» в 1949—1954 годах.

Биография

Илья Иванович Дугладзе родился 15 августа 1903 года в городе Поти (Тифлисская губерния)[1].

Карьера моряка

Начал службу в море в 1923 года матросом Потийского торгового порта, в следующем году поступил на Черноморский флот: матрос, рулевой. С 1925 года — командир отделения рулевых Амурской военной флотилии[1].

В 1926 году закончил школу рулевых учебного отряда Черноморского флота. Затем продолжил образование в Одесском морском техникуме на судоводительском факультете (1931), получив диплом штурмана малого плавания и распределение на должность 3-го помощника капитана на судах Совторгфлота (Новороссийск)[1].

В 1936 году окончил судоводительский факультет Политехникума в Ростове-на-Дону. Получив профессию штурман дальнего плавания, был направлен в Траловый флот «Мурманрыба», с 1936 по 1939 год работал капитаном рыболовного траулера Тралфлота «Мурманрыбы»: РТ-58 «Спартак», РТ-30 «Уссуриец»[2].

Великая Отечественная война

С 1939 года Илья Иванович — командир сторожевого корабля «Заря» Охраны водного района[1].

Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн[1].

С 1941 года Дугладзе — на капитанском мостике тральщика ТЩ-32 (Т‑887) — бывшего рыболовного траулера «Лосось» (РТ‑46). Его экипаж отважно сражался с врагом, уничтожил много мин противника, участвовал в конвоировании транспортов, неоднократно отражал воздушные атаки[3].

В 1944—1945 годах Илья Иванович командовал минным заградителем «Мурман» Беломорской военной флотилии[1].

Обеспечил проводку 27 конвоев, пройдя 27 775 миль, из которых 5519 — с тралом[1].

Руководитель рыбного промысла

В 1945—1947 годах Дугладзе — участник перегонки транспортных судов, полученных в счет репараций из Германии в СССР[1].

В 1949 году Дугладзе — один из капитанов Атлантической сельдяной экспедиции[1], после которой он был назначен начальником управления «Мурмансельдь»[1].

Он создал с нуля мощнейшее предприятие, считает один из первых офицеров управления М. И. Каргин[4]. «Это на его плечи легла тяжелейшая нагрузка по организации нового промыслового флота. Вначале не было ни флота, ни коллектива, не было и подходящего места базирования. Удивляют настойчивость и мужество, с которыми он взялся за такое сложное новое дело. При этом о нём, как о человеке и моряке, известно немного. До конца не ясны причины, почему этот человек, так много сделавший, оказался в тени и сейчас фактически забыт, а напрасно»[4].

Капитан Валерий Александрович Власов вспоминал : «Периодически и попеременно мы направлялись в Германию и из портов Штральзунд, Вольгаст, Арамигартен перегоняли в Калининград построенные по репарации рыболовные суда типа СРТ, PC, фишкуттеры (мотоботы). Новые суда стояли во всех закоулках калининградского порта. Летом 1949 года в Калининграде появился бывший капитан Мурманского тралфлота Илья Иванович Дугладзе, который выступил в качестве начальника будущей «Мурмансельди» и стал вербовать моряков-перегонщиков в штат новой организации, имея на это большие полномочия Министерства. Вся «контора» Ильи Ивановича помещалась тогда в его портфеле. Вербовка, по-видимому, проходила успешно. Завербованным Дугладзе даже платил в счёт аванса какие-то деньги. Деньги, правда, на его счёт поступали нерегулярно. Нередко на разбитых калининградских улицах можно было видеть группы завербованных моряков, карауливших колоритную «кавказскую личность». Дугладзе, когда его касса была пуста, вполне резонно старался избегать встреч с такими группами, особенно с темпераментными южанами. Я, конечно, тоже был завербован в «Мурмансельдь», и недаром у меня в трудовой книжке стоит дата принятия на работу 1 ноября 1949 года, тогда как официально управление «Мурмансельдь» учреждено 1 января 1950 года. Так я оказался старшим помощником капитана в экипаже СРТ, строительный номер 302, который в дальнейшем получил название СРТ-122 «Кратер». Это был первый новый СРТ, прибывший в состав «Мурмансельди». На начало 1950 года в управлении «Мурмансельдь» было всего 6 СРТ, а на конец года их количество достигало 42 единиц[4].

В 1954 году вернулся в плавсостав, капитан БМРТ "Жигулёвск".

Затем был капитаном на других судах «Мурмансельди»[1].

С 1962 года на пенсии[5].

Скончался в Одессе[5].

Награды

Награжден двумя орденами Красного Знамени (1943, 1944), орденом Отечественной войны I степени (1943), медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Советского Заполярья»[5].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Илья Дугладзе – рыбак и военный моряк, защитник Советского Заполярья. К 120-летию со дня рождения. Кольский край (15 августа 2023).
  2. Н.А. Дмитрук. К 70-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬДЯНОГО ПРОМЫСЛА «МУРМАНСЕЛЬДЬ». Государственный архив Мурманской области (26 апреля 2019).
  3. Defa Group. Рыбопромысловый флот в Великой Отечественной войне. Рыбное хозяйство СССР за 50 лет советской власти - Часть 4. Яндекс Дзен (1 февраля 2019).
  4. 4,0 4,1 4,2 М. И. Каргин. Глава 3-2 // Океанская вахта. — Мурманск: МИП-999, 2010. — 368 с. — ISBN 978-5-903554-08-9.
  5. 5,0 5,1 5,2 Сорокажердьев В. В. Богатырь пришел с Кавказа. Кольский север от А до Я. Энциклопедический лексикон. Вечерний Мурманск (15 августа 2003).