Дубайс ибн Али
Нур ад-Даула Дубайс ибн Али | |
---|---|
тур. Nûrüddevle I. Dübeys араб. دبيس بن علي | |
1018—1082 | |
Дата рождения | ок. 1004 |
Дата смерти | 1082 |
Отец | Али ибн Мазъяд |
Дети | Мансур, Бадран |
Нур ад-Даула («Свет государства») Дубайс ибн Али (тур. Nûrüddevle I. Dübeys, араб. نور الدولة دبيس بن علي) — второй правитель эмирата Мазъядидов, расположенного на берегах Евфрата между Хитом и Куфой, в 1017/18—1081/82 годах. На долгий период правления Дубайса пришлось завоевание Месопотамии Сельджукидом Тогрул-беком. Дубайс вместе с военачальником Буидов, Арсланом аль-Басасири[англ.], разбил сельджукское войско у Синджара, но затем был вынужден примириться с Тогрулом.
Биография
Отцом Дубайса был первый правитель эмирата Мазъядидов, Али I ибн Мазъяд. Последние годы правления Али воевал с родственным бени Мазъяд племенем бени Дубайс, чтобы отомстить им за своего брата Мухаммеда, убитого в 1010/11 году[1]. Известно об одной жене Али, которая была из бени Дубайс[2]. Неизвестно, была ли она матерью Дубайса. Единственная информация о Дубайсе до смерти его отца сообщена Ибн аль-Асиром. Не позднее 1014 года Али собирался воевать с Анназидом Абуль Шауком, правителем эмирата в восточном Ираке, но после переговоров они достигли согласия, а Дубайса Али женил на сестре Абуль Шаука[3].
После того, как Дубайс наследовал отцу, скончавшемуся в апреле 1018 года[1][4], он не продолжил политику вражды с бени Дубайс[5]. Согласно Ибн Халликану, в 1018 году Дубайсу было 14 лет[5][6]. Брат Дубайса Мукаллад заявил права на эмират и поднял мятеж, но Дубайс I одержал над ним победу. Мукаллад укрылся у Укайлидов в Мосуле[1][4]. После смерти правившего в Багдаде в 1025 году Буида Султан ад-Даулы[англ.] началась борьба за власть между его сыном Абу Калиджаром[англ.] и братом Джалал ад-Даулой[англ.]. В этом противостоянии Дубайс встал на сторону Абу Калиджара, а Мукаллад — на сторону Джалал ад-Даулы. Последний выиграл и в отместку Дубайсу в 1030 году вместе с бени Хафадж (одно из трёх частей племени бени Укайл[англ.]) и Мукалладом напал на Дубайса и изгнал его. Лишь уплатив крупную сумму денег, Дубайс смог договориться с Джалал ад-Даулой и вернуться в свой эмират. В 1033 году другой брат Дубайса, Табит, при поддержке Мукаллада и Арслана аль-Басасири[англ.], военачальника Буидов, выступил против Дубайса. После кровопролитной войны Дубайс был вынужден оставить часть эмирата Табиту[1][5].
15 декабря 1055 года имя сельджукида Тогрула было произнесено в Багдаде в хутбе, а 18 декабря он торжественно вошёл в город со своим двоюродным братом Кутулмышем . Номинально он просто проходил через Багдад во время хаджа. Присутствие его войск вызвало беспорядки[7]. По словам Ибн аль-Асира на следующий день после прибытия несколько воинов подошли к двери дома и просили хозяев о чем-то, но ростолюдины не понимали, чего от них хотят, поэтому забили их камнями и напали на них. Люди услышали крики, они подумали, что халиф и Тогрул сражаются, и они начали убивать всех воинов Тогрула, оторых застали в магазинах Багдада. Туркмены же в ответ сразились с ними, и погибло много людей с обеих сторон[8]. 23 декабря Тогрул арестовал буидского эмира за неспособность контролировать людей. Арслан аль-Басасири покинул со своими войсками город и отправился на захват Мосула, контролировавшегося Укайлидом Курайшем, вассалом сельджукидов[7]. Дубайс начал опасаться сельджукидов и поддержал аль-Басасири, проводившего профатимидскую политику[4][5][9]. В ответ Тогрул отправил Кутулмыша с сельджукским войском на помощь Курайше. Зимой 1056/57 годов Дубайс в союзе с аль-Басасири прибыл в район Синджара, где 9 января 1057 года они нанесли поражение сельджукам, Кутулмыш сбежал в Азербайджан. После этого Тогрул лично прибыл в Мосул, чтобы не допустить его захвата аль-Басасири. Дубайс быстро переметнулся и примкнул к султану. В такой ситуации аль-Басасири не рискнул воевать один и вернулся в Рахбу[7]. Вернувшись в свои земли, Дубайс нашёл их в плачевном состоянии — множество людей погибло от свирепствовавшей чумы[10].
В 1059 году, когда Тогрул покинул Багдад и отправился подавить мятеж своего брата, Ибрагима Инала, в Мосуле, Аль-Басасири захватил Багдад. В июле 1059 года Тогрул победил своего брата и вернулся. Он вступил в переговоры, которые длились до 14 декабря 1059 года, когда Аль-Басасири бежал из города со своей семьёй. Его правление в Багдаде продержалось сорок недель. Аль-Басасири направился к Куфе, намереваясь укрыться у Дубайса. 15 января близ Куфы их настигла конница сельджуков, Дубайс успел бежать, а аль-Басасири вступил в бой. В его лошадь попала стрела, он упал и был убит на месте, а его голова была доставлена Тогрулу в Багдад[7]. После гибели аль-Басасири Дубайс был прощён Тогрулом, ему удалось сохранить свое положение[1][5][9].
Дубайс умер в марте 1082 года, согласно аз-Захаби ему было около 80 лет[1][5][11]. Дубайса сменил его сын Баха ад-Даула Абу Камил Мансур, правивший краткий период времени, а в июне-июле 1086 года после смерти Мансура ему на смену пришёл сын Абу-ль-Хасан Сейф ад-Даула Садака ибн Мансур[1][5].
Дубайс был богат, известно, что он оставил 80 000 динаров[6]. Халиф Каим Биемриллах подарил Дубайсу коня с серебряным седлом, но Дубайс отказался от этого подарка, сказав, что Хезарисб, хаким (губернатор) Ахваза, получил лошадь с золотым седлом. Халиф, который проявил терпение из-за любезности, ответил словами имама Шафии: «Я не дам никому больше, чем он достоин»[12].
Семья
Известно, что одной из жён Дубайса была сестра Анназида Абуль Шаука (брак заключён в 400 г. Х.)[3].
У Дубайса были сыновья: Мансур, женой которого была дочь буидского военачальником Арслана аль-Басасири (брак заключён в 445 г. Х.)[13] и Бадран[6]. По словам Ибн аль Джаузи, у Дубайса был «злой глаз», всё, что ему нравилось — погибало. Однажды он посмотрел на своего сына Бадрана и назвал его красивым, после чего сын умер. Также историк писал, что Дубайс не любил своего внука, Садаку, объясняя это своим сном, в котором Садака добрался до неба с топором в руке, срубил звёзды, а затем упал. Этот сон Дубайс истолковывал так: Садака высоко поднимется, но потратит много денег на разжигание раздоров и погубит семью[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Ozaydin, 2004.
- ↑ Ibn al-Athīr, 1965, p. 249.
- ↑ 3,0 3,1 Ibn al-Athīr, 1965, p. 246.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Bosworth, 1996.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Bosworth, 1991.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Makdisi, 1954, p. 261.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Canard, 1986.
- ↑ ابن الأثير (Ибн аль-Асир). الكامل في التاريخ (Аль-Камиль). ذكر وثوب العامة ببغداد بعسكر طغرلبك وقبض الملك الرحيم . islamport.com. Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 14 февраля 2021 года.
- ↑ 9,0 9,1 Шумов, 2002, с. 70—72.
- ↑ Ibn al-At̲īr, 2002, p. 116.
- ↑ Al-Dhahabi, с. 424.
- ↑ Karakuş, 2018, p. 373.
- ↑ Ibn al-Athīr, 1965, p. 92.
Литература
- Шумов С. А. Ирак: история, народ, культура: док. ист. исслед. / Сергей Шумов, Александр Андреев. — М.: Монолит, 2002. — 250 с. — ISBN 5-93662-008-5.
- ʻIzz al-Dīn Ibn al-Athīr. الكامل في التاريخ (ар.). — Bayrūt: Dar Ṣáder, 1965. — 696 с.
- Ibn al-At̲īr. The Annals of the Saljuq Turks: Selections from Al-Kāmil Fīʻl-Taʻrīkh of ʻIzz Al-Dīn Ibn Al-Athīr / tr. Donald Sidney Richards. — L.: Psychology Press, 2002. — 324 p. — ISBN 978-0-7007-1576-3.
- الدين الذهبي (Al-Dhahabi). سير أعلام النبلاء (The Lives of Noble Figures) (ар.). — Bayrūt: IslamKotob. — Т. 18. — 690 с.
- Bosworth C. E. 36. The Mazyadids // The New Islamic Dynasties: A Chronological and Genealogical Manual. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 1996. — P. 87—88. — 389 p. — ISBN 978-0-74860684-9.
- Bosworth C. E. Mazyad / ed. by C. E. Bosworth, E. van Donzel and Ch. Pellat, Assisted by F.Th. Dijkema and S. Nurit. With B. Lewis and W. P. Heinrichs. — 2nd ed. — Leiden: BRILL, 1991. — Vol. VI. — P. 965—966. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936).
- Canard M. al-Basāsīrī / ed. by H. A. R. Gibb, J. H. Kramers, B. Lewis, E. Lévi-Provençal, J. Schacht. Assisted by S. M. Stern, S. Nurit and R. M. Savory. — 2nd ed. — Leiden: BRILL, 1986. — Vol. I. — P. 1073—1075. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936).
- Karakuş N. Hille’de Bir Bedevî Emîri: Dübeys b. Sadaka // Marife Dini Araştırmalar Dergisi. — 2018. — Т. 18, вып. 2. — S. 339–386. — ISSN 1303-0671. — doi:10.33420/marife.383557.
- Makdisi G.[англ.]. Notes on Ḥilla and the Mazyadids in Medieval Islam (англ.) // Journal of the American Oriental Society. — 1954. — Vol. 74. — Iss. 4. — P. 249–262. — ISSN 0003-0279. — doi:10.2307/595515.
- Ozaydin A. Mezyedîler (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2004. — C. 29. — S. 550—551.