Дуарте, Ладислао
Ладислао Дуарте Эспес | |
---|---|
Ladislao Duarte Espes | |
Период жизни | 1914-1983 |
Место рождения | Эрла, Сарагоса, Арагон, Испания |
Место смерти | Нижний Новгород, Россия |
Принадлежность |
Вторая Испанская Республика СССР |
Род войск | авиация |
Годы службы |
1937—1939 1941—1948 |
Звание |
капитан капитан |
Часть | 1 ИАБ, 740 ИАП |
Командовал | 144 ИАП ПВО |
Сражения/войны | Гражданская война в Испании, Великая Отечественная война |
Ладисла́о Дуа́рте Э́спес[1], Владислав Петрович[2] (исп. Duarte Espes Ladislao, 6.09.1914[3], также указывается 03.09.1917 (05.09.1917)[4], Эрла[3], Сарагоса, Испания — 1993, Москва[2]) — испанский и советский лётчик-истребитель, советский автоконстуктор. Капитан в отставке. Принимал активное участие в создании автомобилей ГАЗ-12 ЗИМ, ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-24 и ГАЗ-3105 «Волга»[2]. Награждён орденами Отечественной войны I и II степени, медали «За оборону Москвы», «За взятие Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другими.
Биография
Ладислао Эспес Дуарте родился в большой семье каменотёса, в 1914 году в деревушке под столицей Арагона города Сарагоса. В 10 лет потерял в автокатастрофе отца и старшего брата. Чтобы поддержать семью Ладислао начал работать, попутно по вечерам учился в индустриальном техникуме на фрезеровщика. Юношей захотел стать лётчиком и оттого бесплатно помогал механикам спортивной авиашколы Сарагосы[2].
В 1936 году, после того как генерал Франко поднял мятеж против Испанской Республики, Дуарте вместе с другими сыновьями рабочих и крестьян направился в привилегированную лётную школу Ларивера для будущей защиты родины. Дуарте обучался по 12-14 часов в сутки; у советского лётчика-инструктора обучался пилотированию самолёта И-15.
Во время гражданской войне в Испании был командиром 4-й эскадрильи «чатос» с 20 августа 1937 по март 1938 годов. После войны эмигрировал в СССР. За воинскую доблесть и мастерство молодой сержант Л. Дуарте был назначен командиром эскадрильи, а осенью 1938 года, в дни жестоких боёв за Теруэль, возглавил авиаполк. За время гражданской войны Ладислао сбил 22 вражеских самолёта[2]. После падения Испанской республики авиаполк Дуарте взял курс на Францию и там испанцы добились отправке в СССР. В Стране Советом испанцам предложили выбрать для жительства любой город, комполка Дуарте с несколькими товарищами поехали в Горький. Испанских коммунистов и радушно приняли на Горьковском автозаводе. Л. Дуарте поступил в инструментально-штамповый корпус фрезеровщиком. Без отрыва от производства успешно окончил Автомеханический техникум с квалификацией техника-технолога по холодной обработке металлов. Одновременно хорошо изучил русский язык.
Дата поступления на службу: 02.07.1941[4]. В Великой Отечественной войне участвовал с ноября 1941 года. С 7 ноября 1941 по 25 июля 1942 года служил в составе 1-й истребительной авиационной бригады. Поначалу командовал частью испанских пилотов, которым выделили И-15, затем воевал на МиГ-3. В составе бригады участвовал в обороне Москвы.
С июля 1942 Дуарте служил в 740-м ИАП 130-й ИАД. Последнюю победу одержал над Кёнигсбергом, сбив бомбардировщик Ju-88.
В конце войны стал командиром 144-го ИАПа ПВО.
После войны до 1948 года служил в ВВС. Демобилизовали испанских лётчиков из рядов ВВС СССР в 1948 году в экстренном порядке.
После демобилизации вернулся на ГАЗ, перейдя в конструкторско-экспериментальный отдел. Здесь Л. Дуарте проработал 39 лет, став руководителем группы. Был известен как один из уникальных специалистов в области разработки поверхности кузова. В соавторстве с американцем Вильямсом, тоже работавшим на заводе, написал книгу по разработке поверхности[5]. Его труд на заводе был отмечен грамотами, благодарностями и премиями, он всегда находился в числе передовиков и новаторов социалистического соревнования.
В начале 1960-х, когда политический режим в Испании немного смягчился, Л. Дуарте временно выехал на родину, чтобы повидаться с близкими. Затем вернулся в СССР и снова пришёл на Горьковский автозавод[2].
В 1966 году его, как испаноговорящего квалифицированного специалиста, направили в длительную командировку на Кубу, где занимался организацией технологических процессов по сборке и ремонту советских авто[2][6]. В 1977—1980 гг. командирован в Никарагуа по линии Советского Красного Креста. о завершению командировки вернулся на Горьковский автозавод.
Семья
Супруга — Валентина Васильевна; вместе воспитали двоих сыновей. Дети продолжили династию, работая также на ГАЗе[2].
Список воздушных побед
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Награды
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Орден Отечественной войны I степени (31.07.1944), Орден Отечественной войны II степени (06.04.1985)
Медали: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (09.05.1947), «За оборону Москвы» (01.05.1944),
Новаторство и ударная работа Л. Дуарте были отмечены большой серебряной медалью ВДНХ, медалью «Ветеран труда», почётными знаками «Ветеран автомобильной промышленности СССР», «Победитель соцсоревнования», Почётной грамотой Министерства автомобильной промышленности СССР[2].
Память
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Сочинения
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Примечания
- ↑ https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer7821439/ известен в СССР как Дуарто (Дуарте, Дуартэ) Ладисло (Ладислао) Эспес
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Две судьбы | Централизованная библиотечная система Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
- ↑ 3,0 3,1 Spanish biplane fighter aces Ladislao Duarte Espés
- ↑ 4,0 4,1 Дуарто (Дуарте, Дуартэ) Ладисло (Ладислао) Эспес :: Память народа
- ↑ По воспоминаниям Сергея Плотникова Архивная копия от 19 мая 2010 на Wayback Machine
- ↑ И снова в бой
Литература
- Испанские лётчики-добровольцы в ВВС РККА. — Авиация и время, № 3, 2002.
- Мероньо Ф. И снова в бой. — М.: Воениздат, 1977.
- Шингарев С. И. «Чатос» идут в атаку. — М.: Московский рабочий, 1986.
- Шерстинский В. Две судьбы : [о конструкторах ГАЗ И. Пархиловском и Ладислао Эспеса Дуарте] // Автозаводец. — 2019. — 5 сент. (№ 36). — С. 17. — (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).
Ссылки
Для улучшения этой статьи желательно: |