Дросида Римская

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мученица
Дросида Римская
Смерть Рим
Почитается Христианская церковь
В лике мученица
День памяти в Восточных церквах 22 марта и 22 сентября; в Западных церквах 14 и 15 декабря
Подвижничество мученическая кончина

Дроси́да (или Друсила, или Друсина; греч. Δροσίς, Δρουσίλλα, Δρουσίνα; II век) — святая Христианской церкви, мученица Римская (Антиохийская?).

Память совершается в Восточных церквах 22 марта и 22 сентября; в Западных церквах 14 и 15 декабря.

Житие

Сказание гласит, что Дросида была дочерью римского императора Траяна (98—117), который преследовал христиан.

По повелению Траяна исповедников Христа ежедневно предавали смерти, а тела их бросали в непотребных и нечистых местах. В это время, упражняясь в исполнении заповедей Божиих и смиренно совершая свои подвиги, проводили в воздержании жизнь некие христианские девы, и их наставницы всякий раз подбирали тела мучеников и, помазав их благовониями, завёртывали в чистое полотно и хоронили в своих жилищах. Дросида, узнав об этом, в одну ночь, когда все бывшие при ней слуги спали, пришла к этим девам и просила их позволить ей идти вместе с ними, чтобы и она могла взять честное тело святого мученика, несмотря на то что сама не была крещена.

Между тем некий Андриан, жених Дросиды и близкий друг императора, дал ему совет поставить воинов для охранения преданных смерти христиан, чтобы узнать, кто похищает тела их. Траян повелел исполнить этот совет, и воины, поставленные на стражу, схватили вышеназванных дев, а вместе с ними и Дросиду. Утром их всех привели к императору. Увидев Дросиду, Траян пришёл в ужас и повелел стражам строго охранять её в закрытом помещении, надеясь, что, раскаявшись, она исправится. Для дев же он приказал выковать большой котёл и бросить их в него и вместе с ними — большое количество меди для сплава, чтобы медь слилась с телами их, и они сгорели в ней. Из этой меди он повелел выковать жертвенные треножники и поставить их во вновь выстроенной им бане, которая в праздник Аполлона в первый раз должна была быть открыта для отдыха язычников. Когда святые мученицы Христовы были сожжены и скованы были треножники для жертв, то стал сходиться к бане народ, и первый из пришедших, едва переступив порог, упал на землю и умер. То же случилось и со всеми теми, которые вместе с ним подошли к порогу, так что никто не мог войти в баню. Траян, узнав об этом, повелел сделать из треножников пять статуй нагих дев, похожих на казнённых христианок, и для поношения и поругания их поставить эти статуи перед входом в императорскую баню. Когда статуи были поставлены на назначенные места, Траян увидел во сне пять чистых агниц, пасущихся в раю и пасущего их пастуха, который сказал ему, что и дочь императора ожидает мученический венец.

Разгневанный Траян приказал построить в противоположных концах Рима две печи, на которых велел сделать надпись с приглашением всем христианам добровольно ввергнуть себя в огонь, если они откажутся принести жертвы языческим богам. Узнав о том, что христиане по вере во Христа сами ввергают себя в печи, Дросида тайно покинула дворец в надежде взойти на небо, где пребывали уже пять дев. Прежде чем исполнить свой замысел, она хотела принять Крещение, но не знала, кого просить об этом. Тогда она помазала себя миром, вошла в протекавший на её пути ручей и сама крестила себя. Затем, по прошествии семи дней, которые она провела в посте и молитве, Дросида пришла к раскалённой печи и бросилась в неё, приняв мученический венец.

Агиография

Сохранилось Похвальное слово святителя Иоанна Златоуста, посвящённое мученице Дросиде, из которого следует, что она была сожжена на костре за исповедание христианской веры, и её память чтилась в селении близ Антиохии, где было произнесено Похвальное слово. О почитании Дросиды в Антиохии в VI веке свидетельствует слово Севира, патриарха Антиохийского (512—519), произнесённое в храме, посвящённом Дросиде, возможно, том же, где было произнесено слово Иоанна Златоуста в IV веке. Однако у Иоанна Златоуста она не названа дочерью императора Траяна. Болландисты, издатели «Мученичества Дросиды» в Acta Sanctorum, придерживались той же точки зрения. Сохранилось сирийское «Мученичество Дросиды и других», где Сирия указана местом её смерти при Траяне.

Примечания

Литература