Древнеиранская медицина
Этот перевод статьи с другого языка требует улучшения. |
Практика и изучение медицины в Персии имеет долгую и плодотворную историю[1]. Иранские академические центры, такие как Университет Гондишапура (III век нашей эры), были питательной средой для союза великих учёных из разных цивилизаций[2][3]. Эти центры успешно следовали теориям своих предшественников и значительно расширили свои научные исследования в истории. Персы были первыми создателями современной больничной системы[4][5].
В последние годы некоторые экспериментальные исследования действительно оценили средневековые иранские лечебные средства с использованием современных научных методов. Эти исследования подняли возможность возрождения традиционных методов лечения на основе доказательной медицины[6].
История и предыстория
Доисламский
Историю медицины древней Персии можно разделить на три отдельных периода. Шестая книга Зенд-Авесты содержит некоторые из самых ранних записей истории древнеиранской медицины.
Вендидад, один из сохранившихся текстов Зенд-Авесты, различает три вида медицины: лечение ножом (хирургия), лекарство травами и лекарство божественными словами; и лучшим лекарством, согласно Вендидаду, было исцеление божественными словами[7]:
«Из всех целителей, о Спитама Заратустра, а именно тех, кто лечит ножом, травами и священными заклинаниями, последний является самым сильным, поскольку исцеляет от самого источника болезней».
— Ардибешт Яшт
Фактически, Вендидад посвящает медицине большую часть последних глав[8].
Хотя Авеста упоминает нескольких известных врачей, наиболее известные — Мани, Рузбех и Бозоргмехр — появились позже[9].
Вторая эпоха охватывает эпоху так называемой литературы Пехлеви (англ.), где вся медицина систематически рассматривалась в интересном трактате, включённом в энциклопедический труд Динкарта[10], в котором в изменённой форме перечислено около 4333 болезней.[11]
Третья эпоха начинается с династии Ахеменидов и охватывает период Дария I, чей интерес к медицине был настолько велик, что он восстановил медицинскую школу в Саисе (Египет), которая ранее была разрушена, восстановив книги и оборудование.[12]
Первым учебным госпиталем был госпиталь Академии Гондишапура в Персидской империи. Некоторые эксперты утверждают, что «в очень большой степени вся больничная система должна быть отдана Персии»[13].
Согласно Вендидаду, врачи, чтобы доказать свою квалификацию, должны были вылечить трёх пациентов последователей Дивьяснана; если они потерпят неудачу, они не смогут заниматься медициной. На первый взгляд эта рекомендация может показаться дискриминантной и основана на экспериментах на людях. Но некоторые авторы истолковали это так, что с самого начала врачей учили устранять ментальный барьер и лечить как врагов, так и друзей.[14][15] Гонорар врача за услуги основывался на доходе пациента.
Практика древнеиранской медицины была прервана арабским вторжением (630 г.). Однако достижения периода Сасанидов были продолжены и расширены во время расцвета исламистских наук в Багдаде, с арабским текстом Тарих аль-Сукама, приписывающим Академии Гондишапура лицензирование врачей и надлежащее лечение и обучение. Многие письменности пехлеви были переведены на арабский язык, и в регионе Большого Ирана были врачи и учёные, такие как Абу Али аль-Хусайн ибн Абд Аллах ибн Сина и Мухаммад ибн Закария аль-Рази, а также математики, такие как Хорезми и Омар Хайям[16]. Они собрали и систематически расширили греческое, индийское и персидское древнее медицинское наследие и сделали дальнейшие открытия[17].
Средневековый исламский период
Одной из основных ролей, которую играли средневековые иранские ученые в области науки, было сохранение, консолидация, координация и развитие идей и знаний в древних цивилизациях. Некоторые иранские хакимы (практикующие врачи), такие как Мухаммад ибн Закария ар-Рази, известный на Западе как Разес, и Ибн Сина, более известный как Авиценна, не только собирали всю существующую информацию о медицине того времени, но и дополняли это знание путём их собственных проницательных наблюдений, экспериментов и навыков.[18][19] «Канун фел теб Авиценны» («Канон») и «Китаб аль-Хави из Рази» («Континенс») были одними из центральных текстов в западном медицинском образовании с XIII по XVIII века.[20][21]
В XIV веке медицинский труд на персидском языке «Ташрих аль-бадан» («Анатомия тела») Мансура ибн Ильяса (англ., ок. 1390 г.) содержал исчерпывающие схемы структурной[что?], нервной и кровеносной систем организма.[22]
Черепная хирургия и психическое здоровье
Свидетельства об операции относятся к III веку до нашей эры, когда первая черепная операция была проведена в Шахр-э-Сухте (сгоревший город) на юго-востоке Ирана. Археологические исследования черепа 13-летней девочки, страдающей гидроцефалией, показали, что она перенесла черепную операцию по удалению части кости черепа, и что после операции девочка прожила не менее 6 месяцев[23].
До сих пор существует несколько документов, из которых можно установить определения и методы лечения головной боли в средневековой Персии. Эти документы содержат подробную и точную клиническую информацию о различных типах головных болей. Средневековые врачи перечисляли различные признаки и симптомы, очевидные причины, а также правила гигиены и питания для предотвращения головных болей. Средневековые писания точны и ярки, и они содержат длинные списки веществ, используемых для лечения головных болей. Многие подходы врачей средневековой Персии приняты сегодня; тем не менее, многие из них могут быть полезны современной медицине[24]. План противоэпилептической лекарственной терапии в средневековой иранской медицине индивидуализирован, предусматривая отдельную и комбинированную лекарственную терапию с графиком дозирования для каждого из них. Врачи подчеркивают важность дозы и способа введения и определяют график приема лекарств. Недавние эксперименты на животных подтверждают противосудорожное действие некоторых соединений, рекомендованных средневековыми иранскими врачами для лечения эпилепсии[6].
В «Каноне медицины» (ок. 1025 г.) Авиценна описал многочисленные психические состояния, включая галлюцинации, бессонницу, манию, кошмар, меланхолию, слабоумие, эпилепсию, паралич, инсульт, головокружение и тремор[25].
Акушерство и гинекология
В работе Шахнаме X века Фирдоуси описывает кесарево сечение, выполненное на Рудабе, во время которого зороастрийский священник приготовил специальный винный агент, который использовался в качестве анестетика[26], чтобы вызвать бессознательное состояние во время операции[27]. Хотя этот отрывок в значительной степени мифичен по своему содержанию, он демонстрирует практическое знание анестезии в древней Персии .
См. также
Примечания
- ↑ Pourahmad (2010-11-20). «History of Medical Sciences in Iran». Iranian Journal of Pharmaceutical Research 0 (2): 93–99. doi:10.22037/ijpr.2010.750. ISSN 1735-0328.
- ↑ Behrouz R, Ourmazdi M, Reza’i P. Iran—The cradle of science. 21st ed., Iran Almanac, 1993, p. 115-8.
- ↑ 2. M. Meyerhof, Science and medicine. In: T. Arnold and A. Guillaume, Editors, The legacy of islam, Oxford University Press, London (1952), pp. 314—315.
- ↑ Cyril Elgood. A Medical History of Persia and the Eastern Caliphate. — London : Cambridge University Press, 1951. — ISBN 9780511710766. — doi:10.1017/CBO9780511710766. Архивная копия от 10 июля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Mohammadali M. Shoja, R. Shane Tubbs (2007). «The history of anatomy in Persia». Journal of Anatomy 210 (4): 359–378. doi:10.1111/j.1469-7580.2007.00711.x. PMID 17428200.
- ↑ 6,0 6,1 A. Gorji et al. History of epilepsy in Medieval Iranian medicine. Neurosci-Biobehav-Rev. 2001 Jul; 25(5): 455-61
- ↑ Hormoz Ebrahimnejad. Religion and Medicine in Iran: From Relationship to Dissociation. Hist. Sci., xl (2002)
- ↑ For the Vendidad and Persian Medicine in general, see Darmesteter trans of The Zend-Avesta, Part I, Sacred Books of the East, Vol 4. Geschichte des Alten Persians, 1897. Dinkart: History of Antiquity Vol I.
- ↑ The Medical Science in Avesta . Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 12 июня 2008 года.
- ↑ Printed since in two Vols., 1874 and 1910.
- ↑ Medicine throughout Antiquity. Benjamin Lee Gordon. 1949. p. 296, 306.
- ↑ Medicine throughout Antiquity. Benjamin Lee Gordon. 1949. p. 296, 304.
- ↑ C. Elgood, A medical history of Persia, Cambridge Univ. Press. p. 173.
- ↑ M.Najmabadi, History Of Medicine in Persian, p. 233.
- ↑ R. Majdari, Medical License And Profession In Ancient Iran, Borzouyeh, September 95, p. 42.
- ↑ Birouni, Aussar el Baghieh
- ↑ Mohammad-Hossein Azizi. History of Ancient Medicine in Iran. Arch Iranian Med 2007; 10 (4): 552—555.
- ↑ C. Elgood. In: A medical history of Persia and the eastern caliphate from the earliest times to the year 1932 AD 1932, Cambridge University Press, London (1951), p. V.
- ↑ C. Elgood. In: A medical history of Persia and the eastern caliphate from the earliest times to the year 1932 AD 1932, Cambridge University Press, London (1951), pp. 205—209.
- ↑ N.G. Siraisi. In: Avicenna in Renaissance Italy: the Canon and medical teaching in Italian universities after 1500, Princeton University Press, Princeton (1987), pp. 77-124.
- ↑ W. Osler. In: The evolution of modern science, Yale University Press, New Haven (1921), p. 243.
- ↑ Turner, Howard R. (1997), Science in Medieval Islam: An Illustrated Introduction, University of Texas Press, с. 136–8, ISBN 978-0-292-78149-8, <https://archive.org/details/scienceinmedieva0000turn/page/136>
- ↑ Sajjadi SM. First brain surgery in 4800 years ago in Iran. In: Iran News Agency [online]. Available atwww.irna.com. Accessed January 2, 1999.
- ↑ History of a headache in medieval Persian medicine, The Lancet, Volume 1, Issue 8, December 2002, Pages 510—515
- ↑ S Safavi-Abbasi, LBC Brasiliense, RK Workman (2007), «The fate of medical knowledge and the neurosciences during the time of Genghis Khan and the Mongolian Empire», Neurosurgical Focus 23 (1), E13, p. 3.
- ↑ Medicine throughout Antiquity. Benjamin Lee Gordon. 1949. p. 306.
- ↑ Edward Granville Browne, Islamic Medicine, Goodword Books, 2002, ISBN 81-87570-19-9 p. 79.