Перейти к содержанию

Дорожное движение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Движение на дорогах осуществляется участниками дорожного движения, то есть лицами, являющимися либо водителями, либо пассажирами, либо пешеходами[1].

Возможные транспортные средства включают объекты самых разных категорий: от ездовых животных и гужевых повозок до гусеничной техники. Также в дорожном движении участвуют пешеходы. Полоса движения, предназначенная для пешеходов ― тротуар или обочина дороги вне населённого пункта.

Дорожное движение обычно организовано с помощью обозначенных полос, перекрестков, развязок, светофоров, дорожных знаков. В некоторых юрисдикциях могут быть очень подробные и сложные правила дорожного движения, в то время как другие больше полагаются на здравый смысл водителей и их готовность к сотрудничеству[источник не указан 1273 дня].

Цель организации дорожного движения ― безопасность участников и повышение эффективности использования автомобильного транспорта. Для этого в разных странах законодательно принимают Правила дорожного движения и систему норм, регулирующую права и обязанности дорожных служб, допустимые при строительстве дорог материалы и ответственность за нарушение правил. В частности, в Российской Федерации определяющими являются Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях РФ и государственная система стандартизации ГОСТ.

Неудачная организация дорожного движения может привести к дорожным заторам и дорожно-транспортным происшествиям.

История регулирования дорожного движения

В большинстве стран ещё до появления автомобилей появились правила, регулирующие очередность проезда перекрестков, устанавливающие необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, было введено преимущество пешехода на движение, закрепилось правостороннее движение[2]. Левостороннее движение принято, в частности, в Великобритании, Индии, Японии, Мьянме и на Кипре.

Стороны движения в странах предположительно связывают с уровнем милитаризации дорожного движения на момент законодательного определения в XVIII-XIX веках[2]. Сторонники такой точки зрения утверждают, что разъезд гражданских экипажей и конных упряжей вправо значительно проще

« — натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. . Пешим или конным воинам, напротив, сподручнее разойтись по левой стороне. В случае конфликта ударная рука с мечом ближе к противнику — а если до драки не дойдёт, то висящие слева на бёдрах клинки не ударятся друг о друга. Поскольку воины составляли меньшинство населения, а оружие в дороге со временем перестало быть необходимостью, постепенно стало доминировать правостороннее движение»[2]

Первый в Германии уличный светофор, установленный в 1924 году на Потсдамской площади в Берлине
Перекрёсток с множеством дорожных разметок

В 1868 году в Лондоне перед зданием парламента был установлен семафор, при горизонтальном положении крыльев которого движение запрещалось, а при опущенных под углом 45 градусов крыльях можно было двигаться.

В 1893 году во Франции появились первые правила движения для автомобилей.

В 1909 году в Париже была принята первая международная конвенция, предусматривающая международные правила дорожного движения. В частности, она регламентировала дорожные знаки.

В 1914 году в США появились первые электрические светофоры. В 1918 году они появились и в Европе.

В 1911 году на Woodward Avenue в Детройте (на тот момент это была единственная бетонная дорога в мире) была нанесена осевая линия для разделения полос движения. Так появилась дорожная разметка.

В 1931 году в Женеве прошла международная конференция, на которой была принята единая европейская система дорожных знаков.

В 1955 году в Нью-Джерси на парковой дороге округов Мидлсекс и Монмут соорудили шумовые полосы — полосы из рифлёного бетона, производящие шум при движении по ним. Сейчас фрезерованные шумовые полосы широко используются в США, Канаде, Финляндии, Швеции, Норвегии. Их наносят при приближении к переходному переходу или опасному участку дороги, а также на разделительных полосах и обочинах междугородных дорог.

В 1966 году на двух автомагистралях в США впервые применили точки Боттса[англ.] — приподнятые над дорогой светоотражательные маркеры, которые шумом предупреждали водителей о пересечении разметки.

В 1968 году в Вене представителями 68 стран мира была подписана Конвенция о дорожном движении[3].

Ограничение скорости движения

На большинстве дорог в мире скорость ограничена (обычно 90-130 км/ч вне населённых пунктов), но на некоторых дорогах до сих пор не существует ограничений скорости. Самые известные из них — автобаны Германии.

Внутри населённых пунктов в большинстве европейских стран максимальная скорость составляет 50 км/ч. Исключения — Греция — 40 км/ч, Азербайджан, Белоруссия, Россия — 60 км/ч.

Бессветофорное движение

Cветофоры снижают пропускную способность перекрёстков. Наихудшие результаты при этом демонстрируют светофоры со стрелкой левого поворота. Также сигналы светофора часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий, вызванных столкновением двух автомобилей, движущихся друг за другом. Это связано с тем, что водители едут быстрее и стараются держаться ближе к идущей впереди машине, так как боятся пропустить зеленый сигнал светофора. Также они часто они смотрят вверх на светофор, а не на дорогу.

Круговые перекрёстки с односторонним движением безопаснее, чем перекрестки, оснащенные светофорами. Они позволяют снизить число дорожных происшествий вдвое, а количество аварий с причинением серьезных увечий и смертельным исходом — на 60-90%[4].

При организации дорожного движения, основанной на устройстве перекрёстков таким образом, чтобы для безопасного разъезда автомобилей не требовался светофор, пешеходы пропускаются через дорогу с помощью подземных переходов[5].

«Успокоение движения» и выделенные полосы

«Островок безопасности» на пешеходном переходе в Праге

В развитых странах в населённых пунктах применяют различные методы «успокоения движения» для повышения безопасности движения. Дороги специально делаются криволинейными, одноуровневые развязки — круговыми. Часто дороги огибают платформы трамвая, находящегося в центре улицы, что также обеспечивает безопасность подхода к остановке трамвая[6].

Отказ от концепции «приспособления к автомобилю» стал одной из значимых тенденций в развитии современного города за последние 15-20 лет, в первую очередь в странах Западной Европы. Целью является создание такой транспортной системы, которая позволяла бы жителям города рационально использовать различные способы передвижения: пешком и на велосипеде (внутри жилых районов), на личных автомобилях (при передвижениях в пригородах и между городами), на общественном транспорте (при передвижениях в центр города). Замещение индивидуального автотранспорта общественным транспортом позволяет повысить эффективность использования дорожной сети в два-три раза. Для общественного транспорта (автобусов, троллейбусов) всё чаще используют выделенные полосы движения[7].

Интеллектуальные транспортные системы

Дорожный знак с переменным ограничением скорости (в зависимости от дорожной обстановки)

Япония, с её небольшой территорией и крайне загруженной дорожной сетью, несла значительные потери от пробок. В 1996 году там была внедрена система информирования водителей при помощи встраиваемых в машины устройств (Vehicle Information and Communication System, VICS). Бортовые системы обрабатывали получаемые данные о загрузке дорог и предлагали водителям оптимальный маршрут.

Одной из первых стран, где была внедрена интеллектуальная транспортная система, стал также Сингапур, в котором на дорогах через каждые 500 метров установлены детекторы транспорта.

В Москве в 2016 году была внедрена интеллектуальная транспортная система, использовавшая к 2019 году свыше 3,5 тыс. датчиков движения транспорта, и управляющая светофорами. С момента внедрения этой системы в два раза снизилось число ДТП, а средняя скорость движения увеличилась на 13%[8][9].

См. также

Примечания

  1. Правила дорожного движения в ред. 2021 года
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Александр Агеев. Почему человечество не ездит по одной стороне дороги // Драйв : журнал. — 2008. — 31 июля. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  3. История создания и развития организации дорожного движения. Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 20 июля 2021 года.
  4. Управление дорожным движением. Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 20 июля 2021 года.
  5. РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ. Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 20 июля 2021 года.
  6. Сужение дорог и ограничение скорости: как избавиться от пробок в Новосибирске
  7. ОБЗОР ПЕРЕДОВОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ. Дата обращения: 25 августа 2021. Архивировано 2 марта 2022 года.
  8. Формирование и развития интеллектуальных транспортных систем. Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 20 июля 2021 года.
  9. Интеллектуальная транспортная система: «умный» город в движении. Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 20 июля 2021 года.