Донон (ресторан)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дом на набережной Мойки 24, во дворе которого находился ресторан «Донон»

Герб Объект культурного наследия РФ

Донон — ресторан, располагавшийся в Санкт-Петербурге. Вначале он находился в глубине двора дома по набережной реки Мойки, 24,[1] и затем на Английской набережной, 36[2]. «Донон» был известен как один из самых фешенебельных ресторанов дореволюционного Петербурга, его посещали известные литераторы, столичные беллетристы и другие известные общественные и культурные деятели[3].

После того, как очередной владелец уже знаменитого ресторана решил переместить его в другое здание, на старой территории другими предпринимателями был открыт другой одноимённый ресторан, что привело к существованию двух «Дононов» — «Старого Донона» по Английской набережной[2] и «Донону-Бетану» по старому адресу на Мойке. Между владельцами обоих ресторанов разгорелся громкий конфликт[1].

История

Ещё в 1824 году во дворе дома купца Калугина на набережной реки Мойки, 24 располагалась французская лавка, торговавшая печёным картофелем и модными тогда макаронами. Через 10 лет владелец лавки арендовал весь дворовый флигель для постройки кафе-ресторана, именованного рестораном Сан-Жоржа. В 1849 году ресторан выкупил Жан-Батист Донон, перешедший со своей семьёй в русское подданство[3]. Хотя заведение располагалось в глубине двора без парадного входа[2], оно быстро приобрело известность в городе как один из самых фешенебельных ресторанов[2]. «Донон» также был известен своим одноимённым винным погребом с бургундским и бордо середины XIX века[1]. Официантами ресторана были татары, высоко ценившиеся как ресторанные служители в силу их неприятия алкоголя[4].

Следующие десятилетия заведение постоянно меняло своих владельцев, тем не менее ресторан продолжал обслуживать богатых посетителей и подавать французские блюда. Также в «Дононе» подавали паровые котлеты, уху, ершей и фирменный напиток жженку. При ресторане был оборудован сад, летом посетители обедали в садовых беседках, в начале XX века на эстраде ресторанного зала играл румынский оркестр[3].

В 1910 году здание приобрёл Митрофан Сементовский-Курило[5], владелец «Большой Северной» гостиницы и переместил заведение в здание на Английской набережной, 36[2] у Благовещенской площади[1]. Сементоовский переименовал заведение в «Старый Донон», так как название к этому моменту уже стало известным городским брендом[4]. Предприниматель провёл капитальный ремонт по новому адресу, украсил помещение бронзой и картинами Тенирса, Воуэрмана и Сверчкова, висевшими в старом здании ресторана. Также Сементовский превратил «Донон» в акционерное сообщество, одно из первых в петербургском ресторанном бизнесе[1].

Старое помещение ресторана на Мойке выкупил итальянский предприниматель А. П. Бетан и вступил в соглашение с татарской прислугой «Донона», зарегистрировав товарищество «Ресторан Бетан и татары» и открыв новый ресторан в старом помещении на Мойке. Стремясь извлечь максимальное преимущество из связи знаменитого названия с не менее известным адресом, Бетан нашёл во Франции нового партнёра с фамилией Донон, чтобы иметь законное право на регистрацию нового названия для своего ресторана — «Донон Бетан и татары». Также на Бетана работал бывший шеф-повар «Донона» З. Д. Еремеев. Таким образом в Петербурге возникли два действовавших ресторана «Донон», и оба ресторана претендовали на владение знаменитой маркой[1]. Между их владельцами возник горячий конфликт, ставшей главной темой столичных газет и предметом для карикатур[1]. Из-за давления Министерства торговли Бетан переименовал свой ресторан в «Товарищество Павел Донон, Бетан и татары, основанное в 1910 г.». Тем не менее итальянский предприниматель тщательно сохранял все традиции заведения по старому адресу. Жители Петербурга продолжали ассоциировать «Донон-Бетан» со старым и оригинальным рестораном[6].

Оба «Донона» продолжали борьбу за внимание клиентов, например заявляли о 50-летнем юбилее ресторана. После кончины Бетана в 1911 году его дело продолжали партнёры. «Донон» Бетана пользовался популярностью, в том числе и из-за близкого расположения к императорскому дворцу. М. К. Сементовский-Курило, владелец старого «Донона» по новому адресу, терпел сильное давление из-за конкуренции и боролся за привлечение большего количества клиентов, организовывая музыкальные вечера, приглашая известных певцов и организовывая конкурс на рисунок для меню и плакат среди членов Императорского общества поощрения художеств (ИОПХ)[6]. Тем не менее в 1912 году «Старый Донон» пережил банкротство[7]. Однако, после значительной реорганизации, ресторан продолжил свою деятельность. В 1914 году в здании на Английской набережной произошёл пожар, однако ресторан был восстановлен[7]. История двух ресторанов закончилась во время революции[2], однако в период НЭПа на набережной Мойки, 24 существовал ресторан под названием «Донон». Несмотря на название, его характер разительно поменялся[8], это было злачное заведение, которое, например, часто посещал легендарный бандит Лёнька Пантелеев[9].

Посетители

Постоянным клиентом ресторана был князь Алексей Александрович. Его также посещали Гончаров, Костомаров, Некрасов, Панаев, Писемский, Тургенев, Чернышевский и другие известные литераторы[3]. Например Анна Ахматова упоминала обеды в «Дононе» как символ красивой и беспечной светской жизни Санкт-Петербурга[4]. В 1890-х годах в «Дононе» знаменитыми столичными беллетристами проводились «дононовские субботы» в последнюю субботу каждого месяца[3]. На такие встречи женщин не приглашали[10]. В «Дононе» также организовывались ежегодные обеды членов общества передвижников[11] и праздники в честь годовщины крестьянской реформы Александра II её организаторами[12]. В ресторане предпочитала обедать петербургская профессура[13].

Было около часу ночи, и дононовский сад был погружен в тьму. <…> Лакеи-татары, как тени, бесшумно сновали взад и вперед по дорожкам. <…> Я пошел побродить по дорожкам и потому не присутствовал при процессе заказывания ужина. До слуха моего долетали: «ecrevisses a la bordelaise» [раки по-бордоски], «да перчику, перчику чтобы в меру», «дупеля есть?», «земляники, братец, оглох, что ли?», «на первый раз три крюшона…

Михаил Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала»[2]

В ресторане в своё время скрывался сбежавший из тюрьмы князь-анархист Пётр Алексеевич Кропоткин. Князь решил спрятаться в «Дононе», заметив, что «никому не придёт в голову искать его в модном ресторане». Тем не менее это не спасло князя от жандармерии, ворвавшейся в ресторан. Кропоткину удалось сбежать, так как полиция не проводила обыск возле здания[5]. В начале XX века у ресторана встречались петербургские масоны[5].

Так как в начале XX века в городе существовало два ресторана под названием «Донон» и возникла путаница с их обозначением, зачастую невозможно установить, какое заведение подразумевали мемуаристы и писатели при упоминание «Донона» накануне революции, например, где обедали участники и организаторы первой Финляндской выставки в 1917 году[8].

Литература

  • Юлия Демиденко. Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века. — Центрполиграф, 2011. — 361 с. — ISBN 978-5-227-03013-9.
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 125.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 5 известных дореволюционных ресторанов Петербурга (рус.), Культура.РФ. Дата обращения 10 сентября 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 117.
  4. 4,0 4,1 4,2 Лидия Березовая. История туризма и гостеприимства. Учебник для СПО. — Litres, 2020-10-16. — 478 с. — ISBN 978-5-04-305182-0.
  5. 5,0 5,1 5,2 Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 124.
  6. 6,0 6,1 Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 126.
  7. 7,0 7,1 Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 128.
  8. 8,0 8,1 Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 127.
  9. Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 28.
  10. Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 118.
  11. Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 121.
  12. Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, 2011, с. 122.
  13. Alexander Graf. Festkultur in der russischen Literatur (18. bis 21. Jahrhundert). — Herbert Utz Verlag, 2010. — 375 с. — ISBN 978-3-8316-4007-2.